Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

122

ЗИНАИДА ИЛЬИНИЧНА КАЛМЫКОВА

 

7 октября 1993 г. скончалась доктор психологических наук Зинаида Ильинична Калмыкова. Вся ее научная жизнь была связана с лабораторией психологии учения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологического института РАО). В этой лаборатории, возглавлявшейся Н. А. Менчинской, Зинаида Ильинична прошла путь от младшего научного сотрудника до профессора, руководителя группы.

3. И. Калмыкова изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний. Разработанные ею оригинальные диагностические методики представлены в книге «Проблемы диагностики умственного развития учащихся» (1975). Результаты большого экспериментального исследования, ставшего основой докторской диссертации, отражены в монографии «Продуктивное мышление как основа обучаемости» (1981).

Изучая детей со способностями разного уровня, 3. И. Калмыкова старалась уделять особое внимание тем из них, кто нуждался в наибольшей педагогической и психологической помощи, — детям, отстающим в учении, в том числе детям с задержкой психического развития. Она организовала научную группу, проводившую разностороннее исследование особенностей развития этих детей — и интеллектуального, и личностного, была непосредственным участником всех научных и организационных дел, связанных с созданием первой в стране школы-интерната для детей с задержкой психического развития в Нижнем Новгороде, а затем — сети таких школ. Научная работа 3. И. Калмыковой и ее группы получила отражение в цикле статей, опубликованных в журналах «Дефектология» и «Вопросы психологии», в книгах «Отстающие в учении школьники: проблемы психологического развития» (1986), «Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога» (1982).

Зинаиду Ильиничну всегда отличали пристрастное отношение к своему делу, к результатам исследовательской работы, желание самой внедрять эти результаты в практику. Ее активное включение в педагогический процесс имело еще один очень продуктивный выход — анализ деятельности учителей-новаторов. Наблюдения, проведенные в Донецке, в школе В. Ф. Шаталова, изучение материалов, полученных в процессе обучения по его разработкам, легли в основу книги «Педагогика гуманизма» (1990).

З. И. Калмыкова прожила насыщенную и яркую жизнь. Она много и увлеченно работала в науке, общалась с аспирантами, коллегами и учителями, часто бывала в командировках, путешествовала. Зинаида Ильинична всегда была энергична и общительна, подвижна и деятельна, несмотря на болезнь. Удивительно терпеливый и непритязательный в жизни человек, она была добра к окружавшим ее людям.

Светлая память о Зинаиде Ильиничне сохранится у всех, кто работал с ней, читал ее книги и просто знал ее.