Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

120

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Н. В. СОФРОНОВА

Чебоксары

 

 Занимаясь проблемами внедрения новых информационных технологий (НИТ) в учебный процесс, мы обнаружили противоречие, которое требует быстрейшего разрешения. С одной стороны, учителя проявляют большую заинтересованность в овладении средствами НИТ. Так, по результатам социологического опроса, проведенного в трех школах Чебоксар, 68 % учителей хотели бы использовать компьютер на своих уроках. В этих же школах всем заинтересованным учителям была предоставлена такая возможность, но воспользовались ею не более 7—8 учителей в каждой школе (что составляет примерно 8 % от общего количества учителей). Но даже из этих немногих добровольцев только 3—4 учителя в каждой школе начали реально использовать на своих уроках компьютер.

Проблема требует быстрейшего разрешения прежде всего потому, что повышение эффективности обучения при использовании компьютера можно считать доказанным. Разработаны серьезные теоретические обоснования активизации процесса обучения при использовании вычислительной техники на уроках как для предметов естественнонаучного цикла, так и для гуманитарных дисциплин.

Для реального внедрения средств НИТ, в том числе и компьютеров, в процесс обучения есть все предпосылки: понимание учителями актуальности и важности задачи, свободное машинное время, педагогические программные средства (при недостатке которых учителя могут их сами разработать на основе инструментальных программных средств). Было найдено время и люди для обучения учителей, но приложенные усилия не принесли желаемого результата. Отсутствие результата — тоже результат, конечно, и остается только понять, в чем причина такого поведения учителей и каким образом можно изменить это поведение в желаемом направлении.

Поскольку большая часть учителей не проявила интереса к занятиям по обучению работе на компьютере еще до начала этих занятий, а среди обучаемых не было ни одной претензии к их проведению, то мы исключили возможность недобросовестного или некачественного проведения и организации подготовки. Таким образом, мы пришли к мысли, что причину надо искать в представлениях, предшествовавших действию, то есть в установке.

Понятие установки мы понимаем вслед за Д. А. Узнадзе как состояние готовности к определенной активности, возникновение которого зависит от наличия следующих условий: потребности, актуально действующей в данном организме, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Возвращаясь к нашему исследованию, можно отметить, что второй фактор (ситуация удовлетворения потребности) присутствовал, т. е. всем учителям была предоставлена одинаковая возможность обучиться и использовать компьютер в своей работе. Видимо, сама потребность в овладении средствами НИТ имела для учителей различную актуальность. Чтобы убедиться в этом, необходимо было определить установки учителей.

Выявление последних представляет определенную трудность, так как еще Д. А. Узнадзе было показано, что установка существует на уровне бессознательного и проявляется в фиксированном состоянии кратковременно. Поэтому мы отказались от метода интервью и избрали метод анкетирования как наиболее соответствующий поставленной цели. В анкете требовалось выбрать то предложение, которое в наибольшей степени соответствует представлениям учителя, причем выбрать без длительных раздумий. Фамилию можно было не указывать. Такая форма опроса способствовала тому, что представления, не осознаваемые испытуемыми, приобретали вербализованную форму.

ОПРОСНИК

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УСТАНОВКИ

НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Из нижеприведенных предложений выберите то, которое, по Вашему мнению, лучше всего характеризует Ваше отношение к внедрению компьютеров

 

121

 

в процесс обучения.

1. Я думаю, что в наше время всеобщей информатизации общества невозможно обойтись без компьютера на уроке, и я не пожалею усилий, чтобы научиться использовать его в своей работе.

2. Вокруг столько говорят о компьютерах, что мне тоже интересно попробовать научиться работать на нем.

3. Компьютер — это, конечно, очень интересно, но у меня нет времени и сил, чтобы заниматься делами помимо своей основной нагрузки.

4. Много было на нашем веку нововведений, но учителю, как и раньше, из средств обучения нужны прежде всего мел и тряпка.

5. Я не думаю, что компьютер сможет облегчить труд учителя, по-моему, это модная игрушка, о которой скоро забудут, как забыли об автоматизированных машинах и программированном обучении.

6. Я уже использую компьютер на своих уроках и вижу, что это интересно ученикам.

7. Используя компьютер на своих уроках, я убедился, что эффективность обучения повышается.

8. Вот если бы нас освободили от уроков, я бы с удовольствием занялся изучением компьютеров.

9. Я видел, как используют компьютер на уроке, и не думаю, что он сможет кардинально изменить процесс обучения.

10. В школе слишком много учителей и слишком мало компьютеров, чтобы реально каждый мог иметь к ним доступ.

Пункты опросника были составлены таким образом, чтобы учесть все наиболее часто встречающиеся установки учителей, но при необходимости можно было дополнить их собственным, отличным от вышеизложенных, мнением.

Экспериментальный опрос был проведен в одной из школ Чебоксар. В школе имеется компьютерный класс с IBM-совместимой техникой; администрация заинтересована в освоении учителями компьютеров. На вопросы анкеты отвечали 32 учителя и отметили 44 пункта. Результаты опроса мы изобразили в виде диаграммы, которая, по нашему мнению, наглядно отображает сложившуюся ситуацию в школе.

Все пункты опросника можно разделить на положительно-ориентированные и отрицательно-ориентированные, которые в свою очередь различаются степенью активности занимаемой позиции (см. рис.).

Анализируя результаты опроса, можно заключить, что в школе преобладает положительная установка на внедрение компьютеров в учебный процесс (предложение 1 выбрали 11 человек). Но также необходимо отметить, что большая часть учителей занимает пассивную, выжидательную позицию (предложения 8, 10 выбрали 7 человек) или неустойчивую положительную установку, основанную на любопытстве (предложение 2 выбрали 12 человек).

Таким образом, мы пришли к выводу, что процесс освоения учителями вычислительной техники требует дополнительного стимулирования, которое мы видим в организации консультационной работы в школе.

 

 

Исходя из реальности сегодняшнего дня, можно предложить несколько вариантов:

1. Консультирование осуществляется на основе базовых классов вузов или институтов повышения квалификации. Это наиболее часто встречающаяся форма консультирования сегодня, и необходимо заметить, что там, где дело поставлено неформально, оно приносит желаемые результаты.

2. Консультантом является учитель информатики в школе. Теоретически это возможный вариант. Здесь необходимо отметить многочисленные преимущества такой организации консультационной работы: конкретные машины, которые учитель информатики хорошо знает, а другие школьные учителя знакомятся с ними; близость к основному месту работы, что влечет за собой не только экономию времени учителя, но и возможность кратковременных консультаций по мере надобности; создание творческой атмосферы, при которой хорошо знающие друг друга люди участвуют в общем и новом для них деле овладения средствами НИТ. Но на практике учитель информатики, имея свою учебную нагрузку, не в состоянии организовать консультационный центр.

3. В центре консультационной работы становится человек, хорошо знающий технику и работающий в данной школе. Назовем его «Организатор внедрения средств НИТ в учебный процесс». Только педагог, одной из основных обязанностей которого является обеспечение поддержки учебного процесса средствами НИТ, может стать действительным помощником учителю при овладении им новыми технологиями. В этом случае сохраняются все преимущества, перечисленные во втором пункте. Возможность выделения в школе ставки для организатора внедрения средств НИТ обсуждалась на конференции в Омске в мае 1992 г. Была отмечена целесообразность такого шага.