Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

114

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ВЫСОКООДАРЕННЫЕ ДЕТИ, ИЛИ  ТРУДНОСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

 

Terrassler J.-Ch. Les enfants surdoues ou la precocite embanasante. Paris, 1989. 103 p.

 

В книге Жана-Шарля Террасье, президента Национальной ассоциации по изучению детей с ранним интеллектуальным развитием, представлена история исследований одаренных детей в разных странах, описаны результаты научной и практической работы самого автора, дан обзор методов выявления одаренности и их критический анализ. Много полезной информации могут найти в книге учителя, работающие как с одаренными, так и с обычными детьми, интересна она и для родителей одаренных детей.

Книга состоит из восьми глав, в конце прилагается проект школы для детей с ранним интеллектуальным развитием, а также библиография к первому и второму изданиям.

В историческом обзоре в качестве лидеров выделены три страны: США, бывший СССР (олимпиады, спецшколы) и Израиль. По мнению автора, наибольшую апатию к своим одаренным детям проявляют страны «старой Европы». Автор подробно описывает ситуацию, сложившуюся во Франции, подчеркивает удручающую неспособность системы образования соответствовать нуждам маленьких интеллектуалов.

Вторая и третья главы посвящены статистическим данным, касающимся высокоодаренных детей и их психосоциальных особенностей. Высокоодаренные дети сталкиваются со специфическими трудностями. Комплекс проблем, который сопровождает практически каждого такого ребенка, автор называет синдромом диссинхронии. Этот синдром включает в себя все виды расхождений в развитии отдельных сфер психики такого ребенка, несоответствие этого развития нормам среднего большинства, а также специфические трудности адаптации во внешней среде. Выделяются внутренняя диссинхрония (а именно разные темпы развития интеллектуальной и психомоторной сфер, разных областей интеллектуальной сферы, отставание эмоционального развития от интеллектуального) и внешняя, или социальная (подразумевает трудности адаптации в школе, в семье, в кругу сверстников). В плане личностных особенностей автор описывает трудности идентификации высокоодаренных детей из семей, находящихся на низком социальном уровне; обнаружив непонимание со стороны родителей, они сталкиваются с жестокой альтернативой: остаться солидарными с семьей и отказаться от своих способностей или пойти по пути их развития, рискуя при этом развить чувство вины. Отставание эмоционального развития высокоодаренных детей от интеллектуального может явиться причиной возникновения невроза: интеллект открывает им доступ к информации такого рода, которая может вызвать и страх.

В четвертой главе обсуждаются исследования, касающиеся методов выявления одаренности, примеры практического применения этих методов и все сложности, которые при этом возникают. Например, сравнивая шкалы интеллекта СтенфордБине и Векслера, автор делает вывод о том, что педагогу удобнее ориентироваться на показатель умственного возраста ребенка, чем на ранг, который имеет данный ребенок среди детей того же возраста, тем более что часто возникает путаница, когда не указан способ измерения интеллекта.

В остальных четырех главах речь идет об организации и принципах обучения высокоодаренных детей, даются рекомендации учителям и родителям. Автором обсуждается проблема раннего поступления в школу и «перепрыгивания» через класс. Учителям предлагаются интересные игры, которыми можно занять детей, раньше других выполнивших задание на уроке, игры для всего класса, построенные по принципу тестов на креативность, темы для обсуждения, интегрирующие в себе знания из разных наук.

Тревога автора за судьбу одаренных детей вызывает глубокую симпатию. Он пишет о существовании укоренившихся предрассудков по отношению к таким детям. Не случайно героями современных фантастических фильмов и романов становятся маленькие существа, которые всемогущи, опасны и таинственны, они жаждут поработить мир, а ради этого готовы уничтожить и своих близких. Откуда берутся такие фантазии? Автор считает, что ими заполняется пробел в знаниях, касающихся одаренных детей, и что просвещение может решить эту проблему. Автор также считает, что полноценное развитие высокоодаренных детей позволит им внести свой вклад в нравственное развитие общества, чем ослабит негативные последствия прогресса.

Г. А. Афанасьева

Москва

 

115

 

ТАЛАНТ, ОБУЧЕНИЕ И ДОСТИЖЕНИЯ

 

Redford J. (ed.) Talent, teaching and achievement. London: Jessica Kingsley Publishers, 1991. 140 p.

 

Доклады по вышеназванной теме были представлены на международной конференции в Бергене (Норвегия) (1990) и затем переработаны в статьи. Норвежские и английские психологи и педагоги сконцентрировали внимание на темах: высокие достижения как результат взаимодействия между учителем и учеником, а также между индивидом и окружением; индивидуальность таланта как результат целостного развития и возможности влияния на развитие и поведение через различные занятия.

Дж. Редфорд дает критический анализ положения с обучением талантливых детей в системе образования Великобритании и приходит к выводу, что только при высокоиндивидуализированном обучении и в специфических обстоятельствах, которые создаются обществом и самим индивидом, талант раскрывается в соответствующих достижениях.

Как правило, родители не спешат оказывать помощь детям: раннее интенсивное обучение лишает детей многих радостей детства, вырывает их из круга общения се сверстниками. М. Хау и Дж. Слобода приводят многочисленные данные о том, что обычные родители без больших затрат времени, без коренных изменений в жизни ребенка могут существенным образом ускорить усвоение таких базовых компонент развития, как, например, речь. Проект У. Фаулера по ускорению овладения речью заключался в обучении родителей последовательному, градуированному и регулярному ведению занятий с детьми, начиная с пяти месяцев. К 20 мес трое из пятнадцати использовали в речи пятисловные предложения, остальные достигли этого в 24 мес, тогда как по норме это характерно для детей в возрасте 32 мес. Раннее речевое развитие повлекло повышение умственного развития: оба изменения оказались стойкими. Высокой экономичностью отличается программа Г. Уайтхарста и его коллег: в течение часа родителей обучают тому, как поощрять речевую активность детей в ходе обычного каждодневного чтения ими книг. Даже весьма умеренные усилия со стороны родителей приводят к весьма впечатляющим изменениям.

Целью проекта X. Be было создание атмосферы, способствующей большему равенству девочек и мальчиков в IIII классах начальной школы. Автор и исполнители проекта исходили из того, что развитие эмпатии и ответственности является универсальной задачей обучения и эти качества хорошо формируются при заботе о других; традиционно этим занимаются женщины. Специальные занятия по ручному труду, работе по дому, уходу за ребенком, в которых принимали участие и девочки и мальчики, позволили изменить их отношение к разделению труда на «мужской» и «женский».

Четыре статьи посвящены влиянию высшего образования на реализацию таланта. А. Бьерген подверг критическому рассмотрению 10 мифов университетского обучения, усомнившись и в презентации учебных курсов в виде лекций и преимущественно на слух, и в практике приобщения студента к работе сложившихся исследовательских групп, и в необходимости специальной подготовки университетских преподавателей именно к учебной работе. А. Холме исследует, как сочетание современных знаний когнитивной психологии и компьютерной науки может стимулировать интерес и успехи в математике. Н. Этвисл предлагает эвристическую модель обучения для высшего образования, которая предназначена для максимального развития таланта. В модель входят четыре блока: личностные характеристики студента, влияние опыта, приобретенного дома и в школе, характеристики обучающего персонала и самого учебного заведения. Все блоки влияют друг на Друга, и только положительные изменения в каждом из них могут дать значительное повышение эффективности обучения.

Исследование Я. Хантера выявляет общие черты развития талантливых людей, которые добились выдающихся результатов: 1) взаимодействие и взаимовлияние многих биологических и социальных факторов; 2) целеустремленная работа; 3) моменты озарения как подготовленные интенсивной работой переходы от имплицитной идеи к ее осознанию. Биографические факты лауреатов Нобелевской премии анализируются в статье К. Берри с точки зрения социокультурного влияния религиозных традиций семьи и социоэкономического уровня. Результаты повторяют выводы Гальтона: большинство лауреатов — из семей бизнесменов и представителей высокоинтеллектуального труда. В выборке явно преобладают выходцы из семей с протестантскими религиозными традициями.

Книга предлагает разнообразие подходов к фундаментальной проблеме таланта и обучения и их отношения к достижениям.

Л. В. Попова

Москва