Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

27

Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола

И. Б. БОЙКО


 

Проблема агрессивности человека является актуальнейшей для нашего общества. Особое значение она имеет для мест лишения свободы, где наиболее полно и весьма вариабельно представлены все известные формы и варианты проявлений агрессии у отбывающих наказание лиц.

Проблема агрессивности человека в отечественной психологической литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями [1], [2], [3], [4], [6]. Между тем за рубежом интерес к ней очень велик и не ослабевает до настоящего времени [5], [7], [8].

Одним из перспективных направлений в изучении агрессии человека является разработка и внедрение психологических методик для диагностики враждебности, конфликтности и потенциальной агрессивности [7]. Данное положение особенно значимо для пенитенциарных учреждений МВД России, где в настоящее время создается профессиональная психологическая служба.

Сегодня агрессивное преступное поведение не может быть изучено и понято, если объектом исследования не станет агрессивность как личностная черта [2]. Однако одним из самых серьезных препятствий, влияющих на изучение данного явления, как справедливо считают В. Н. Иванченко, А. Г. Асмолов и С. Н. Ениколопов [6], является чрезвычайно слабая разработанность четких экспериментальных процедур, позволяющих диагностировать агрессивность как черту личности преступника.

Применяемые в этих целях различные зарубежные стандартизованные и проективные методики (опросник Басса — Дарки, тесты Розенцвейга, Вагнера и др.) пока, как свидетельствует анализ отечественной специальной литературы, еще недостаточно обеспечены необходимым для широкого практического применения в наших условиях психометрическим обоснованием. Особенно это положение касается использования указанных диагностических процедур в отношении различных категорий осужденных, отбывающих наказания  в  исправительно-трудовых учреждениях. Данное обстоятельство предопределило настоящее исследование, целью которого явилось изучение возможностей сочетанного применения стандартизованного личностного опросника Басса — Дарки и проективной методики Вагнера Hand Test (тест руки) в качестве диагностического инструмента для оценки агрессии у осужденных. Обращение к применению данных тестов на осужденных не случайно. Во-первых, применение двух указанных разнотипных методик позволяет не только соединить достоинства стандартизованных и проективных процедур, но и сравнить получаемые с их помощью результаты исследований. Подобная перекрестная проверка результатов, получаемых по разным методикам, составляет сегодня необходимый компонент профессионального подхода к психодиагностике [11]. Во-вторых, стандартизованный опросник Басса — Дарки и тест Вагнера, являясь одними из наиболее популярных за рубежом психодиагностических методик для исследования агрессии, необходимой психометрической адаптации в наших условиях еще не прошли. В-третьих, подобные исследования в отношении такой интересной и представительной в криминогенном и психологическом отношениях популяции, как осужденные подростки женского пола, в нашей стране вообще не проводились. Поэтому настоящая работа с данной категорией лиц представляется актуальной.

Психодиагностические исследования,

 

28

 

связанные с применением указанных опросника и теста, осуществлялись, соответственно, в отношении 240 и 189 осужденных девушек и 199 и 169 их ровесниц-школьниц (16 — 18 лет), взятых в качестве контрольной группы с соблюдением всех необходимых требований, предъявляемых к подобным диагностическим процедурам, в групповом и индивидуальном вариантах.

В процессе работы все изучаемые лица подвергались повторному тестированию через две недели. За результат исследования брался средний показатель. Полученные данные прошли статистическую обработку на компьютере типа IBM PC/AT по программе “Stadia”.

В работе по указанным диагностическим методикам установлены все необходимые психометрические характеристики, являющиеся обязательными для применения данных тестов в отношении несовершеннолетних осужденных — девушек. Так, согласно полученным данным, ретестовая надежность опросника по показателю общей агрессивности составила в группе делинквентных подростков 0,8, а по показателю враждебности — 0,6. Установленные результаты свидетельствуют о вполне достаточной согласованности полученных показателей при повторном тестировании для применения данного теста в отношении указанной категории лиц. Валидность устанавливали методом экспертной оценки. Для этого в процессе проведения экспертной эмпирической валидизации каждый “эксперт” заполнял карту экспертной оценки, содержащую инструкцию и информацию по всем без исключения субшкалам опросника. В число “экспертов” вошли наиболее опытные и квалифицированные в своей профессиональной деятельности сотрудники ВТК (воспитатели, мастера ПТУ и производства, педагоги, оперуполномоченные, врачи, психолог), стаж работы которых в занимаемой должности составил от 8 до 20 лет. Так, статистическая обработка полученных экспертных оценок позволила установить, что, например, коэффициент валидности для основных субшкал опросника находится в пределах 0,3 — 0,5. Валидность теста руки определяли по согласованное полученных экспертных оценок, в частности, по показателям агрессивности и враждебности, с установленным в процессе исследования первичным баллами. Согласованность результата по основным параметрам теста (общая агрессивность, индекс агрессивности) составила 0,3. Установленные результаты подтверждают данные, полученные ранее по валидности этого тест; автором метода и его последователя ми [8], [13].

Таким образом, представленные результаты по основным психометрическим характеристикам указанным стандартизованного опросника и проективной методики, полученные на несовершеннолетних осужденных женском пола, позволяют считать, что эти тесты вполне могут быть применимы для диагностики агрессивности как черты личности и использованы в местах лишения свободы в отношении указанной категории осужденных.

Из полученных распределений линейных стандартных показателей видно, например, что если у конкретной осужденной баллы по индексу агрессивности меньше 20, а по индексу враждебности меньше 12, то оценка изучаемого качества у нее ниже среднего значения, и наоборот.

Проведенное исследование показало, что по данным всех субшкал опросника, как и по основным показателям теста руки, несовершеннолетние осужденные женского пола достоверно отличаются от    группы    подростков-школьниц       (p<0,1 %). Подобное отличие обнаружено и при сравнении основных интегративных   показателей   данного опросника — индекса агрессивности и индекса враждебности.

Повышенный фон агрессивности у несовершеннолетних осужденных женского пола, который в процессе исследования был выявлен с помощью сочетания разнотипных диагностических процедур, не противоречит результатам [4], [8], [13], полученным от раздельного применения данных методик в отношении других категорий осужденных, а также находится в соответствии с другими отечественными работами [10], [12]

 

29

 

психолого-педагогического характера, выполненными в отношении исследуемой категории лиц. Совпадение смысла результатов, полученных по разным методикам, основанным на различных методических приемах, служит основанием для вполне обоснованного вывода о повышенной агрессивности несовершеннолетних осужденных.

Объяснением данного явления могут служить следующие факторы, которые были установлены в процессе исследования на основе изучения личных дел, автобиографий, бесед, длительных наблюдений, анализа получаемых (отправляемых) писем, ознакомления с характеристиками на осужденных со стороны сотрудников ВТК:

общее социальное неблагополучие, включающее в себя плохие семейные взаимоотношения, неурядицы, отсутствие одного или двух родителей, алкоголизм, конфликтность в семье, ярко выраженные авторитарные методы воспитания с элементами насилия, откровенных сексуальных притязаний, постоянного унижения достоинства ребенка, достигаемого в том числе и другими способами;

определяющее влияние малых отрицательных групп улицы, приводящее к увлечению наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, раннему вступлению в половую связь, нередко характеризующуюся насильственным принуждением.

Не получив признания в семье, подростки-девушки переносят отрицательный опыт семейных взаимоотношений на систему общения в малые группы улицы, что конкретно реализуется в элементах скрытой и явной агрессии.

Кроме того, не следует исключать и влияний на повышенный фон агрессивности таких специфических факторов, как факт осуждения, опыт пребывания в СИЗО, процесс этапирования, пребывание в карантине ВТК и т. п.

Состояние агрессии определяют еще и другие важные факторы, к числу которых в первую очередь следует отнести особенности психического и соматического здоровья осужденных. Однако в силу указанной цели исследования, этот вопрос в настоящей работе не рассматривается. Повышенное состояние агрессивности у несовершеннолетних осужденных женского пола проявляется в следующих формах:

открытой, при которой поведение осужденных характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и другими откровенными и грубыми внешними физическими проявлениями агрессии (осужденные с подобными проявлениями наиболее часто и в большем объеме создают проблемы сотрудникам ВТК);

скрытой, проявляющейся в “тихом”, завуалированном варианте (распространение грубых и злых сплетен, слухов, унижающих достоинство конкретной личности и т. п.);

ситуативной, или адаптивной, выражающейся в индивидуально выбранной для данного учреждения манере поведения;

патологической, обусловленной каким-либо имеющимся психическим или физическим недугом.

Отмеченные варианты агрессивного поведения у несовершеннолетних осужденных женского пола были установлены в процессе проведения исследований указанными выше дополнительными методами, так как использование только изучаемых диагностических методик оказалось совершенно недостаточным. В этих целях представляется необходимым проведение дальнейших исследований с применением уже апробированных личностных многофакторных опросников и других методик изучения агрессивности (например, тест “P-F Study” Розенцвейга), требующих своей адаптации на данном контингенте лиц.

Изучение агрессивности у несовершеннолетних женского пола, осужденных за различные виды преступлений, показало, что по всем показателям опросника, как впрочем и по основным результатам теста руки, отсутствуют достоверные отличия между осужденными, совершившими кражи, грабежи, разбои, хулиганские действия, тяжкие преступления против личности. В процессе исследования не выявлено также достоверного отличия между показателями

 

30

 

опросника у осужденных, совершивших преступления без явных элементов агрессии (ст. 144, 89 УК РФ) и по другим статьям с откровенными признаками агрессии (ст. 102, 103, 108, 117, 145, 146, 206 УК РФ). Совпадение результатов, полученных по указанным методикам, дает уверенность в правильности сделанного заключения.

Отсюда следует вывод, который, помимо теоретического значения, вполне применим в практике судебно-психологической экспертизы: агрессивность данной категории несовершеннолетних преступников не зависит от вида совершенного ими деяния, т. е. инкриминируемая статья не предопределяет агрессивность лица, совершившего данное преступление.

Проведенное исследование позволяет считать ошибочными взгляды, встречающиеся среди сотрудников исправительно-трудовых учреждений: о зависимости состава преступления и агрессивности несовершеннолетнего преступника как психологической особенности его личности.

 

ВЫВОДЫ

1. Стандартизованный опросник Басса — Дарки и Hand Test Вагнера, согласно проведенному психометрическому обоснованию, могут быть использованы для оценки агрессивности у  несовершеннолетних  осужденных женского пола.

2. Агрессивность у несовершеннолетних осужденных-девушек, в отличие от школьниц одного с ними возраста, характеризуется более высокими значениями оценок по всем основным изучаемым данными методиками показателям.

3. Агрессивность как психологическая личностная характеристика не определяет и не находится в зависимости от состава совершенного преступления.

4. Проблема агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола заслуживает большего внимания и нуждается в дальнейшем углубленномпсихологическом изучении.

 

1. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения в условиях ВТК // Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних. Домодедово, 1991. С. 124 — 137.

2. Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 124 — 129.

3. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Под ред. Н. П. Дубинина, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцева. М., 1989. С. 219 — 231.

4. Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников / Психологическое изучение личности преступника. М., 1976. С. 83 — 114.

5. Ениколопов С. Н. Опросник Басса — Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6.

6. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Установки личности и противоправна поведение // Вопр. психол. 1992. № 2. С. 97 — 102.

7. Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1987.  Т. 37.  Вып. 4.  С. 805 — 806.

8. Ратинова Н. А. Тест руки Э. Вагнера // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические   методики.   М.,   1989.  С. 83 — 90.

9. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81 — 87.

10. Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. М., 1991. С. 39.

11. Шмелев А. Г. Предисловие // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 3 — 4.

12. Якушин Н. “Другая жизнь” и поведение несовершеннолетних в местах лишения свободы // Дорога дальняя, казенный дом... М., 1990. С. 21 — 42.

13. Wagner E. The hand test. Projective test used as a predictor of overt aggression // Psychology Tests. N. Y., 1971.

 

Поступила в редакцию ЗО.ХII 1992 г.