Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

119

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МНЕНИЙ О ЛЮДЯХ У УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ

 

Б. А. ЕРЕМЕЕВ

Санкт-Петербург

 

Цель настоящего исследования — выявление основного содержания и сходства во мнениях о людях у учащихся и взрослых. Эти факты сознания, как и другие мнения, имеют фактические основания и высокую субъективность, они достаточно неопределенны. Мнения о людях представляют собой результат субъективного опыта.

Участниками педагогического взаимодействия являются школьники и студенты, а также учителя и родители. Очевидно различие их позиций при взаимодействии. Возраст и позиция во взаимодействии представляют собой субъективные факторы, определяющие своеобразие мнений о людях.

При проведении исследования нами ставились следующие задачи: выявить устойчивый тезаурус мнений о людях, воплощающий основное содержание этих мнений; оценить их соотношение, определить, как изменяется с возрастом их устойчивость; оценить возрастную динамику сходства мнений учащихся и взрослых.

Для получения материала использован индивидуальный письменный опрос в группе. Респондентам было предложено шесть  тем для ответов с интервалами в две минуты:

1. Какими чаще всего бывают окружающие люди? 2. Какими вы хотели бы видеть окружающих? 3. Охарактеризуйте учителя, который вам нравится. 4. Охарактеризуйте учителя, который вам не нравится. 5. Какими чаще всего бывают учителя? 6. Каким вы хотели бы видеть учителя?

Всего было опрошено 1956 человек, по 120—125 человек в однородной группе. Группы учащихся составляли школьники разного возраста (III, V, VII—VIII и XI—XII классов) и студенты I, III и V курсов педвуза, обучающиеся на разных факультетах: воспитательном, или педагогическом в собственном смысле слова, и предметных, готовящих преподавателей различных дисциплин. Опрос был проведен также среди трех групп учителей, работающих в I—IV, V— VIII и IX—XII классах, и трех соответствующих групп родителей. Все группы репрезентативны по полу и возрасту.

При обработке данных использовался индуктивный контент-анализ текстов; применялись также корреляционный и факторный анализ и ряд статистических критериев.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

1. Основное содержание мнений, проявлявшееся в устойчивом тезаурусе. Был принят пятипроцентный порог: учитывалось сказанное каждым двадцатым из опрошенных и чаще. Таких единиц оказалось от 10 до 50. Суммарный тезаурус для всех групп по шести заданным темам насчитывает 250 единиц; для всех респондентов вместе по каждой теме выделяются от 10 до 20 единиц. В этом случае суммарный устойчивый тезаурус содержит 42 единицы.

Подчеркнем, что частотность как мера устойчивости — это показатель очевидности элементов действительности и способов их обозначения для субъекта, но не показатель их важности, как это часто считают.

С точки зрения относительного большинства опрошенных окружающие их люди прежде всего нервны и эгоистичны (по 15 % всех ответов). Чаще других отмечают это старшие подростки (30 %), учителя начальной и неполной средней школы и родители подростков (25—29 %). Эгоизм чаще других отмечают студенты педагогического факультета: 26—30 %.

Среди черт, которыми человек должен обладать, отмечены честность и добросовестность (28 %). Наиболее очевидно это для учителей начальной школы (52 %), подростков, старшеклассников и первокурсников предметных факультетов (34—37 %).

 

120

 

Четверть опрошенных считает, что окружающие должны быть работящими (трудолюбивыми); больше всего таких ответов у подростков (41—47 %).

Нравящийся учитель справедлив (29 %). Особенно чувствительны к этому младшие подростки (54 %), а также старшеклассники и студенты III—V курсов педагогического факультета (39—42 %). В 26 % ответов отмечена снисходительность нравящегося. Она очевидна для старшеклассников (54 %), а также старших подростков, студентов и родителей (30—40 %).

Не нравящийся учитель прежде всего несправедлив (24 %). Более других от этого страдают младшие подростки и старшеклассники: 42—43 %.

Учителя чаще всего бывают нервными (18 %) — такими же, как и все окружающие. Особенно очевидно это для самих учителей (42%) и для старших подростков (32%); не замечают же этого только младшие школьники.

Идеальному учителю устойчиво приписываются многочисленные достоинства, которые называют субъекты почти во всех группах. На первом месте, как и при характеристике нравящегося учителя,— справедливость: 32 %; чаще других ее отмечают младшие подростки (58 %).

2. Соотношение содержания различных мнений. Нами получены оценки совпадения устойчивого тезауруса для различных мнений. Показателями таковых являются парное пересечение составов (в %), контекстуальное сходство мнений, описываемое корреляционно, и факторное описание сходства.

Пересечение составов максимально при характеристике нравящегося и идеального учителя: 55 %. Меньше оно для нравящегося и типичного учителя: 32 %. Альтернативны составы мнения о должном в людях и мнения о не нравящемся учителе. Достойны внимания некоторые детали. Так, не нравящегося объединяет с нравящимся требовательность; с типичным — требовательность и нервность; с большинством окружающих — нервность и фальшь. А типичный учитель, как и другие люди, не только нервен, но добр, замотан, хорош (приятен) и честен.

Суммарная общность состава больше всего у мнения о нравящемся и меньше всего — у мнения о не нравящемся. Остальные мнения по суммарной общности тяготеют к положительному полюсу. Оценочный момент оказался самой общей из трех взятых объективных координат, пронизывающей все шесть мнений. Подчеркнем асимметрию координаты. Мало того, что положительный и отрицательный полюса разведены по двум независимым факторам. Различна и суммарная нагруженность факторов: положительный гораздо «массивнее» отрицательного (63 % и 30 %). Подобное расщепление свидетельствует о субъективной познавательной сложности данного показателя. В нашем случае конкретность и «массивность» положительного полюса сочетается с абстрактностью отрицательного, представленного лишь мнением о не нравящемся учителе; и только едва наметилось в нагрузках второго фактора разведение того, что наблюдается в реальности, и должного: и в общем случае — при характеристике окружающих, и в частном — при характеристике типичного и идеального учителя. Таким образом, в пространстве мнений структурообразующим оказался фактор оценки, а разведение общих и особенных мнений не проявилось вовсе. Можно сказать, что основное содержание мнений определяется в первую очередь эмоциональным отношением: положительной или отрицательной установкой. При характеристике людей положительная установка преобладает даже в случае оценки существующей реальности, и это отрадно. Но вот невыраженность рационального момента свидетельствует о дефиците интеллектуальной составляющей.

3. Возрастная динамика устойчивости отдельных единиц. Основное содержание мнений у учителей и родителей имеет мало общего; к тому же группы взрослых оказались разновозрастными. Поэтому корреляция устойчивости содержательных единиц с возрастом рассматривалась только для 10 групп учащихся: от младших школьников до студентов.

Значимая (р<0,05) зависимость обнаружена в 22 случаях из 42, 16 единиц более устойчивы у студентов, 6 — у школьников младших возрастов. Так, окружающие характеризуются младшими чаще, чем старшими, как честные, вежливые, добрые и хорошие. Для старших же более вероятна характеристика окружающих как эгоистов.

Младшим чаще хотелось бы видеть окружающих вежливыми, а старшим — бескорыстными, оптимистами, снисходительными и терпеливыми. Нравящийся учитель для младших — хорош и добр, а для старших — последователен, требователен, доброжелателен (дружелюбен), с большими знаниями. Не нравящийся учитель для младших — груб, а для старших — имеет мало знаний. Типичный учитель по мнению учащихся младших классов — хорош (приятен), добр, справедлив, а по мнению старшеклассников и студентов — замотан,

 

121

 

неувлечен, заработался и переработал. Идеальный учитель для младших добр и хорош, а для старших — последователен, объективен, заинтересован (или увлечен) чем-то, требователен.

Основной состав мнений у младших единообразен, у старших — разнообразен. По мере взросления растет дифференцированность критериев характеристики людей.

Для 20 единиц из суммарного тезауруса возрастная динамика либо отсутствует, либо имеет нелинейный характер. Вероятно, это обусловлено не относящимися к возрасту факторами, которые в данном случае не рассматриваются.

4. Сходство содержания для каждого из шести мнений по группам оценивалось посредством коэффициента корреляции. Распределение оценок обнаружило три уровня сходства: наибольшее — по мнению о должном в окружающих: r = 0,52, наименьшее — по мнению о наиболее характерных свойствах окружающих: r = 0,15, и о типичном учителе: r = 0,17. Промежуточное положение занимает сходство по остальным мнениям:          r = 0,31—0,33.

Таким образом, для различных групп субъектов характерна выраженная общность идеала, что является естественной предпосылкой для продуктивного взаимодействия.

При сравнении совпадения мнений оказалось, что больше всего оно выражено между субъектами, занимающими сходное положение в педагогическом взаимодействии: между школьниками, между студентами, между учителями и между родителями. Правда, есть исключения: во-первых, у старших подростков выраженное сходство мнений с младшими подростками сочетается с появлением почти столь же высоких значений сходства мнений со взрослыми, прежде всего — с родителями. Во-вторых, старшеклассники оказались по своим взглядам гораздо ближе к студентам, чем к остальным школьникам, и эта разница в высшей степени достоверна (р<0,001). Мы связываем это с завершением подросткового периода жизни. Вступление в юношеский возраст знаменуется перестройкой субъективной картины мира. Происходит смена критериев характеристики человека. Новые общие критерии сохраняют свою относительную устойчивость вплоть до очередного критического периода в жизни, до перехода на следующую возрастную ступень.

5. Возрастная динамика сходства мнений между учащимися и взрослыми. Сначала были выделены наибольшие подкрепленные статистически показатели совпадения мнений для каждой группы учащихся с более старшими субъектами. Младшие школьники по всем шести оценкам оказались наиболее похожи с младшими подростками; младшие подростки сходны со старшими подростками по пяти позициям и с родителями — по двум;

старшие подростки — с родителями по пяти мнениям, с учителями — по одному и со студентами — по одному. Старшеклассники сходны со студентами по пяти показателям и с родителями — по одному. Эти данные свидетельствуют о сравнительной референтности старших для младших. Подчеркнем «всплеск» сходства мнений старших подростков со взрослыми, в данном случае с родителями. Мы связали такое повышение совпадения мнений с прямым подражанием подростков взрослым, выступающим как механизм преодоления высокой личностной неопределенности растущего человека. Поэтому можно говорить о присвоении подростками некоторых фрагментов нравственно-психологического опыта взрослых. Какие это фрагменты?

При сравнении сходства каждого мнения между всеми учащимися с одной стороны, и всеми взрослыми — с другой, получено то же соотношение, что и для всех субъектов вместе: наибольшее совпадение в представлениях об идеале человека и наименьшее — по нормотипам. При учете сходства оценок с таковыми родителей и учителей раздельно было обнаружено, что совпадений с мнением родителей больше при характеристике не нравящегося учителя и при характеристике нравящегося; в остальных случаях средние оценки мало различаются. Это свидетельствует в пользу большего родительского влияния на эмоциональные критерии учащихся и прежде всего — на отрицательные критерии, по крайней мере, когда речь идет об оценочном отношении к учителю.

Для каждого из шести мнений была рассчитана корреляция между возрастом учащихся и сходством их тезауруса с тезаурусом взрослых. Дифференцированный подход вскрывает различия в обусловленности мнений контролируемыми факторами. Так, оценочные представления больше объединяют учащихся с родителями, чем с учителями, и это дает о себе знать, даже когда дети становятся студентами. С другой стороны, явным оказалось влияние учителей, в частности их вклад в формирование представлений о типичном учителе. Понятно, что это следствие собственного поведения, образа действия, стиля деятельности учителя, которые косвенно влияют и на образ нравящегося, и на идеал. У школьников эти представления складываются в общении с учителями.