Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

115

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

По традиции конференции Британского общества экспериментальной психологии проходят три раза в год. Весенняя встреча этого года состоялась 1—2 апреля в университете Кембриджа. Тема ее основного симпозиума — «Нейропсихология семантической памяти» — была ориентирована на исследования Е.-К. Уоррингтон, ее коллег и учеников.

Дж. Ходжес и К. Паттерсон доложили о лонгитюдном исследовании пациентов с семантической деменцией, сопровождающей прогрессивную церебральную атрофию. Эта форма нарушения памяти характеризуется не только описанными ранее аномией, нарушением понимания произносимых и написанных слов и пр., но также, по результатам авторов сообщения, постепенным расширением семантических полей, при котором названия отдельных объектов вытесняются прототипическими эквивалентами. Сохранными, однако, остаются вербальная и пространственная кратковременная память, способность к решению задач в визуальном плане.

В ряде других докладов описывались индивидуальные случаи нарушения семантической памяти, например у детей с синдромом Тернера, у пациентов с дисфазией и др. Картина нарушений анализировалась с точки зрения возможных когнитивных механизмов «фракционирования» знания, его извлечения (в частности, в зависимости от модальности) и категоризации объектов. Во всех исследованиях использовалась батарея семантических тестов. На их основании  определялся  нейропсихологический диагноз, который лишь в редких случаях квалифицировался нейрологически.

Р. А. МакКарти на основе данных тестирования пациентов с различными нейрологическими заболеваниями рассмотрела системы репрезентации знаний в структуре семантической памяти на основании прежде всего зрительных признаков, а также закрепленных в языке функций и их отношений.

Э. Фаннелл проанализировала нарушения, связанные с глубокой дислексией, в контексте иерархической модели Э. Рош. Согласно автору доклада, существующие данные не дают оснований для трактовки нарушений семантической памяти «по вертикали» (как выпадения нижнего уровня «примеров» при сохранении прототипического и суперординатного уровней). Эти данные свидетельствуют скорее о расплывании границ между категориями в рамках одного и того же семантического уровня.

Помимо основного симпозиума, параллельно проходили другие сессионные заседания, ориентированные на исследование когнитивных процессов, восприятие лица, понимание речи. Так, С. Монселл рассмотрел различные модификации эффекта Струпа, где вместо слова-названия цвета использовались иные слова высокой и низкой частотности, а также псевдослова и последовательности из одной и той же буквы. Механизм интерференции, по мнению автора, зависит не от лексической репрезентации буквенного ряда, но от степени его «похожести на слово».

В докладе Э. Роллса обсуждался вопрос длительности спайковой активности нейронов коры, необходимой для обработки и передачи информации в соответствующем звене в процессе зрительного опознания. Автором сообщения исследовались, в частности, нейроны инферотемпоральной области коры обезьяны, которой предъявлялись фотографии привычных ей людей, а также зрительные маски (неупорядоченный набор черт лица). Показано, что при длительности полной переработки информации нейроном в 500 мс около 50 % ее осуществляется в первые 20—40 мс. Таким образом, 30 мс являются достаточно длительным периодом активности нейронов коры, обеспечивающих зрительное опознание.

Г. В. Парамей проанализировала восприятие эмоциональной экспрессии лица при использовании фотографий с изображением базисных эмоций и их схематических копий, воспроизводящих контурно лишь основные черты.

Конференция завершилась лекциями двух приглашенных профессоров. Основной тезис лекции проф. П. Уолла, посвященной эффекту плацебо, состоял в том, что последний зависит не столько от личностного профиля пациента, сколько от того, каковы его ожидания, в частности вместо какого лекарства используется плацебо. «Ожидание» определялось автором в связи с когнитивными процессами категоризации (вербальными, культурными и проч.). Отвечая на вопрос о возможных химических механизмах плацебо, например, его анальгетического действия при введении вместо морфия,

 

116

 

П. Уолл сослался на ряд американских работ, где для проверки химического действия плацебо вводились антидоты морфия. Несмотря на противоречивость результатов, эксперименты в целом свидетельствуют о том, что плацебо-эквивалент морфия так же, как и морфий, высвобождает опиаты, купирующие ощущение боли.

Вторая лекция, которую прочитала проф. В. Брюс, была посвящена памяти М. Д. Вернон, чьи монографии 50—70-х гг. сыграли немаловажную роль в исследовании зрительного восприятия. Основным направлением работ М. Д. Вернон было исследование воспринимаемой стабильности мира при постоянно изменяющейся зрительной стимуляции, которая является существенным условием эффективности восприятия. Одна из проблем зрительного восприятия в ее книге 1970 г.— восприятие лица — стала центральной в работах самой В. Брюс, которая является одним из наиболее авторитетных специалистов в данной области. Ее последние исследования (совместно с коллегами), изложенные в лекции, касаются определения факторов, влияющих на узнавание лица. В частности, использование компьютерной презентации фотографий позволило, осуществляя незначительные смещения черт лица, определить пороги чувствительности к трансформации топологии лица. Эти же работы связаны с вопросом, в какой когнитивной форме — усредненного портрета или отдельных «примеров» — представлена память лица.

Г. В. Парамей

Москва

 

С 24 мая по 1 июня в Юрмале (Латвия) состоялся III Международный семинар по онтопсихологии. Основная тема семинара, проходившего под руководством основоположника данного направления президента Международной ассоциации онтопсихологии проф. Антонио Менегетти (Италия),— творческий потенциал человека и его актуализация средствами онтопсихологии как науки о бытии в сфере психического. Семинар был организован Институтом практической психологии (г. Рига, Латвия; директор — президент Латвийской ассоциации онтопсихологии проф. И. В. Михайлов). Участниками семинара были психологи, психотерапевты, социальные и медицинские работники, студенты из Риги, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и Херсона.

Занятия проходили в форме лекций и демонстраций психотерапевтических техник (имагогики, музыкотерапии, арт-терапии, кинотерапии). А. Менегетти проводил также индивидуальные консультации для участников семинара. Распространялись книги А. Менегетти: «Словарь образов. Практическое руководство по имагогике». М., 1992; «Мудрец и искусство жизни». Пермь, 1993; «Онтопсихологическая педагогика». М., 1993.

В лекционных занятиях были освещены следующие темы: место и роль онтопсихологии в развитии мировой психологической науки; специфика онтопсихологического подхода к человеку и его психической жизни; предыстория и история онтопсихологии; основные понятия онтопсихологии (внутренняя сущность человека, жизнь, монитор отклонения, комплекс, сознательное «я» человека, семантическое поле); характеристики поведения (действия), источником которого является внутренняя сущность человека, его открытый творческий потенциал (целостность, динамичность, виртуальность, функциональный утилитаризм, безошибочность, позитивность, креативность, иерархичность, экономность, эстетичность, индивидуальность, метафизичность); типы образов и их функции в психике человека; основные принципы толкования сновидений; «негативная женская психология»; Онтопсихологическая трактовка искусства.

В ходе официальной части семинара руководители региональных ассоциаций подписали протокол о развитии онтопсихологического движения в странах Балтии и СНГ. В рамках соглашения о сотрудничестве между Российской Академией образования и Международной ассоциацией онтопсихологии на базе Исследовательского центра семьи и детства Института развития личности РАО была организована Московская ассоциация онтопсихологии (президент Д. Ю. Петров).

Было принято решение о проведении IV Международного семинара по онтопсихологии в г. Херсоне (Украина) с 20 по 27 сентября 1993 г. Тема семинара: «Онтопсихологические основы творчества. Формирование и развитие творческого потенциала личности». Участники этого семинара, в числе которых будут дипломированные специалисты-онтопсихологи из Италии и Бразилии, обсудят следующие проблемы: сознание и бессознательное в творчестве; онтопсихологические основы креативной педагогики; образы бессознательного и творческий потенциал личности; творчество онтопсихологов в практике психотерапии. Заявки для участия в семинаре и тексты тезисов направлять по адресу: Украина, 325000, г. Херсон, б-р Мирный,

 

117

 

д. 3, к. 117, Областной центр социально-психологических проблем молодежи; тел.: 6-35-50, FAX: 2-23-39.

А. Б. Орлов

Москва

 

Ассоциацией искусственного интеллекта, факультетом психологии МГУ, научным советом по проблеме «искусственный интеллект» РАН, исследовательским центром искусственного интеллекта Института программных систем РАН 5—8 апреля 1993 г. в Переславле-Залесском проводилась конференция «Когнитивные процессы — 93». Центральными в обсуждении были вопросы описания когнитивных процессов для создания и использования их моделей. Концептуальный анализ психологических аспектов компьютеризации интеллектуальной деятельности был сделан в докладе О. К. Тихомирова. Рассматривая эволюцию взглядов на роль психологического знания для построения искусственного интеллекта, он отметил прогрессивный рост интереса к психологической науке у специалистов по информатике. Так, если в 1975 г. суть человеческой психики описывалась как реализация алгоритма и основными для разработчиков были информационные понятия, то в последние годы направленность исследований изменилась: психологические знания стали рассматриваться как основа для разработки искусственного интеллекта.

Интерес разработчиков к психологии определил основную направленность дискуссии на анализ строения психологического знания и особенностей его применения для создания моделей и оптимизации деятельности пользователей. В докладах и сообщениях обсуждались проблемы структуры интеллекта, определения и связи познавательных процессов, соотношения в них сознательных и бессознательных, алгоритмических и неалгоритмических компонентов, роль потребностно-мотивационной регуляции в интеллектуальной деятельности. Подчеркивалось значение этих данных для разработки искусственного интеллекта.

В докладе Д. А. Поспелова рассматривалось строение  метазнания и причины ограничений его представления и понимания в экспертных системах. Другие участники конференции раскрывали закономерности строения человеческого знания, анализировали его сходство и различие с формализованным знанием в моделях.

Строение интеллектуальных процессов человека тесно связывалось с анализом эмпирического опыта создания и использования компьютеров, изложению которого была посвящена большая часть докладов и сообщения на «круглых столах». В частности, в докладе Дж. Гилмора (США) и других участников приводились данные об успешном создании формальных моделей по аналогии с некоторыми закономерностями функционирования психики человека и об ограниченности такого описания. При этом обсуждались не только успехи и трудности создания искусственного интеллекта, но и психологические и медицинские последствия компьютеризации профессиональной, игровой и педагогической деятельности.

В целом конференция показала продуктивность взаимодействия психологии и информатики в области разработки искусственного интеллекта.

Л. П. Гурьева

Москва

 

23—24 марта 1993 г. в Киеве состоялась конференция «Одаренность и ее выявление в дошкольном возрасте». Основными ее целями были пропаганда знаний по проблеме одаренности, ознакомление с новейшими достижениями психологии в этой области, акцентуация внимания педагогической общественности на важности данной проблемы.

Открывая конференцию, научный руководитель центра «Творческая одаренность» В.  А. Моляко осветил теоретические аспекты проблемы одаренности, остановился на видах творчества и возрастной специфике их проявления, особенностях становления творческой личности. Основное внимание в докладе было сосредоточено на детском творчестве в дошкольный и школьный периоды.

Г. И. Раратюк в своем докладе отметила, что решение своевременного выявления и последующего развития одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в большой мере зависит от знания определяющих черт творческой личности, особенностей ее становления и развития, а также возможностей ее формирования. Формы и методы работы воспитателей, а также процесс подготовки педагогических кадров для работы с одаренными дошкольниками осветила Л. В. Артемьева. Е. И. Кульчицкая доложила о результатах конкретных исследований одаренных детей дошкольного возраста, которые проводятся в центре «Творческая одаренность» с 1991 г. Адекватный подбор методики обследования одаренных детей, предполагающий уяснение предмета исследования (выявление интеллектуальных или творческих способностей,

 

118

 

общих или специальных и т. д.), необходимость четкого выделения критериев оценки результатов, использования нескольких методик в процессе выявления одаренности (тестирование, наблюдение, беседа с родителями, воспитателями), а также тесного сотрудничества в этом процессе психолога с педагогом — вот тот круг проблем, который был затронут Н. И. Литвиновой и Л. Г. Черной. Вниманию участников конференции был предложен ряд методических приемов, простых по форме и легких в использовании, с помощью которых можно было бы ориентировочно определить уровень развития общих творческих способностей у детей дошкольного возраста. Эти методические средства дают возможность получить дополнительную информацию о способностях ребенка, позволяют по-новому взглянуть на «обычных» детей, выявить 'уровень развития творческих способностей у замкнутых, внешне не проявляющих свой потенциал детей. Г. П. Лаврентьева остановилась на задачах, которые стоят перед практическими работниками дошкольных учреждений в связи с созданием независимой Украины. Отдельные специалисты в области дошкольного воспитания, а также практические работники и родители одаренных детей в своих выступлениях осветили темы: развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства (Э. В. Белкина), формирование музыкальных способностей детей средствами фольклора (О. Д. Барабаш), музыкальная одаренность и особенности ее развития в дошкольном возрасте (Т. И. Науменко), проблемы обучения детей дошкольного возраста и одаренность (Н. И. Баглаева), практические аспекты работы с одаренными детьми и их воспитания (Р. А. Досовская, Г. А. Дынник, Л. А. Грикун, И. М. Романенко, Л. В. Цуркан).

Научно-практическая конференция завершилась обсуждением различных аспектов одаренности в рамках «круглого стола».

 

Е. И. Кульчицкая, Н. И. Литвинова, Л. Г. Черная

Киев

 

26—28 января 1994 г. Вторые Международные научные Ломоносовские чтения, посвященные анализу и развитию творческого наследия Б. Ф. Ломова. Справки: Россия, Москва, 129366, ул. Ярославская, 13, Институт психологии РАН, ученому секретарю ИП РАН Дорофееву Евгению Дмитриевичу. Тел.: (095) 282-84-61.

 

6—7 января (Лондон), 24—25 марта (Оксфорд), 7—8 июля 1994 г. (Эксетер). Конференции Британского общества психологов (конференции не предполагают взноса, но и не имеют фонда для оплаты поездки). Справки: Dr. Funnel, Department of psychology, Royal Holloway and Bedford New College, University of London, Egham Hill, Surrey TW20 DEX, U. K.

 

17—22 июля 1994 г. 23-й Международный конгресс прикладной психологии. Мадрид, Испания. Справки: Colegio Oficial de Psicologos, 23, IAAP Congress, Nunez de Balboa, 58, 5*, 28001 Madrid, Spain.

 

Август 1994 г. 16-й Международный конгресс по психотерапии. Сеул, Южная Корея. Seoul, R. О. South Korea.

 

12—16 августа 1994 г. Ежегодное собрание Американской психологической ассоциации. Лос-Анджелес, США. Справки: American Psychological Association, 1200 Seventeenth St. N. W., Washington DC, 20036, USA.

 

5—9 сентября 1994 г. III Международная конференция по клиенто-центрированной и опытной психотерапии. Гмунден, Австрия. Справки: III-d ICCCEP 1994, А-1091, Vienna, P. 0. В. 33.