Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

121

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. А. ПОНОМАРЕНКО

 


 

Исполнилось 60 лет со дня рождения доктора медицинских наук, профессора, генерал-майора медицинской службы, академика РАО Владимира Александровича Пономаренко.

Научные интересы В. А. Пономаренко с самого начала были устремлены на защиту, повышение надежности деятельности и продление профессионального долголетия человека, попавшего в опасную среду обитания, которая характеризуется большими скоростями и ускорениями, необычной пространственной ориентировкой, многочисленными неблагоприятными воздействиями на организм и психику, в которой ошибочные действия ведут к авариям и катастрофам. Еще молодым врачом он провел исследования, относящиеся к изучению ошибочных действий летчика и его поведению в аварийной ситуации. Поиски ответов на возникшие вопросы потребовали новых знаний по психологии и тесного сотрудничества с летчиками-испытателямивиационными командирами, конструкторами и психологами. Среди последних надо отметить Н. Д. Завалову и Б. Ф. Ломова, творческий союз с которыми был особенно плодотворным.

Высокий уровень научной сложности и организацонно-технические трудности проведения экспериментов в полете были преодолены с помощью характерного для Владимира Александровича и вообще редкого умения сплачивать для реализации научных замыслов эффективную группу

 

122

 

единомышленников. Многие его экспериментальные работы выполнены совместно с другими авторами. Начиная с 1962 г. (уместно напомнить, что первая лаборатория инженерной психологии в стране появилась в 1959 г.) им и под его руководством выполнена серия оригинальных исследований профессиональной деятельности летчиков в стандартных и аварийных ситуациях. Впервые в мире был применен метод внезапного введения отказов авиационного оборудования в реальном полете, в том числе на таких ответственных участках полета, как заход на посадку. При этом В. А. Пономаренко принимал личное участие в полетах, в которых создавались аварийные ситуации. Результаты исследований были обобщены в кандидатской (1965) и докторской (1972) диссертациях, опубликованы в ряде книг, где на основе убедительных экспериментальных данных сформулированы принципиально новые положения о деятельности летчика.

Так, долгое время ошибочные действия летчика считались главной причиной аварий и катастроф и ставились ему в вину. “Не причина, а следствие; не вина летчика, а его беда” — таков вкратце смысл сформулированного нового подхода. Большинство ошибочных действий летчика объективно обусловлено ограничениями его человеческих возможностей, несовершенством технического оборудования и сбоями во взаимодействии человека и техники.

Для решения новых задач разработана методология системных исследований в авиации. Реальные приложения этой теории воплощены в металле (средства отображения информации, оборудование кабины) при создании той авиационной техники, которая покорила мир на последних авиасалонах, а также при обучении летчиков действиям в аварийной обстановке.

Актом гражданского мужества были резкие выступления В. А. Пономаренко против планов, поддерживаемых авиационными иерархами, в которых летчику отводилась роль пассивного звена в создаваемых системах автоматического управления полетом. Жизнь полностью подтвердила правомерность предложенных гуманистических принципов включения личности пилота в контур автоматизированных систем.

В середине 70-х гг. логика исследований приводит В. А. Пономаренко к изучению психологической картины деятельности при различных психических состояниях летчика, специфики структуры, содержания и функций психического образа в различных ситуациях полета. Прикладным выходом теории явилось также создание системы первоначального отбора и методик летного обучения курсантов в училище. Надежность работы профессионала зависит от целенаправленного формирования образа полета на самых ранних этапах обучения (см.: Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986). Разработанный метод формирования образа полета с использованием опорных точек получил широкое признание у летно-инструкторского состава и ныне является нормативным средством подготовки.

С 1986 г. психология становится приоритетной областью научныхинтересов В. А. Пономаренко. Под его руководством разрабатывается не имеющая аналогов комплексная система обучения и воспитания профессионально важных личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физических качеств летчиков на протяжении всего периода обучения в летном училище. Психология человека составила ядро всей системы современной подготовки пилотов высшего класса.

Как начальник Института авиационной и космической медицины (с 1988 г.), В. А. Пономаренко сформулировал фундаментальную концепцию профессионального здоровья, которое рассматривается как социальная составляющая профессиональной надежности и мера психофизиологических резервов организма, что обеспечивает сохранность резервов человека на уровне нормы с помощью научно обоснованной организации профессиональной жизнедеятельности, контролирующих и реабилитирующих мероприятий восстановительной медицины. Широкий спектр разработок, от компьютерных обучающих систем до эргономических оценок техники и создания новейшего специального снаряжения, проникнут глубокой заботой о человеке. В 1990 г. цикл работ, посвященных разработке нового направления повышения работоспособности в условиях действия экстремальных факторов, был удостоен Государственной премии Совета Министров СССР.

Идеи, экспериментальные данные и практические предложения В. А. Пономаренко изложены более чем в 200 научных трудах, включая 7 монографий, одна из которых — “Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике” — переведена в Польше и Германии. Знания, добытые В. А. Пономаренко, включены в учебные курсы подготовки, справочники, наставления и руководства для авиационных врачей, летчиков, инженеров,

 

123

 

психологов и  эргономистов. Лекции В. А. Пономаренко для очень разных аудиторий производят неизгладимое впечатление своей доступностью, научным блеском и артистической манерой изложения далеко не простых материалов. В рамках его научной школы защищены 6 докторских, а под непосредственным руководством — более 20 кандидатских диссертаций. В знак признания его трудов он принят почетным членом совета Музея авиации и космонавтики США. Уже сейчас есть все основания говорить о научной школе В. А. Пономаренко в отечественной авиационной психологии и медицине, школе, способствующей гармонизации междисциплинарных связей авиационной техники с биологией и психологией человека. В этом проявляется неординарность личности ученого, сочетающего в себе крупного психолога, способного врача и страстного авиатора с богатым летно-испытательным опытом.

В. А. Пономаренко щедро отдает себя общественной деятельности: он является председателем ученого совета института, членом специализированных советов по защите докторских диссертаций в Институте психологии РАН и в Гуманитарной академии МО РФ, членом экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, заместителем председателя Комитета по Государственным премиям при РАН по медико-биологическим проблемам, членом редколлегии журналов “Авиакосмическая и экологическая медицина”, “Эргономика”, “Проблемы безопасности полетов”.

Он награжден орденами Красной Звезды, “За службу Родине в Вооруженных Силах” I и II степеней, а также многими медалями.

Коллеги, сотрудники, ученики выражают признательность Владимиру Александровичу за его неизменную поддержку в летных и земных делах, поздравляют с юбилеем и желают крепкого здоровья, профессионального долголетия и новых творческих дерзаний. Редакция присоединяется к этим поздравлениям.


 

 

 

Редакция журнала “Вопросы психологии” поздравляет с семидесятилетием доктора психологических наук, давнего автора нашего журнала, Михаила Аркадьевича Котика, и желает ему здоровья, творческих успехов и благополучия.