Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

56

 

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

Л. Б. ВОРСИНА

 

Москва

 

В июне 1992 г. в Москве на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся первый семинар «Качественные методы в изучении общественного мнения», в котором приняли участие сотрудники Социально-психологического центра факультета психологии МГУ и Всероссийского центра изучения общественного мнения. Главной темой семинара был метод фокус-групп. Сотрудники Социально-психологического центра, владеющие этим методом и имеющие практический опыт его применения, сделали ряд сообщений, касающихся методологии, процедуры исследования, особенностей интерпретации результатов.

О. Симонова (МГУ) рассмотрела методологические основы применения метода фокус-групп на примере анализа восприятия рекламы. Этот метод дает возможность исследовать не только рациональное знание об объекте выбора, но и эмоциональное отношение к нему, символическое значение — соответствие объекта определенному стилю жизни, ценностям референтной группы. Данные, полученные при помощи метода фокус-групп, позволяют не только увидеть единичные проявления общих закономерностей процесса восприятия телевизионной рекламы, но и углубить это видение. Обсуждались также особенности получаемой информации при применении различных качественных методик опроса в рамках фокус-групп (опросники, глубинное интервью, уточняющие вопросы, проективные вопросы).

Посвятив свой доклад процедуре проведения фокус-групп, О. Мельникова (МГУ) показала, что процедурные особенности метода во многом задаются конкретной целью исследования, его задачами, социальными характеристиками участников. Были подробно рассмотрены этапы проведения исследования, начиная с условий набора групп, роль и конкретные действия модератора по организации группового обсуждения и тактика по отношению к отдельным участникам. Процедура опроса строится таким образом, чтобы наряду с развитием группового взаимодействия происходило углубление уровня получаемой информации от социального контекста объекта обсуждения до подсознательных мотивов его выбора или отрицания. Особое внимание было уделено использованию невербальных методов получения информации.

Л. Ворсина (МГУ) остановилась на некоторых особенностях интерпретации материала, получаемого при использовании метода фокус-групп. Прежде всего, интерпретация данных обусловлена профессиональным опытом исследователя и отражает категориальную систему конкретного научного знания (метод может быть использован при анализе в различных областях знания). Вместе с тем существует традиция использования и анализа материала, получаемого при помощи данного метода. Как и в других качественных методах, гипотезы и логика анализа определяются материалом и корректируются зачастую в ходе исследования. Помимо результатов различных методик исследователь анализирует также и социальный, групповой контекст происходящего, какие-либо процессуальные, ситуативно возникшие феномены. Таким образом, речь может идти прежде всего о многоуровневой интерпретации.

О. Ширков (МГУ) рассказал об использовании ассоциативных техник в рамках фокус-групп. В своем выступлении он коснулся особенностей применения в работе с группой техник, используемых в индивидуальном тестировании, и методик, разработанных специально для работы в группе. На примере конкретного исследования, связанного с выбором товарного знака фирмы, была проанализирована возможность широкого применения ассоциативных техник в работе фокус-группы.

В сообщениях сотрудников МГУ, посвященных различным аспектам работы методом фокус-групп, широко использовались материалы, полученные в результате совместной с зарубежными партнерами исследовательской работы или обмена научной информацией.

История различных подходов к классификации качественных исследований по периодам, направлениям, методам была представлена Е. Мамардашвили (ВЦИОМ). И  Журавлев (ВЦИОМ) сделал обзор принципов качественного исследования: открытость, коммуникация (зависимость между исследователем и исследуемым), процессуальный характер, рефлексивность, подразумевающая, что каждое проявление является

 

57

 

частью социального контекста, адаптация (приспособление методов в соответствии с особенностями изучаемого объекта).

Также были представлены доклады К. Ковалкиной (ВЦИОМ) «Алгоритм качественного анализа данных в исследованиях Чикагской школы качественной социологии», и. Якубовича (Институт молодежи) «Наративные интервью в исследовании «Пути молодого поколения»; С. Федоренко (ВЦИОМ) дала краткий обзор Проективных методик, используемых в маркетинговых исследованиях.

Сборник материалов семинара будет распространяться Социально-психологическим центром факультета психологии МГУ.