Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

41

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

РЕЧИ И ПРИВЕТСТВИЯ НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ОТКРЫТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА им. Л. Г. ЩУКИНОЙ ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных 80-летию Психологического института — это название возвращено ему решением Российской Академии образования.

 

О ЗАДАЧАХ МОСКОВСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

 

Г. И.ЧЕЛПАНОВ

 

В момент официального открытия первого психологического института в России будет уместно сказать несколько слов о его задачах. Задачи университетского психологического института находятся в тесной зависимости от задач самого университета: организация научной работы в университете самым непосредственным образом отражается на организации научной работы в университетском институте.

Но каковы задачи современного университета вообще и русского университета в частности?

Университет в средние века был школой просто, и профессора были учителями высших «школ». Такой характер университета сохранился вплоть до нашего времени. Но современный университет, оставаясь школой, ставит еще новые задачи. Он не только должен учить науке, но должен и созидать науку. И если в современном, как русском, так и в немецком, университете происходит борьба между двумя стремлениями: стремлением сделать из университета профессиональную школу и стремлением сделать из университета высшее ученое учреждение, то в этой борьбе к счастью научный интерес одерживает перевес. Университеты становятся все более и более местом научного исследования: учебная сторона уступает место научной.

Профессор современного университета не может ограничиваться простой передачей знаний. Он должен научить студентов самостоятельному научному исследованию. Пассивное усвоение знаний чуждо духу современного университета. Усвоение знаний должно происходить путем ознакомления с методами научного исследования. Студент должен знать, как, научная истина добывается. Для достижения этой цели нужны семинарии, кабинеты, лаборатории, институты, специально приспособленные для целей научного исследования.

Но если признать, что современный университет нуждается для осуществления своей задачи в институтах, то в наибольшей мере в этом нуждается психология, энциклопедический характер которой представляет особенные трудности для научного исследования. Современная психология распадается на такие разнородные части, как общая психология, экспериментальная психология, педагогическая психология, этнологическая психология и зоопсихология. Все эти отрасли требуют самых разнообразных средств для научного исследования.

На научную разработку психологии университеты должны обратить внимание ввиду ее особенной научной и практической важности, и нужно только немного указаний, чтобы сделалось ясным, как велико научное и практическое значение современной психологии.

Психология, обязанная очень многим медицине, в настоящее время многое ей возвращает. Авторитетные психиатры уже пришли к признанию, что психиатрия не может обойтись без психологической основы. Результаты экспериментально-психологических исследований оказались очень полезными для понимания обширных, классов психопатологических явлений. Методы экспериментальной психологии стремятся проникнуть в психиатрическую клинику для диагноза душевных болезней. Значение психологии для анатомии и физиологии мозга в настоящее время является совершенно бесспорным.

 

42

 

Психология нужна и наукам о праве. Психологический вопрос о природе воли, о личности, сознании имеет решающее значение для юридических теорий. Не менее важное значение для юридической практики имеет психология свидетельских показаний, влияние внушений и т. п.

Языковедению психология оказала огромные услуги. Исследование речи у детей, психологические исследования об отношении между мышлением и речью, и вообще психология мышления бросает свет на многие явления в истории языка.

Значение психологии для педагогики является слишком общеизвестным, чтобы на этом долго останавливаться. Современная психология высших умственных процессов может дать твердую основу для разрешения проблемы умственного развития. Огромная область исследований т. и. «умственной работы», исследований «одаренности» обещает привести к очень важным результатам социально-педагогического характера. Экспериментальная психология объясняет многие индивидуальные психические особенности, знание которых может способствовать разрешению основной проблемы современной педагогики, индивидуализации в деле воспитания и обучения.

Значение психологии для философии начинает пользоваться общим признанием. Отрицательное отношение философов к психологии, которое так часто можно было встретить прежде, нужно считать совершенно не обоснованным. Можно решительно утверждать, что в настоящее время проблемы гносеологии нельзя исследовать без связи с психологическими принципами. Как много дала логике современная психология мышления!

Вот причины, почему психология покидает прежнее совершенно незаметное место в семье университетских наук и становится одной из важнейших научных дисциплин. Такое важное научное значение ее обязывает нас к научной разработке ее.

Если еще недавно у нас в России университетское изучение психологии означало прочтение нескольких книг, то в настоящее время студент нуждается в ознакомлении с методами психологического исследования. Для этого нужны семинарии, нужны специальные библиотеки.

Если еще недавно ознакомление с экспериментальной психологией означало только ознакомление с тем, как производятся эксперименты в западных лабораториях, то теперь мы нуждаемся в значительно большем. Мы уже должны выйти из ученической роли, мы должны исследовать самостоятельно. Для самостоятельного исследования нужны хорошо оборудованные лаборатории.

Для семинариев, для специальных библиотек, для лабораторий нужен психологический институт, который объединил бы все эти учреждения.

Но институту принадлежит еще одна функция огромной научной важности. Институт нужен для существования самой психологии, как науки. Институт нужен для удержания внутреннего единства психологии.

Психологическое исследование в настоящее время дифференцируется. Психология распадается на такие части, которые совершенно друг с другом не связаны. Вследствие этого психология начинает утрачивать свое единство. Ей грозит распад. Владения психологии так неопределенно сливаются с владениями других наук. Очень многое, что принадлежит психологии, в настоящее время находится в других научных дисциплинах, напр. в психопатологии, в физиологии, физике, зоологии.

Нужно принять меры к сохранению единства психологии. Такому объединению может способствовать институт, если в нем первенствующее место отводится общей психологии. Тогда общая психология и ее основные принципы будут иметь руководящее значение для всех возможных видов психологического исследования: для психологии детского возраста, для зоопсихологии и др. Благодаря общей психологии они будут объединены. Пусть при таких условиях психология дифференцируется, пусть возникают различные отрасли психологии. Если различные отрасли психологии разрабатываются под одной кровлей или, по крайней мере, собираются там, то все, что относится к изучению духа и проявлению душевной жизни, будет собираться воедино.

Вот задачи современного психологического института. Наш психологический институт посильно старается разрешить эти задачи. Мы стремимся к самостоятельной разработке психологии и к объединению психологических исследований.

В настоящий момент в нашем институте разрабатывается общая психология и экспериментальная. В ближайшем будущем намечается организация исследований по этнологической психологии или т. н. психологии народов, по педагогической психологии, по зоопсихологии.

Таким образом все возможные виды психологического исследования могут найти себе место в нашем институте.

Таковы задачи нашего института, таковы задачи всякого психологического института при университете. Психология в университете может развиваться беспрепятственно только тогда, когда университет имеет в своем распоряжении институт, подобный тому, каким в настоящее время имеет счастье обладать Московский Университет.

Выразим пожелание, чтобы все русские университеты последовали примеру Московского, чтобы все русские университеты и высшие учебные учреждения обогатились такими же институтами. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что психология у нас в России пойдет по верному пути развития. Тогда развитие психологии в России достигнет той полноты и совершенства, при которых мы с гордостью будем говорить о «русской психологии», как теперь принято говорить о немецкой, английской, американской психологии.

Когда это осуществится, то пусть наши преемники не забудут того, что для этого сделал Сергей Иванович Щукин. Подаривши Московскому Университету психологический Институт, он дал возможность психологии в России стать на твердую почву. Русская наука и вместе с ней русская культура  чрезвычайно ему обязаны. Его дело — дело огромной национальной важности.

Принесем же ему от имени русской психологии за это его дело нашу искреннюю благодарность!

 

43

 

МОЛЕБЕН

 

Торжество началось молебствием, которое совершил в малой аудитории Института Преосвященный Анастасий,  Епископ Серпуховской, соборне с профессором богословия И. М. У. прот. Боголюбским и другим духовенством. На молебствии присутствовали: Попечитель Московского Учебного Округа А. А. Тихомиров, Московский Градоначальник ген.-майор А. А. Адрианов, Ректор Императорского Московского Университета проф. М. К. Любавский, Помощ. Ректора проф. Э. Е. Лейст, Проректор проф. М. Н. Никифоров, Профессора Университета, Директор Психологического Института проф. Г. И. Челпанов, персонал Института, депутации от различных ученых и учебных учреждений и обществ, приглашенные гости, в том числе И. С. Щукин, члены Института и студенты.

Перед окончанием молебна Преосвященный Анастасий обратился к присутствующим со словом.

Душа, созданная по образу Божию,— приблизительно так говорил Владыка,— это поистине венец творения. Разумная, она отражает в себе и познает весь мир; свободная,— она способна к нравственному действию. Не удивительно, поэтому, что она всегда привлекала к себе испытующие взоры мудрецов и ученых. До последнего времени изучение душевной жизни производилось лишь при помощи самонаблюдения; но несколько десятилетий тому назад, человек, измеривший моря и земли, исчисливший движение планет небесных, подошел и к душе с мерою и числом. В Старом и Новом Свете люди при помощи хитрых аппаратов уже пытаются, путем воздействия на тело, заставлять душу давать нужные им ответы, стремятся с точностью установить законы душевной жизни. И конечно, возможно точное изучение душевных явлений, вообще говоря, можно только приветствовать. Но, стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах познания души вообще и при помощи экспериментального метода в частности. Точному определению и измерению может поддаваться лишь, так сказать, внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа сообщается через тело. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души, можно ли измерять ее высшие проявления? Кто сможет измерить силу поэтического вдохновения? Или, кто дерзнет экспериментально исследовать религиозную жизнь духа? Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки. В надежде, что освящаемый Московский Психологический институт в своей научной деятельности не пойдет по такой ложной дороге, но, как имеются основания думать, поставит своею целью истинную научность в исследовании душевной жизни, Владыка призвал на работу Института благословение Божие.

Молебствие закончилось провозглашением многолетия Царствующему Дому, С. И. Щукину, пожертвовавшему средства на постройку Института, организатору и первому Директору Института проф. Г. И. Челпанову, провозглашением вечной памяти Л. Г. Щукиной, именем которой назван Институт, и А. С. Белкину, библиотека которого передана Институту, и гимном.

 

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ

 

Торжественное открытие Психологического Института состоялось 23 марта 1914 года, начавшись в 2 часа дня.

Затем присутствовавшие на молебствии перешли в большую аудиторию Института, где Ректор Университета проф. М. К. Любавский открыл торжественное заседание следующей речью: Ваше Преосвещенство, Ваше Превосходительство, Милостивые Государыни и Милостивые Государи!

Открытие нового учебно-вспомогательного учреждения всегда бывает празднеством в жизни Университета, торжеством науки, получающей новые средства, новые орудия для своего развития и своего распространения.

Открытие Психологического Института имени Л. Г. Щукиной при старейшем университете России по значению своему, однако, далеко выходит за пределы обычного академического торжества. Мы открываем первое в своем роде учреждение в России, которое должно стать образцом, как бы примером для других подобных же учреждений, посвященных научной разработке психологии. Поэтому Университет и не счел возможным ограничиться в настоящем случае домашним празднеством, но нашел нужным пригласить Вас быть с нами в этот действительно торжественный момент нашей университетской жизни.

Этот момент подготовлен был счастливым сочетанием двух сил, двух стремлений: с одной стороны научным одушевлением академического деятеля, с другой стороны высоким пониманием гражданского долга со стороны просвещенных представителей общества, которые помогли академическому деятелю осуществить его идею, его мечту. Потомственный Почетный Гражданин

 

44

 

Сергей Иванович Щукин пожертвовал в распоряжение проф. Георгия Ивановича Челпанова 120 000 рублей и дал ему возможность выстроить тот уютный дом науки, в котором мы сейчас находимся, и оборудовал его необходимыми предметами. Потомственная Почетная Гражданка Ольга Сергеевна Попова пожертвовала Институту соответствующую библиотеку своего брата, безвременно скончавшегося прив.-доцента философии А. С. Белкина, стоящую свыше 10 т. рублей. Я думаю, что мы усугубим наше чувство благодарности к жертвователям, если почтим память дорогих им близких, которые из гроба подвигли их на благое дело. Предлагаю почтить вставанием память Лидии Григорьевны Щукиной и Алексея Сергеевича Белкина.