Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

61

 

О РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПСИХОАНАЛИЗУ

 

Е. В. ЩЕДРИНА

Москва

 

Как известно, ситуация в нашей стране в последние годы такова, что научные симпозиумы международного уровня проводить становится чрезвычайно сложно. Тем приятнее отметить удачное исключение — прекрасно организованную российско-французскую конференцию по теме «Психоанализ и науки о человеке», которая проходила в Москве с 30 марта по 3 апреля 1992 г. Надо ли говорить, что она вызвала огромный интерес российских психологов — ведь прошедшие на российской земле конференции по психоанализу вообще можно пересчитать по пальцам, а данная, международная,— единственная за многие годы (предыдущим собранием ученых, на котором также обсуждались некоторые вопросы психоанализа, можно считать Международный симпозиум по проблемам бессознательного, который состоялся в Тбилиси в 1979 г.).

Программа включала как пленарные доклады, так и работу отдельных симпозиумов и «круглого стола». Французская сторона была представлена такими именами, как Л. Сэв, Ж.-Ж. Гу, К Рабан, А. Гроришар, А. Руссо, М.-К. Лавабр, М. Лесаж, Ж. Рембо, М. Поллак, П.-Л. Ассун, М. Бертран и др. Среди российских докладчиков были Н. С. Автономова, Ф. Е. Василюк, Б. С. Грушин, А. Г. Здравомыслов, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский, В. С. Магун, В. С. Степин, Ю. А. Шрейдер, В. А. Ядов и др.

Проблемы психоанализа рассматривались в чрезвычайно широком спектре, что видно уже из названий симпозиумов: «Деньги: экономические, социальные и психологические аспекты», «Смысл труда, мотивация, конфликты», «Нормы, право, отклонения от нормы, социальная динамика», «История и амнезия», «Трансляция ценностей и процесс социализации», «Психоанализ и теория познания», «Кризис цивилизации и трансформация менталитетов». На «круглом столе» обсуждались принципы и методология социогуманитарных экспертиз.

Нет сомнения, что конференции, подобные данной, способствуют более органичному врастанию российских наук о человеке, освобожденных, наконец, от идеологических шор, а конкретно — возрождающегося на Руси психоаналитического их ответвления — в плоть европейской науки.