Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

 

15 сентября 1991 г. ушел из жизни известный психолог, прекрасный человек Вадим Андреевич Крутецкий, 50 лет жизни которого были отданы плодотворной научной и педагогической деятельности.

В. А. Крутецкий родился в Москве в декабре 1917 г. В 1941 г. он окончил отделение экономической географии МГУ, и с августа первого военного года начал свою педагогическую деятельность (в армию мобилизован не был из-за очень плохого зрения). В сентябре 1947 г. он поступил в аспирантуру Института психологии (ныне НИИ ОПП АПН СССР), имея за плечами опыт работы преподавателя техникума, завуча и директора школы. В 1950 г. после успешной защиты кандидатской диссертации В. А. Крутецкий был оставлен в институте, где проработал около, 30 лет, 20 из которых возглавлял лабораторию способностей, 16 лет был заместителем директора НИИ ОПП АПН СССР по научной работе.

В. А. Крутецкий вел научные исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, но предметом его особого внимания стала психология способностей. В науке о способностях В. А. Крутецкий был последователем идей Б. М. Теплова. Реализуя его подход на математическом материале, он выделил и убедительно описал компоненты математических способностей. Острая наблюдательность исследователя и педагога позволила В. А. Крутецкому заметить значение неочевидного личностного фактора, который он назвал «математической направленностью ума». Позже он говорил, что даже недооценил значение этого качества, которое на деле является определяющим в структуре математических способностей.

Научные публикации В. А. Крутецкого (их более 130) обогатили психологическую науку, они имеют большое значение для теории и практики обучения и воспитания. В 1968 г. его монография «Психология математических способностей школьников»

 

184

 

была удостоена I премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Такие книги, как «Психология подростка» (1959, 1965), «Очерки психологии старшего школьника» (1963), «Воспитание дисциплинированности у подростков» (1960) (все три в соавторстве с Н. С. Лукиным), «Основы педагогической психологии» (1972), «Психология обучения и воспитания школьников» (1976), учебники психологии для педучилищ (1974, 1980, 1986), хорошо известны преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений.

В последние годы В. А. Крутецкий был профессором кафедры психологии МГПУ им. В. И. Ленина. Под его руководством успешно разрабатывалась проблема способностей учителя. Изучались сущность, структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвуза, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей. В типографии МПГУ им. В. И. Ленина находится последняя книга В. А. Крутецкого «Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития», обобщающая результаты 10-летней работы его творческой группы.

В. А. Крутецкий был талантливым ученым-педагогом. Он щедро делился с молодыми коллегами, аспирантами, студентами своими знаниями, мыслями, богатым опытом, научным оптимизмом, учил ставить и решать научные проблемы, искать истину, отстаивать собственные научные взгляды.

В.А. Крутецкий был неутомимым пропагандистом психологических знаний. Он выступал с докладами не только на Всесоюзных съездах психологов, международных конгрессах по психологии, но и перед преподавателями вузов и техникумов, учителями школ. О необычайно активной жизненной позиции В. А. Крутецкого свидетельствовал его неиссякаемый интерес ко всему, что происходит в науке, в общественной и политической жизни страны, в мире. За большую научную, педагогическую и общественную деятельность он был награжден многими правительственными наградами, среди которых медаль «За доблестный труд», «Ветеран труда», «Отличник просвещения СССР».

В. А. Крутецкий был человеком большой культуры и научной эрудиции. Он отличался истинной интеллигентностью, скромностью и принципиальностью. Светлая память о нем надолго сохранится в сердцах и делах его учеников, коллег, друзей.