183
15 сентября 1991 г. ушел из
жизни известный психолог, прекрасный человек Вадим Андреевич Крутецкий, 50 лет
жизни которого были отданы плодотворной научной и педагогической деятельности.
В. А. Крутецкий родился в Москве
в декабре 1917 г. В 1941 г. он окончил отделение экономической географии МГУ, и
с августа первого военного года начал свою педагогическую деятельность (в армию
мобилизован не был из-за очень плохого зрения). В сентябре 1947 г. он поступил
в аспирантуру Института психологии (ныне НИИ ОПП АПН СССР), имея за плечами
опыт работы преподавателя техникума, завуча и директора школы. В 1950 г. после
успешной защиты кандидатской диссертации В. А. Крутецкий был оставлен в
институте, где проработал около, 30 лет, 20 из которых возглавлял лабораторию
способностей, 16 лет был заместителем директора НИИ ОПП АПН СССР по научной
работе.
В. А. Крутецкий вел научные
исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии воли
и характера, но предметом его особого внимания стала психология способностей. В
науке о способностях В. А. Крутецкий был последователем идей Б. М. Теплова.
Реализуя его подход на математическом материале, он выделил и убедительно
описал компоненты математических способностей. Острая наблюдательность
исследователя и педагога позволила В. А. Крутецкому заметить значение
неочевидного личностного фактора, который он назвал «математической
направленностью ума». Позже он говорил, что даже недооценил значение этого
качества, которое на деле является определяющим в структуре математических способностей.
Научные публикации В. А.
Крутецкого (их более 130) обогатили психологическую науку, они имеют большое
значение для теории и практики обучения и воспитания. В 1968 г. его монография
«Психология математических способностей школьников»
184
была удостоена I премии АПН СССР и издана в США,
Англии, Японии и других странах. Такие книги, как «Психология подростка» (1959,
1965), «Очерки психологии старшего школьника» (1963), «Воспитание
дисциплинированности у подростков» (1960) (все три в соавторстве с Н. С.
Лукиным), «Основы педагогической психологии» (1972), «Психология обучения и
воспитания школьников» (1976), учебники психологии для педучилищ (1974, 1980,
1986), хорошо известны преподавателям и студентам высших и средних учебных
заведений.
В последние годы В. А.
Крутецкий был профессором кафедры психологии МГПУ им. В. И. Ленина. Под его
руководством успешно разрабатывалась проблема способностей учителя. Изучались
сущность, структура общих и специальных педагогических способностей, условия их
формирования и развития у студентов педвуза, разрабатывались методы диагностики
педагогических способностей. В типографии МПГУ им. В. И. Ленина находится
последняя книга В. А. Крутецкого «Педагогические способности, их структура,
диагностика и условия формирования и развития», обобщающая результаты 10-летней
работы его творческой группы.
В. А. Крутецкий был
талантливым ученым-педагогом. Он щедро делился с молодыми коллегами, аспирантами,
студентами своими знаниями, мыслями, богатым опытом, научным оптимизмом, учил
ставить и решать научные проблемы, искать истину, отстаивать собственные
научные взгляды.
В.А. Крутецкий был
неутомимым пропагандистом психологических знаний. Он выступал с докладами не
только на Всесоюзных съездах психологов, международных конгрессах по
психологии, но и перед преподавателями вузов и техникумов, учителями школ. О
необычайно активной жизненной позиции В. А. Крутецкого свидетельствовал его
неиссякаемый интерес ко всему, что происходит в науке, в общественной и
политической жизни страны, в мире. За большую научную, педагогическую и
общественную деятельность он был награжден многими правительственными
наградами, среди которых медаль «За доблестный труд», «Ветеран труда»,
«Отличник просвещения СССР».
В. А. Крутецкий был
человеком большой культуры и научной эрудиции. Он отличался истинной
интеллигентностью, скромностью и принципиальностью. Светлая память о нем
надолго сохранится в сердцах и делах его учеников, коллег, друзей.