Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

VIII ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНГРЕСС ПСИХОЛОГОВ СПОРТА

 

М. В. ПРИСТАВКИНА

 

Смоленск

 

Состоявшийся в Кельне (ФРГ) 10—15 сентября 1991 г. конгресс явился очередным запланированным мероприятием, проведенным в рамках FEPSAC (Европейской ассоциации спортивных психологов). 250 ученых представляли на нем 36 стран, в том числе 13 неевропейских. Советская делегация на конгрессе была одной из самых представительных (21 человек).

Заседания проходили в нескольких формах. Каждый рабочий день начинался с часовой лекции на одну из основных тем конгресса. Всего их было прочитано шесть: «Здоровье, благополучие и хорошее соревновательное выступление спортсменов как темы спортивной психологии (П. Кунат, ФРГ), «Спортивная мотивация» (Г. Сканлан, США), «Психологическая подготовка в спорте» (X. Махачева, ЧСФР), «Аэробные упражнения, стресс и здоровье» (Л. Стептой, Великобритания), «Психотерапия в спорте: возможности и применение» (М. Соренсен, Норвегия), «Теория спортивной деятельности» (Ю. Нитч, ФРГ).

Было проведено пять симпозиумов: «Мотивация в спорте» (ведущие: Г. Роберте, США, и Д. Самульский, Бразилия), «Спорт для здоровья» (ведущий П. Швенкмезгер, ФРГ), «Обучение движениям» (ведущие: Р. Сингер, США, и X. Мехлинг, ФРГ), «Психологическая подготовка в спорте» (ведущие: Д. Хакфорт, ФРГ, и А. Родионов, СССР), «Психотерапия в спорте» (ведущие: М. Соренсен, Норвегия, и X. Ридер, ФРГ). На симпозиумах заслушивались два-три получасовых доклада, а затем проходила часовая общая дискуссия.

Два заседания конгресса проводились в виде « круглых столов»: «Спорт и здоровье» (ведущий X. Моль, ФРГ) и «Спортивная психология и соревновательный спорт» (ведущий X. Зейферт, ФРГ). Ученые, спортсмены, тренеры и спортивные специалисты в течение двух часов обсуждали прикладные вопросы спортивной психологии и отвечали на вопросы зала.

Основная работа шла в секциях, тематика которых была очень разнообразной: «Мотивация в спорте», «Обучение движениям», «Психологическая подготовка в спорте», «Спорт для здоровья», «Психический стресс в спорте», «Психотерапия в спорте», «Личность в спорте», «Когнитивные процессы в спорте», «Развитие способностей в спорте», «Психология тренера», «Этика и движение Fair Play в спорте», «Психомоторная координация в спорте», «Дифференциальные аспекты спортивной деятельности», «Социальные аспекты внедрения психологии в спорт», «Развитие спортивной психологии и спортивной науки в целом». Всего были проведены 34 секционных заседания, каждое из которых предусматривало 12—15-минутные доклады четырех — шести участников и часовую общую дискуссию. Большинство советских

 

178

 

психологов выступали именно на заседаниях секций. Э. Кулакова (Москва) была сопредседателем секции «Психологическая подготовка в спорте».

Наиболее динамично проходило научное общение на «Рынках исследовательских методик». В каждом из трех рынков участвовали около 20 ученых, представлявших свои компьютеризированные методики, видеоматериалы и исследовательские проекты. Предусматривалась полуторачасовая дискуссия с авторами, заключение договоров на продажу методик. Большой интерес зарубежных исследователей вызвала компьютеризированная система социально-психологического контроля и управления спортивной командой, разработанная Е. А. Калининым (Москва).

Коротко говоря, основные идеи конгресса сводятся к следующему.

Спортивная психология является самостоятельной научной и прикладной дисциплиной, имеющей свой предмет и методы. Но пока она, к сожалению, чаще выполняет чисто технологические функции — обеспечивает более качественную подготовку спортсмена к соревнованиям. В то же время спортивные психологи значительно меньше озабочены такими проблемами, как физическое и психическое здоровье, человеческое благополучие, моральный облик спортсменов и других участников спортивной деятельности. Психологам следует шире пропагандировать спортивную этику и правила Fair Play обучать им начинающих, молодых спортсменов. Необходимо популяризировать психологические знания среди спортсменов и тренеров, так как до сих пор во многих командах спортсмены отказываются от помощи психолога, путая его с психиатром и считая, что принять такую помощь — значит расписаться в собственном психическом нездоровье.

Спортивная психология как учебная дисциплина должна ориентировать сегодняшних студентов — завтрашних тренеров — на работу с человеком, личностью, а не просто с живым организмом.

Спортивным психологам следует повернуться лицом к массовому спорту, спорту для здоровья и разработать программы их психологического обеспечения.

Спортивная психология нуждается в расширении контактов с другими научными дисциплинами, а спортивные психологи из разных стран в укреплении контактов между собой.

В рамках конгресса состоялась Генеральная Ассамблея FEPSAC и выборы нового состава руководящего совета. Президентом FEPSAC на четырехлетний срок избран Стюарт Бидл (Великобритания), вице-президентом—Ласло Надори (Венгрия), генеральным cекретарем—Эрвин Апич (Швеция). Выборы показали, что ситуация в FEPSAC заметно изменилась. Усилились требования к членам руководящего совета: к их профессиональной компетентности и свободному владению английским языком, без которых невозможно эффективное деловое общение и контакты. В руководящий совет был избран лишь один представитель бывших соцстран — Л. Надори.

Ассамблея приняла в состав FEPSAC нового члена — Израиль, определила время и место проведения следующего Конгресса FEPSAC — 1995 г., Брюссель (Бельгия).