177
VIII ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНГРЕСС
ПСИХОЛОГОВ СПОРТА
М. В. ПРИСТАВКИНА
Смоленск
Состоявшийся в Кельне (ФРГ)
10—15 сентября 1991 г. конгресс явился очередным запланированным мероприятием,
проведенным в рамках FEPSAC (Европейской ассоциации спортивных психологов). 250 ученых
представляли на нем 36 стран, в том числе 13 неевропейских. Советская делегация
на конгрессе была одной из самых представительных (21 человек).
Заседания проходили в
нескольких формах. Каждый рабочий день начинался с часовой лекции на одну из основных тем конгресса. Всего их было прочитано
шесть: «Здоровье, благополучие и хорошее соревновательное выступление
спортсменов как темы спортивной психологии (П. Кунат, ФРГ),
«Спортивная мотивация» (Г. Сканлан,
США), «Психологическая подготовка в спорте» (X. Махачева, ЧСФР),
«Аэробные упражнения, стресс и здоровье» (Л. Стептой, Великобритания), «Психотерапия в спорте: возможности и
применение» (М. Соренсен, Норвегия), «Теория
спортивной деятельности» (Ю. Нитч,
ФРГ).
Было проведено пять симпозиумов: «Мотивация в спорте»
(ведущие: Г. Роберте, США, и Д. Самульский, Бразилия), «Спорт для
здоровья» (ведущий П. Швенкмезгер, ФРГ),
«Обучение движениям» (ведущие: Р. Сингер,
США, и X. Мехлинг, ФРГ),
«Психологическая подготовка в спорте» (ведущие: Д. Хакфорт, ФРГ, и А. Родионов, СССР),
«Психотерапия в спорте» (ведущие: М.
Соренсен, Норвегия, и X. Ридер,
ФРГ). На симпозиумах заслушивались два-три получасовых доклада, а затем
проходила часовая общая дискуссия.
Два заседания конгресса
проводились в виде « круглых столов»: «Спорт и здоровье» (ведущий X.
Моль, ФРГ) и «Спортивная психология и соревновательный спорт» (ведущий X. Зейферт, ФРГ). Ученые, спортсмены,
тренеры и спортивные специалисты в течение двух часов обсуждали прикладные
вопросы спортивной психологии и отвечали на вопросы зала.
Основная работа шла в секциях, тематика которых была очень
разнообразной: «Мотивация в спорте», «Обучение движениям», «Психологическая
подготовка в спорте», «Спорт для здоровья», «Психический стресс в спорте»,
«Психотерапия в спорте», «Личность в спорте», «Когнитивные процессы в спорте»,
«Развитие способностей в спорте», «Психология тренера», «Этика и движение Fair Play
в спорте», «Психомоторная координация в спорте», «Дифференциальные аспекты
спортивной деятельности», «Социальные аспекты внедрения психологии в спорт»,
«Развитие спортивной психологии и спортивной науки в целом». Всего были
проведены 34 секционных заседания, каждое из которых предусматривало
12—15-минутные доклады четырех — шести участников и часовую общую дискуссию.
Большинство советских
178
психологов
выступали именно на заседаниях секций. Э.
Кулакова (Москва) была сопредседателем секции «Психологическая подготовка в
спорте».
Наиболее динамично проходило
научное общение на «Рынках исследовательских методик». В каждом из трех рынков
участвовали около 20 ученых, представлявших свои компьютеризированные методики,
видеоматериалы и исследовательские проекты. Предусматривалась полуторачасовая
дискуссия с авторами, заключение договоров на продажу методик. Большой интерес
зарубежных исследователей вызвала компьютеризированная система
социально-психологического контроля и управления спортивной командой, разработанная
Е. А. Калининым (Москва).
Коротко говоря, основные
идеи конгресса сводятся к следующему.
Спортивная психология
является самостоятельной научной и прикладной дисциплиной, имеющей свой предмет
и методы. Но пока она, к сожалению, чаще выполняет чисто технологические
функции — обеспечивает более качественную подготовку спортсмена к
соревнованиям. В то же время спортивные психологи значительно меньше озабочены
такими проблемами, как физическое и психическое здоровье, человеческое
благополучие, моральный облик спортсменов и других участников спортивной
деятельности. Психологам следует шире пропагандировать спортивную этику и правила
Fair Play обучать им начинающих, молодых спортсменов.
Необходимо популяризировать психологические знания среди спортсменов и
тренеров, так как до сих пор во многих командах спортсмены отказываются от
помощи психолога, путая его с психиатром и считая, что принять такую помощь —
значит расписаться в собственном психическом нездоровье.
Спортивная психология как учебная
дисциплина должна ориентировать сегодняшних студентов — завтрашних тренеров —
на работу с человеком, личностью, а не просто с живым организмом.
Спортивным психологам
следует повернуться лицом к массовому спорту, спорту для здоровья и разработать
программы их психологического обеспечения.
Спортивная психология
нуждается в расширении контактов с другими научными дисциплинами, а спортивные
психологи из разных стран — в
укреплении контактов между собой.
В рамках конгресса
состоялась Генеральная Ассамблея FEPSAC и выборы нового состава
руководящего совета. Президентом FEPSAC на четырехлетний срок избран Стюарт Бидл (Великобритания),
вице-президентом—Ласло Надори
(Венгрия), генеральным cекретарем—Эрвин
Апич (Швеция). Выборы показали, что ситуация в FEPSAC заметно изменилась.
Усилились требования к членам руководящего совета: к их профессиональной компетентности
и свободному владению английским языком, без которых невозможно эффективное
деловое общение и контакты. В руководящий совет был избран лишь один
представитель бывших соцстран — Л.
Надори.
Ассамблея приняла в состав
FEPSAC нового члена — Израиль, определила время и место проведения следующего
Конгресса FEPSAC — 1995 г., Брюссель (Бельгия).