Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ

 

Дефицит живой, увлекательной и современной литературы по практической психологии столь велик, что появляющиеся на книжных прилавках редкие «капли» таких произведений вряд ли утолят жажду практических психологов, преподавателей психологии и учителей. Особенно грустно, когда выходящие книги подобного жанра остаются незамеченными. Поэтому редколлегия «Вопросов психологии» публикует фрагменты предисловий академика АПН СССР И.С. Кона и главного психолога Гособразования СССР А.Г. Асмолова к только что увидевшим свет в издательстве «Педагогика» произведениям.

 

*   *

*

 

И.С. Кон — о книге Ф. Зимбардо «Застенчивость» (М., 1991).

Заняться застенчивостью ученого побудили его студенты, многие из которых страдали от этого качества. Обследовав несколько тысяч молодых людей от 18 до 21 года, Зимбардо нашел, что 42% из них считают себя застенчивыми (с учетом тех, кто преодолел застенчивость, процент повышается до 73), причем 60% из них переживают это как серьезную жизненную трудность. Застенчивость делает юношей и девушек несчастными, неуверенными в себе, мешает находить друзей и любимых, а некоторых людей даже толкает на преступление. Между тем горю можно помочь. Созданная Зимбардо Стэнфордская клиника по психотерапии застенчивости пользовалась чрезвычайным успехом. Огромный успех выпал и на долю этой его популярной книги, изданной в 1977 г. и ныне дошедшей до советского читателя.

Хочу подчеркнуть: книга Зимбардо не академический трактат, а своего рода психологический самоучитель, которым может воспользоваться каждый, кто хочет преодолеть свою застенчивость и улучшить коммуникативные качества. Хотя некоторые приводимые Зимбардо примеры являются специфически американскими, речь идет об общечеловеческих проблемах, методы разрешения которых в нашей стране — те же, что и в США.

 

*

 

А.Г. Асмолов — о книгах: Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991; Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991; Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1992.

Книга К. Бютнера — это первая появляющаяся в нашей стране книга о психоаналитической педагогике.

Вглядитесь в происходящие с нашими детьми события обостренным социальным взглядом, проникнитесь присущим психоанатилической педагогике уважением к индивидуальной истории личности, и вы увидите, что культура страха, при помощи которой контролировалось поведение людей в условиях тоталитарного режима казарменного социализма, уже фактически разрушена. Культура стыда, к которой, надеюсь, мучительно ищет дорогу наше общество, еще на родилась. И в зазоре между культурой страха и культурой стыда распрямилась пружина агрессии, толкающей детей, подростков и молодежь к насилию и жестокости.

К. Бютнер подводит читателей к мысли о дом, что за страхами и агрессией детей стоит, как правило, конфликт в мире межличностных отношений, конфликт, связанный с отсутствием даже элементарных попыток понимания подлинных причин детских поступков.

Каждый разбор конфликтных ситуаций, приведших к агрессии ребенка, — это опыт

 

179

 

понимания детских травм, которому учит психоаналитическая педагогика. Читая и перечитывая эти разборы, убеждаешься в наивности распространенного мифа о том, что психолог — это человек с тестом в руке. То, что приоткрывает напряженное понимание причин детского поступка, не в силах дать сами по себе психологические измерения. Психоаналитическая или, шире, психологическая педагогика,— это образ мышления, а не набор рецептов по психодиагностике и коррекции поведения детей. Книга  К. Бютнера и выступает как творческий импульс к рождению у учителей психологического образа мышления, помогающего в общении с детьми и взрослыми дойти до понимания самых потаенных уголков человеческой души.

 

*

 

Если специалист или, что еще более редкое в нашем мире явление, простой интеллигентный человек захочет лучше почувствовать внутренний мир подростка, понять, из каких культурных источников бьет ручей психосексуального развития в юношеском возрасте, то встреча с книгой французского психолога М. Кле станет для них радостным откровением. Страница за страницей пробегут перед ними история отрочества, взлеты и падения в культуре молодежных движений, социальная архитектура обрядов инициации, этапы становления сексуальной зрелости и самосознания подростка. На пересечении культуры, истории и природы происходит трудоемкий процесс рождения личности, узнать о которой удается благодаря экспериментальным фактам и наблюдениям, обильно приводимым М. Кле.

 

*

 

Широкий спектр исследований А. Фрейд — почетного доктора университета Кларка (США), и Венского университета (Австрия), посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8-томном собрании ее трудов (1971—1980, США). Мировую известность А. Фрейд принесла ее работа «Психология Я и защитные механизмы», открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

«Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть?» В этом вопросе шестилетней девочки к Анне Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ. Каковы внутренние резервы детского Я в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? Сколь велика магия слова мастера детского психоанализа, приходящего на помощь к испытывающему страхи и живущему не в ладу с самим собой и окружающими людьми растущему человеку? Ответы на эти и многие другие вопросы позволили А. Фрейд по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а не просто остаться дочерью знаменитого отца. В отличие от традиционного психоанализа психологические воззрения Анны Фрейд проникнуты верой в силу человеческого Я, и созданное ею теоретическое направление не случайно вошло в историю науки под именем «Эго-психология».