164
ПРАКТИЧЕСКИМ ПСИХОЛОГАМ И ПЕДАГОГАМ
КОРОТКО О
КНИГАХ
Экземплификация:
образцы и
модели в жизни человека
Grác J. Exemplilificácia: Vzory a modely v
živote človeka.
Bгаtislava:
Vydavatelstvo Obzor, 1990. 432 s.
Вышла в свет монография
известного словацкого психолога, профессора Братиславского университета Яна
Граца, работы которого неоднократно рецензировались в журнале «Вопросы
психологии». Новая книга посвящена проблеме человеческого поведения, ориентированного
на пример (образец, модель — термины используются в качестве синонимов),— так
называемой экземплификации. Пример понимается как средство межличностного
воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или
способа действий (имеется весьма небольшое число работ, в той или иной мере
касающихся данной проблемы, например, исследования в области теории социального
научения А. Бандуры). Рецензируемая монография обобщает накопленный в области
экземплифицации теоретический и эмпирический материал. Кроме того, автор
излагает собственные оригинальные подходы к проблеме. Наряду с теоретическими
изысканиями, Я. Грац приводит результаты собственных экспериментальных
исследований, и те и другие существенно дополняют сложившиеся в настоящее время
научные представления по изучаемой проблеме.
Монография хорошо структурирована. Она состоит из
пяти разделов, объединяющих 11 глав, приложения (исследовательские методики,
разработанные автором)
165
библиографии,
именного и предметного указателей. По ходу изложения теоретических положений
данные собственных экспериментальных исследований выделяются отдельным текстом,
заключенным в рамку. Книга иллюстрирована схемами, диаграммами, рисунками.
В первом, вступительном, разделе автор раскрывает основные понятия, относящиеся к проблеме экземплификации. При этом выделяются основные критерии примера, отличающие его от других средств воздействия: а) явность, очевидность; б) большое количество связей с другими; в) возможность сравнения; г) убедительность воздействия; д) множественность критериев. В этом разделе рассматривается специфика воздействия примера на поведение человека в различные исторические периоды, а также дается всесторонний обзор исследований по проблеме экземплификации, начиная с античности.
Во втором разделе описываются психологические механизмы воздействия примера. Прежде всего подробно анализируется феномен подражания. Наряду с обобщением имеющихся теоретических концепций, выдвигается оригинальный подход к определению подражания, позволяющий выделить его среди сходных явлений конформности, заражения, внушения, идентификации и др. Вместе с тем опровергается довольно распространенное мнение о подражании как единственном механизме воздействия примера. Автор убедительно доказывает необходимость комплексного подхода к проблеме, в частности, привлечения к анализу механизмов воздействия примера феномена уподобления.
В третьем разделе анализируются особенности примеров как таковых, их «анатомия». В связи с этим Я. Грац разделяет личностные особенности носителя примера, которые могут оказывать лишь мотивационное воздействие на перцепиента, и его поведенческие характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивационного воздействия, определенное «руководство к действию». Подчеркивается, что подражание возможно лишь по отношению к поведенческим характеристикам носителя примера; даются конкретные рекомендации. Автор классифицирует примеры по нескольким основаниям, что позволяет выделить в специфику их видов. Рассматриваются также ролевые аспекты примеров. Отмечается, что в пределах одной и той же роли возможно следование различным примерам,так же, как и следование одному и тому же примеру лицами, исполняющими разные социальные роли.
В четвертом разделе вслед за объективными характеристиками примера и перцепиента анализируется их субъективное оценивание, т. е. процесс восприятия и понимания. В итоге такого анализа выделяются причины неадекватности самооценки и оценки другого в условиях контакта перцепиента примера с его носителем. Описываются формы реагирования перцепиента на пример, а также индивидуально-психологические особенности перцепиента, являющиеся, наряду с возрастом, другими индивидуальными особенностями, наличием стрессовых ситуаций, факторами избирательности и изменчивости поведения. Дается периодизация реакций подражания у человека в онтогенезе.
Последний раздел имеет практическую направленность.
В нем приводится описание специальных методик, с помощью которых носитель
примера может целенаправленно воздействовать на перцепиента — как
непосредственно, через органы чувств,— методами «предпонирования» (воздействием
личностных особенностей) и «экспонирования» (воздействием поведенческих
характеристик), так и опосредствованно, через информацию, получаемую от другого
человека или из литературы, живописи, т. е. методами реальных и вымышленных
примеров.
В заключение автором рассматривается проблема аутоэкземплификации, или такого метода саморегуляции, когда по примеру моделируется собственное поведение, для чего перцепиенту приходится моделировать поведение другого или самого себя. В последнем случае могут возникать затруднения в связи с неадекватностью самооценки, а поэтому, согласно автору, предпочтительнее опосредствованное, непрямое ориентирование.
Выражая уверенность в том, что монография Я. Граца займет достойное место среди фундаментальных психологических исследований, можно рекомендовать данное издание как специалистам в области теории и практики психологии и педагогики, так и массовому читателю, интересующемуся проблемами психологического воздействия.
Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю.
Коржова
Киев