Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СНА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

 

О.В. КРАСНОПЁРОВ, А.Л. ПАНЧЕНКО

 

Параметры сна здоровых людей определяются многими факторами: возраст, пол, характер профессиональной деятельности, семейные традиции, наследственные особенности. Правомерно предположить, что существенное влияние на сон оказывают индивидуально-типологические особенности личности, однако фундаментальные исследования этой проблемы практически отсутствуют [1].

В литературе имеются единичные работы, исследующие влияние психологических и психопатологических свойств личности на психофизиологические характеристики сна. Однако, во-первых, исследования разных авторов достаточно противоречивы, во-вторых, интерпретировать некоторые психофизиологические параметры сложно, в-третьих, из практики известно, что при одинаковых психофизиологических параметрах сна разные люди могут оценивать этот сон прямо противоположным образом: одних он может полностью удовлетворять, другие же считают этот сон совершенно нарушенным.

Актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что одной из основных функций сна является социопсихическая адаптация человека. Функциональная недостаточность системы «быстрый сон — сновидения» приобретает важное значение в патогенезе невротических и соматических расстройств [3].

Поэтому изучение преморбидных свойств личности, психологических факторов, предрасполагающих к тем или иным нарушениям сна, имеет существенное значение для ранней диагностики и профилактики нарушений сна, что, в свою очередь, уменьшает риск возникновения нервно-психических расстройств. Еще 3. Фрейд указывал, что само сновидение тоже невротический симптом, который к тому же имеет для нас неоценимое преимущество в том, что проявляется у всех здоровых [4].

Учитывая вышеизложенное, целью настоящей работы явилось изучение влияния некоторых психологических свойств личности на субъективную характеристику сна. Исследования проводились на студентках I—II курсов медицинского института в возрасте 18—22 лет. Для определения психологических особенностей использовались: личностный опросник Айзенка (форма А) и шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) [5]. Изучение субъективной характеристики сна проводилось по специально разработанной анкете, состоящей из 47 вопросов, касающихся количественной и качественной характеристики сна и сновидений. Всего обследовано 115 человек.

По результатам психологического тестирования были отобраны следующие пары групп испытуемых: выраженные экстра- и интроверты, лица с высоким и низким нейротизмом (эмоциональной лабильностью), высоко- и низкотревожные (по результатам шкалы личностной тревожности). Между группами каждой пары проводилось сравнение субъективной картины сна. Для статистической обработки результатов использовался вариационный и альтернативный анализ с применением критериев Стьюдента и Фишера.

 

140

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Анализ полученных данных выявил значительные различия в субъективной характеристике сна у лиц с различными психологическими свойствами (табл. 1—3), хотя по длительности суточного сна между группами различий не выявлено, что связано скорее всего с социальными ограничениями времени сна.

 

Таблица 1

 

Различия субъективной характеристики сна у лиц с высоким и низким нейротизмом

 

 

Показатели субъективной характеристики сна

Лица с низ-ким нейро-тизмом

n =15

Лица с высо-ким нейро-тизмом

n =22

Достовер-ность различий

Субъективная оптимальная длительность суточного сна (час)

 

7,4+0,25

 

8,2±0,2

 

p<0,05

Отмечают хорошее самочувствие сразу после пробуждения (%)

80

22,7

p<0,001

Не удовлетворены глубиной своего сна (%)

0

27,2

p<0,05

Отмечают болевые ощущения в сновидениях (%)

13,3

50

p<0,05

Видят сновидения почти каждые сутки (%)

60

95.4

p<0,05

Считают, что видят сновидения на протяжении всей ночи (%)

13,3

50

р<0,05

Хорошо помнят содержание сновидений (%)

0

59

р<0,001

Долго не забывают содержание сновидений (%)

46,7

95,5

р<0,01

Видят особые сновидения перед болезнью (%)

13

55

р<0,05

Часто видят кошмарные сновидения (%)

0

32

р<0,05

Отмечают преобладание неэмоциональных сновидений (%)

26,6

0

р<0,05

Желают видеть сны (%)

60

95,4

р<0,05

Утром чувствуют себя лучше, если сновидения сопровождались положительными эмоциями (%)

40

91

р<0,01

 

У лиц с высоким нейротизмом (табл. 1) субъективно оптимальная длительность суточного сна (желаемая длительность суточного сна, которая, по мнению испытуемых, должна приносить хорошее самочувствие, настроение, высокую работоспособность) несколько выше, чем у лиц с низким нейротизмом; среди эмоционально нестабильных неудовлетворенные глубиной своего сна составляют почти третью часть. Хорошее самочувствие после пробуждения значительно чаще отмечают эмоционально стабильные лица. Испытывающие болевые ощущения в сновидениях почти в 4 раза чаще встречаются среди эмоционально нестабильных. Среди лиц с высоким нейротизмом чаще встречаются испытуемые, которые считают, что видят сновидения почти каждые сутки и на протяжении всей ночи. Эмоционально нестабильные личности лучше и дольше помнят содержание сновидений, чаще видят особые сновидения перед болезнью и кошмарные сновидения, чем эмоционально стабильные. У лиц же с низким нейротизмом чаще встречаются неэмоциональные сновидения. Желают видеть сны 95,4 % испытуемых с высоким нейротизмом и только 60 % — с низким. Утром чувствуют себя лучше, если сновидения сопровождались положительными эмоциями, чаще лица с высоким нейротизмом.

Выявлено, что интроверты (табл. 2) засыпают более чем в 2 раза дольше и просыпаются ночью реже, чем экстраверты. Интроверты почти в 2 раза реже видят

 

Таблица 2

 

Различия субъективной характеристики сна у интро- и экстравертов

 

Показатель субъективной характеристики сна

Интроверты  n =19

Экстраверты

n =21

Достовер-ность различий

Длительность засыпания (мин)

27,4+4,8

12,59+1,9

р<0,01

Ночью вообще не просыпаются (%)

52,3

15,7

р<0,05

Очень редко видят кошмарные сновидения (%)

85,7

47,3

р<0,05

Собственная речь в сновидениях отсутствует (%)

42,8

0

р<0,01

Слышат во сне музыку (%)

38,1

73,7

р<0,05

Выражают желание видеть сны (%)

39,1

89,5

р<0.01

 

141

 

кошмарные сновидения. Все экстраверты в своих сновидениях разговаривают, когда почти у 43 % интровертов собственная речь в сновидениях отсутствует. Экстраверты почти в 2 раза чаще слышат во сне музыку, и среди них в 2 раза больше желающих видеть сны.

Высокотревожным лицам (табл. 3) для того, чтобы быть в оптимальной психофизиологической форме, необходимо спать дольше, чем низкотревожным, хотя при увеличении длительности сна больше обычного первые чаще отмечают ухудшение самочувствия. Субъективная длительность засыпания высокотревожных лиц более чем в 2 раза дольше, чем у низкотревожных. У лиц с высоким уровнем тревожности хорошее самочувствие после пробуждения приходит в 2 раза позже, чем у испытуемых с низким ее уровнем. Высокотревожные значительно чаще хотят видеть эмоциональные сновидения, чем низкотревожные, собственная речь в сновидениях отсутствует у 44 % высокотревожных испытуемых и только у 6,6 % низкотревожных. По частоте встречаемости ощущений в сновидениях статистической значимости достигли различия только по температурным ощущениям, которые чаще встречаются у высокотревожных лиц.

 

 

 

Таблица 3

 

Различия субъективной характеристики сна у лиц с высоким и низким уровнем личностной тревожности

 

Показатель субъективной характеристики сна

Низко-тревожные

n =16

Высоко-тревожные

n =25

Достовер-ность различий

Субъективная оптимальная длительность сна (час)

7,5±0,15

8,32±0,16

р<0,001

Ухудшение самочувствия после увеличения длительности сна больше обычного (%)

 

0

 

28

 

р<0,05

Длительность засыпания (мин)

13,22

27,56

р<0,01

Хорошее самочувствие после пробуждения приходит через (мин)

 

25,4+5,4

 

5,4±8,5

 

р<0,02

Желание видеть эмоциональные сновидения (%)

26,7

84

р<0,01

Собственная речь в сновидениях отсутствует (%)

6,6

44

р<0,02

Частота встречаемости температурных ощущений в сновидениях (%)

 

13,3

 

48

 

р<0,05

 

При обобщении полученных результатов выявляется повышение субъективно оптимальной длительности сна у лиц с высоким нейротизмом и высоким уровнем личностной тревожности, хотя при увеличении длительности сна больше обычного они чаще отмечают ухудшение самочувствия. Из этого следует, что у таких людей из-за их высокой тревожности, мнительности, эмоциональной лабильности может возникнуть страх недостатка длительности сна, его глубины, т. е. возникают не объективные, а субъективные расстройства сна — нарушения «чувства сна» (способности человека адекватно оценивать длительность и качество своего сна или засыпания) [2].

Установлены факторы, предрасполагающие к тем или иным формам нарушений сна: высокая тревожность и интровертированность ведут к увеличению длительности засыпания, экстравертированность приводит к более частым ночным пробуждениям, высокий уровень тревоги ведет к неудовлетворенности глубиной сна.

Но в каждом конкретном случае необходимо выяснить, являются ли эти нарушения объективными или относятся к нарушениям «чувства сна».

Полученные  результаты показывают большую значимость, образность, информативность, эмоциональность сновидений у лиц с высоким уровнем личностной тревожности, нейротизма и экстравертированности по сравнению с низкотревожными, эмоционально стабильными и интровертированными, что является, по-видимому, компенсаторной реакцией первых для улучшения их адаптации к окружающей социальной среде.

Почти все экстраверты, высокотревожные и эмоционально нестабильные испытуемые хотят видеть сны. И несмотря на то, что им значительно чаще снятся кошмары, они желают видеть именно эмоциональные сны, что в большей степени и способствует их адаптации.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что индивидуально-типологические   особенности личности оказывают существенное влияние на восприятие человеком своего сна.

1. Вейн А.М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М., 1989.

 

142

 

2. Пынтиков АВ., Бабушкина ЛВ., Макашов СН., Ерин ЕН. Диагностика «чувства сна» // Вопросы здоровья, первичной профилактики и реабилитации. Барнаул, 1989.

3. Ротенберг В.С. Адаптивная функция сна. Причины и проявления ее нарушения. М., 1982.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

5. Ханин Ю.А. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности И.Д. Спилберга. Л., 1976.

 

Поступила в редакцию 30. Х 1990 г.