Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ

 

Е.Л.ЯКОВЛЕВА

Москва

 

Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

 

Память является одним из основных психологических процессов; ее качественные особенности неразрывно связаны со всем диапазоном человеческих проявлений — от умственной отсталости до творчества и одаренности. Именно этим обусловлена актуальность монографии, подготовленной коллективом лаборатории психофизиологии познавательных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Новизна

 

176

 

работы заключается в том, что в качестве ведущего системообразующего фактора, от которого зависит эффективность всех процессов памяти, авторы рассматривают познавательную активность как на психологическом, так и на психофизиологическом уровнях. Видимо, это и послужило одной из причин того, что книга была удостоена второй премии АПН СССР за 1991 г.

Коллективная монография — сложный жанр, особенно когда ставится задача объединить на едином концептуальном основании психологические, психофизиологические и психолого-педагогические исследования. Авторам удалось справиться с этой непростой задачей и создать целостную картину современного состояния проблемы связи познавательной активности и памяти. Самым существенным в этой картине является зависимость продуктивности памяти от активности субъекта в мнемической деятельности. При этом последняя понимается как степень осуществления индивидом сенсорно-перцептивного и семантического анализа. Авторы предположили, что этот фактор является определяющим на всех уровнях организации памяти — от психологического до психофизиологического и молекулярного. Содержательные обзоры зарубежной и отечественной литературы служат не только хорошим теоретическим введением к оригинальным научным исследованиям каждого из авторов, но и аргументируют сделанное предположение. Были получены данные о том, что влияние степени проанализированности материала на результативность памяти первично осуществляется на уровне фиксации информации в кратковременной памяти. Показано, что чем сложнее анализ сигналов, тем более выражены и длительны оставляемые ими следы кратковременной памяти и тем прочнее и длительнее они сохраняются в долговременной памяти. Рассмотрены два основных условия выраженности и длительности следов кратковременной памяти: степень включения активирующих систем мозга и степень сложности и разветвленности существующих в долговременной памяти когнитивных систем, осуществляющих анализ. Анализирующая система коры является одним из важных механизмов запуска активационных систем мозга. За счет этого механизма осуществляется саморегуляция уровней ее активности. При возрастании требований среды к анализирующей системе идет подключение активирующих систем коры и подкорки, повышается уровень корковой активации и как следствие этого формируются более выраженные и длительные следы памяти. Вместе с тем выраженность и длительность следов памяти при прочих равных условиях тем сильнее, чем в более сложной и разветвленной системе идет обработка текущей информации.

Подробно в книге представлен раздел, посвященный рекомендациям по развитию памяти. Основные психолого-педагогические вопросы мнемической деятельности анализируются с привлечением работ прогрессивных дидактических систем и опыта работы передовых учителей. В свете психофизиологических данных еще раз убедительно подтверждена важность формирования у учащихся системности знаний, хорошо упорядоченных и расчлененных систем долговременной семантической памяти, являющихся главным условием полноценного глубокого анализа усваиваемого материала, его эффективного и прочного запоминания.

Благодаря широкому системному анализу знакомство с книгой наводит на целый ряд размышлений, в частности касающихся психогенетики. Например, при изучении законов наследования генетики используют для анализа только дискретные признаки исследуемых организмов: количество тычинок, окраску лепестков и т. д. Если бы психологи сумели выделить такие четкие дискретные особенности психических процессов, то использование количественных методов в психогенетике человека, возможно, стало бы более обоснованным и продуктивным.

В качестве таких признаков могли бы выступить некоторые простые показатели, как, например, время реакции в определенных контролируемых условиях, которые характеризуют познавательную активность на всех уровнях организации психической деятельности — от собственно психического до внутринейронного. А поскольку эти показатели могут быть количественно измерены, познавательная активность может действительно оказаться существенно важным дискретным признаком познавательных процессов.

Оценивая в целом рассмотренную книгу, надо отметить, что она написана ясным языком, удачно скомпонована, содержит новые, содержательные материалы и дает читателю ориентировку как в общих вопросах, так и в конкретных современных проблемах психологии и психофизиологии памяти.