174
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В. В. ЗНАКОВ
Москва
Корнилова Т. В., Тихомиров
О. К. Принятие
интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. 192 с.
На совершенствование качества
решений, принимаемых человеком и искусственными системами, направлены сегодня
усилия ученых многих специальностей. Однако подавляющее большинство современных
теорий принятия решений основаны на использовании вероятностно-статистических
методов, математического аппарата, учитывающего только операционно-логическую
сторону решений и игнорирующего их субъективно-психологические компоненты.
Авторы теорий такого рода рассматривают принятие решений субъектом не как
преломление интеллектуальных и мотивационных особенностей его личности через
призму конкретных обстоятельств выполняемой деятельности, а на операциональном
уровне «взвешивания» объективных факторов среды, определения объективной
вероятности достижения цели решения. Даже в когнитивной психологии, где
принятие решений изучается как интеллектуальная деятельность личности,
анализируются преимущественно те познавательные механизмы, которые
детерминируются отражением предметного мира, а мотивационные и целевые аспекты
решений остаются «за кадром».
Полезность книги Т. В. Корниловой и О. К. Тихомирова
как раз и состоит в том, что в ней подробно освещается
субъективно-психологическая сторона принятия решений (индивидуально-стилевые
особенности деятельности, мотивационная регуляция, осознание образа задачи и т.
п.). В ней впервые осуществлен развернутый психологический анализ процессов
принятия решений в системе «человек — ЭВМ». Книга может рассчитывать на интерес
не только психологов и программистов, но и технических специалистов, потому что
внедрение психологических аспектов принятия решений до сих пор остается слабым
местом как в уже функционирующих системах искусственного интеллекта, так и в
проектируемых. Разработчики систем это понимают и стремятся устранить
отмеченный недостаток с помощью психологов.
Несомненное достоинство книги состоит в стремлении
ее авторов рассмотреть проблему в широком научном контексте, проанализировать и
психологические особенности мышления человека, принимающего решение, и
опосредствованность интеллектуальной деятельности компьютером. Такой подход
позволяет выявить и внешние, и внутренние условия диалога человека с машиной. В
книге представлены нетривиальные экспериментальные данные о принятии решений
людьми, постоянно применяющими компьютер для достижения научных и практических
целей.
Разрабатываемая авторами концептуальная
психологическая модель принятия решений базируется на представлении о ведущей
роли познавательной активности субъекта в ситуации диалога с компьютером.
Концептуальным ядром модели и фокусом содержания книги является положение о
том, что «использование компьютерных данных при развитии человеком
опосредствованных форм интеллектуальных решений требует от него активного видоизменения
внутренних средств видения и понимания заданной проблемной ситуации. Внутренние
средства и ориентиры для принятия решений изменяются по характеру эмпирических
обобщений результатов компьютерного анализа и собственной познавательной
активности. Эти новые обобщения свойств элементов ситуации в качестве
промежуточных внутренних ориентиров позволяют субъекту выдвигать нового типа
гипотезы и предвосхищения» (с. 66).
Данное положение экспериментально доказывается с
помощью исследования разных
175
форм опережающего контроля человеком своих
интеллектуальных решений. Эти формы рассматриваются авторами в качестве важных
компонентов динамической структуры мышления субъекта, принимающего решения в
диалоге с компьютером. Характер решений в значительной мере определяется
индивидуальной спецификой когнитивной регуляции познавательной активности пользователя
в диалоге с ЭВМ, а также субъективными способами осмысления компьютерных
данных. У пользователя только в том случае возникают качественно новые единицы
анализа проблемной ситуации, если он сумеет включить компьютерные данные в
самостоятельно выработанные способы их означивания. Чем шире диапазон
осмысливаемых субъектом связей между результатами собственных познавательных
усилий и «стратегиями» компьютера, тем ощутимее изменяются операциональные смыслы
компьютерных данных и тем выше интеллектуальная обоснованность решений.
В этом плане особенно интересен экспериментальный
анализ когнитивных стилей как таких внутренних условий познавательной
деятельности человека, которые влияют на время обдумывания и число промежуточных
решений в диалоге. Обнаружено, что «полезависимым» и «рефлексивным» субъектам
необходимо больше времени для принятия промежуточных решений, чем
«поленезависимым» и «импульсивным». Время обдумывания промежуточных решений
прямо связано с увеличением гибкости познавательного контроля.
На формирование процессов принятия решений оказывает
влияние и личностная тревожность пользователя. В работе показано, что в
ситуации диалога с компьютером решение трудных задач облегчается при низкой тревожности,
а для легких более оптимален высокий уровень личностной тревожности познающего
субъекта. Авторы полагают, что при принятии решений факторы тревожности можно
рассматривать как внешние по отношению к собственно познавательной мотивации.
Результаты проведенного исследования дают основание и для более обобщенного
вывода о том, что индивидуально-личностные особенности пользователя хотя и не
репрезентируются во внешней структуре диалога, но играют большую роль в содержательной
и процессуальной регуляции принятия решений.
В монографии представлены убедительные
доказательства необходимости участия психолога в создании диалоговых систем.
Психолог может не только существенно повысить интеллектуальность решений, принимаемых
человеком с помощью компьютера, но и — что не менее важно для общества —
способствовать гуманизации процессов и результатов компьютеризации. Книга
написана хорошим языком, ее с интересом прочтут все, кто так или иначе связан с
компьютерами. Вместе с тем не может не вызывать сожаления тот факт, что в книге
практически не нашлось места для описания характеристик решений в специфических
для психолога областях деятельности. Вследствие этого заинтересованный читатель
вынужден сам осуществлять проекцию представленных в книге данных, например на
компьютерную психодиагностику или обучающие системы, и делать выводы о том, как
здесь могут проявиться обнаруженные авторами психологические закономерности.
Это актуальное для психологии направление исследования компьютеризации
безусловно требует дальнейшей проработки и более углубленного анализа.