172
КОРОТКО О КНИГАХ
ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ БОГ: ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ
Frankl V. Е. Der unbewufite Gott: Psychotherapie und Religion. 7 verand. Aufl.
Munchen: Kosel, 1988. 156 S.
В основу книги Виктора Франкла
«Подсознательный бог» положены лекции, прочитанные автором в послевоенные годы.
Впервые книга была издана в 1948 г. Настоящее издание — седьмое — содержит
значительные изменения и дополнения по сравнению с предыдущими. Книга включает
12 глав, раскрывающих различные вопросы экзистенциального анализа и
логотерапии. По мнению автора, логотерапия как учение о «воле к смыслу» не
может быть полностью освещена в масштабах этой книги, он ставил своей задачей
лишь показать ее возможности. В книге приведена обширная библиография о применении
логотерапии и ее взаимоотношениях с теологией.
Три принципа психотерапии, три психотерапевтические
школы — А. Адлера, З. Фрейда и экзистенциально-аналитический подход —
рассматривает В. Франкл в первой главе своей книги. А. Адлер и З. Фрейд традиционно
выступают его оппонентами. Психоанализ, по мнению автора, разрушает целостность
человеческой личности, рассматривает ее с механистических позиций. Конечная же
цель экзистенциального анализа состоит в том, чтобы «привести человека к
ответственности за его существование». Быть ответственным — именно это лежит в
основе психотерапии В. Франкла.
В первой главе автор вносит существенные изменения в
распространенное понимание бессознательного и следующую часть работы посвящает
духовному бессознательному. Само бессознательное он рассматривает гораздо шире,
чем это принято, включая в него не только подсознательную инстинктивность, но и
подсознательную духовность. Таким образом, духовное может быть осознаваемым и
бессознательным. Именно оно определяет человеческое бытие как «решающее
существование». Эти понятия лежат в основе логотерапии как «психотерапии
духовного».
«Решающее существование» человека неразрывно связано
с совестью. Феномену совести В. Франкл посвящает две важнейшие главы своей
книги: «Экзистенциальный анализ совести» и «Трансцендентность совести».
Подлинные, с точки зрения экзистенциального анализа, решения в человеческом
бытии принимаются всегда рефлексивно и подсознательно. Совесть генетически
восходит к бессознательному. По существу, она является интуитивной функцией, и
только она одна в состоянии согласовать «вечный», всеобъемлющий «моральный
закон» с соответствующей конкретной ситуацией конкретной личности. И эта
совесть, которую автор изначально представляет в форме духовного
бессознательного, «подсознательного бога», является выражением трансцендентности
духовного бессознательного. «Будь господином своей воли и рабом своей
совести»,— этот афоризм, упоминаемый автором, может служить исходной точкой в
анализе трансцендентности совести.
Для того чтобы привести читателя к пониманию
сущности духовного бессознательного, В. Франкл использует метод анализа
сновидений. В разделе, посвященном экзистенциально-аналитическому толкованию
сновидений, показано, что именно в снах как нигде ярко проявляется и предупреждающий
голос совести, и тщательно скрываемая или неосознаваемая глубинная
религиозность человека. Таким образом, этот раздел предвосхищает ряд глав в
книге, посвященных взаимоотношению психотерапии и теологии.
В принципе религиозное и нерелигиозное существования
являются для логотерапии равноправными. Религия для логотерапии является только
предметом обсуждения, но не основой. «Мы должны строго отграничивать врачебные
функции от миссии священника»,— подчеркивает В. Франкл. В то же время он
рассматривает религиозность с экзистенциальных позиций,
173
как одно из проявлений «решающего бытия».
Религиозность только тогда подлинна, когда человек не инстинктивно подчинен ей,
а когда он на нее решается. Когда же речь идет о подсознательной религиозности,
то здесь вовсе не подразумевается, что бог в себе и для себя не осознан. Он
лишь скрыт от нас самих. Этот подсознательный бог и религиозность не имеют
ничего общего с институтом церкви и конфессиональностью. По мнению автора,
каждый человек по-своему религиозен. Эта глубоко персонализированная
религиозность по сути и есть совесть, осознание ответственности за свое существование.
Ответственность прямо связана со смыслом.
Человеческое бытие всегда осмысленно, даже если смысл еще не очень хорошо
известен, понимание же смысла лежит в основе «воли к смыслу». Именно о ней идет
речь в логотерапии. Врач не может придать смысл жизни больного, пациента. Смысл
вообще нельзя ни дать, ни создать, его нужно найти. И человек должен найти его
самостоятельно. Логотерапия не является моралистичной по той простой причине,
что смысл не может быть выписан по рецепту. Этим аспектам взаимоотношений врача
и больного посвящена глава «Врачевание души». Автор вновь возвращает нас к
нашему подсознательному богу: смысл не только должен, но и может быть найден, и
в этом поиске человека направляет совесть. Совесть — это своеобразный «орган
смысла». В наш век, когда забыты десять заповедей, когда довлеет чувство
бессмысленности, только совесть, по мнению В. Франкла, может помочь найти смысл
и решение в любой ситуации.
Человек силой своей воли к смыслу ищет и находит
его. Сначала он видит смысл в том, чтобы что-либо творить и создавать, затем он
обнаруживает смысл в переживаниях, в любви к кому-то. Но и в самой безвыходной
ситуации человек может найти смысл. Как и почему это происходит, как помочь
человеку обрести этот смысл,— этому посвящена глава «Дорефлексивное
онтологическое самосознание человека».
Завершает книгу большая статья «Человек в поисках
конечного смысла». Она как бы обобщает и подводит итог всему вышесказанному.
Говоря о сверхсмысле, В. Франкл подводит читателя к тому, что непознаваемое не
обязательно должно быть невероятным. Знание отступает на второй план, когда
речь идет о конечном смысле, остается лишь Вера. Религиозный человек верит в
смысл жизни, но является ли каждый, кто верит в этот смысл, религиозным? И уже
потому, что этот вопрос оставлен автором без ответа, можно сказать: психиатры и
психологи могут и должны поддерживать диалог между религией и психотерапией.
Перевод книги В. Франкла «Подсознательный бог:
Психотерапия и религия» на русский язык готовится к изданию малым предприятием
«Смысл».
Т. В. Куличенко,
Д. А. Леонтьев
Москва