Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ БОГ: ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ

 

Frankl V. Е. Der unbewufite Gott: Psychotherapie und Religion. 7 verand. Aufl.

Munchen: Kosel, 1988. 156 S.

В основу книги Виктора Франкла «Подсознательный бог» положены лекции, прочитанные автором в послевоенные годы. Впервые книга была издана в 1948 г. Настоящее издание — седьмое — содержит значительные изменения и дополнения по сравнению с предыдущими. Книга включает 12 глав, раскрывающих различные вопросы экзистенциального анализа и логотерапии. По мнению автора, логотерапия как учение о «воле к смыслу» не может быть полностью освещена в масштабах этой книги, он ставил своей задачей лишь показать ее возможности. В книге приведена обширная библиография о применении логотерапии и ее взаимоотношениях с теологией.

Три принципа психотерапии, три психотерапевтические школы — А. Адлера, З. Фрейда и экзистенциально-аналитический подход — рассматривает В. Франкл в первой главе своей книги. А. Адлер и З. Фрейд традиционно выступают его оппонентами. Психоанализ, по мнению автора, разрушает целостность человеческой личности, рассматривает ее с механистических позиций. Конечная же цель экзистенциального анализа состоит в том, чтобы «привести человека к ответственности за его существование». Быть ответственным — именно это лежит в основе психотерапии В. Франкла.

В первой главе автор вносит существенные изменения в распространенное понимание бессознательного и следующую часть работы посвящает духовному бессознательному. Само бессознательное он рассматривает гораздо шире, чем это принято, включая в него не только подсознательную инстинктивность, но и подсознательную духовность. Таким образом, духовное может быть осознаваемым и бессознательным. Именно оно определяет человеческое бытие как «решающее существование». Эти понятия лежат в основе логотерапии как «психотерапии духовного».

«Решающее существование» человека неразрывно связано с совестью. Феномену совести В. Франкл посвящает две важнейшие главы своей книги: «Экзистенциальный анализ совести» и «Трансцендентность совести». Подлинные, с точки зрения экзистенциального анализа, решения в человеческом бытии принимаются всегда рефлексивно и подсознательно. Совесть генетически восходит к бессознательному. По существу, она является интуитивной функцией, и только она одна в состоянии согласовать «вечный», всеобъемлющий «моральный закон» с соответствующей конкретной ситуацией конкретной личности. И эта совесть, которую автор изначально представляет в форме духовного бессознательного, «подсознательного бога», является выражением трансцендентности духовного бессознательного. «Будь господином своей воли и рабом своей совести»,— этот афоризм, упоминаемый автором, может служить исходной точкой в анализе трансцендентности совести.

Для того чтобы привести читателя к пониманию сущности духовного бессознательного, В. Франкл использует метод анализа сновидений. В разделе, посвященном экзистенциально-аналитическому толкованию сновидений, показано, что именно в снах как нигде ярко проявляется и предупреждающий голос совести, и тщательно скрываемая или неосознаваемая глубинная религиозность человека. Таким образом, этот раздел предвосхищает ряд глав в книге, посвященных взаимоотношению психотерапии и теологии.

В принципе религиозное и нерелигиозное существования являются для логотерапии равноправными. Религия для логотерапии является только предметом обсуждения, но не основой. «Мы должны строго отграничивать врачебные функции от миссии священника»,— подчеркивает В. Франкл. В то же время он рассматривает религиозность с экзистенциальных позиций,

 

173

 

как одно из проявлений «решающего бытия». Религиозность только тогда подлинна, когда человек не инстинктивно подчинен ей, а когда он на нее решается. Когда же речь идет о подсознательной религиозности, то здесь вовсе не подразумевается, что бог в себе и для себя не осознан. Он лишь скрыт от нас самих. Этот подсознательный бог и религиозность не имеют ничего общего с институтом церкви и конфессиональностью. По мнению автора, каждый человек по-своему религиозен. Эта глубоко персонализированная религиозность по сути и есть совесть, осознание ответственности за свое существование.

Ответственность прямо связана со смыслом. Человеческое бытие всегда осмысленно, даже если смысл еще не очень хорошо известен, понимание же смысла лежит в основе «воли к смыслу». Именно о ней идет речь в логотерапии. Врач не может придать смысл жизни больного, пациента. Смысл вообще нельзя ни дать, ни создать, его нужно найти. И человек должен найти его самостоятельно. Логотерапия не является моралистичной по той простой причине, что смысл не может быть выписан по рецепту. Этим аспектам взаимоотношений врача и больного посвящена глава «Врачевание души». Автор вновь возвращает нас к нашему подсознательному богу: смысл не только должен, но и может быть найден, и в этом поиске человека направляет совесть. Совесть — это своеобразный «орган смысла». В наш век, когда забыты десять заповедей, когда довлеет чувство бессмысленности, только совесть, по мнению В. Франкла, может помочь найти смысл и решение в любой ситуации.

Человек силой своей воли к смыслу ищет и находит его. Сначала он видит смысл в том, чтобы что-либо творить и создавать, затем он обнаруживает смысл в переживаниях, в любви к кому-то. Но и в самой безвыходной ситуации человек может найти смысл. Как и почему это происходит, как помочь человеку обрести этот смысл,— этому посвящена глава «Дорефлексивное онтологическое самосознание человека».

Завершает книгу большая статья «Человек в поисках конечного смысла». Она как бы обобщает и подводит итог всему вышесказанному. Говоря о сверхсмысле, В. Франкл подводит читателя к тому, что непознаваемое не обязательно должно быть невероятным. Знание отступает на второй план, когда речь идет о конечном смысле, остается лишь Вера. Религиозный человек верит в смысл жизни, но является ли каждый, кто верит в этот смысл, религиозным? И уже потому, что этот вопрос оставлен автором без ответа, можно сказать: психиатры и психологи могут и должны поддерживать диалог между религией и психотерапией.

Перевод книги В. Франкла «Подсознательный бог: Психотерапия и религия» на русский язык готовится к изданию малым предприятием «Смысл».

 

Т. В. Куличенко,

Д. А. Леонтьев

Москва