103
ТАИНСТВО БРАКА И СЕМЬИ:
ВВЕДЕНИЕ В КОСМОЛОГИЮ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА
Б. В. НИЧИПОРОВ
Введение. Встреча и любовь. Архетипическая структура
семьи. Дом и его мистика. О блуде. Реплика о половом воспитании. Смерть отца.
Заключение.
Посвящаю эту самую важную работу последних 10 лет моей жизни супруге
моей, матушке Татьяне и детям: Илюше, Тосе и Ванечке.
ВВЕДЕНИЕ
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному... (Книга Бытия, гл. 2, стих 18.)
Интерес к проблемам семьи, ее тайнам у автора этой
статьи зародился давно.
По крайней мере последние 10—12 лет автор неустанно
размышлял, читал о проблемах семьи. Кроме этого, он скромно трудился над
созиданием и собственной «малой церкви». Именно так называет христианскую семью
Иоанн Златоуст.
В данной статье речь пойдет не о том, «какие случаи
бывают» в семьях. А в наших семьях, как известно, случаи бывают разные. Речь
пойдет об онтологичности и архетипичности брака, о домостроительстве семьи не
только как исторического, но и внеисторического, вечного установления Божия.
Современный сциентистский позитивизм — а это и есть
то, что мы называем,
104
нередко, современной психологией, не знает понятия тайны. Современному психологу в рамках
его, если так можно выразиться, профессиональных отправлений, как правило,
чуждо чувство благоговения перед той неисчерпаемой бездной, которая именуется
Человек, Личность, Душа. Тезис о том, что все рано или поздно будет познано —
это тезис инфантильного, некритичного, антропоцентристского и
рационалистического сознания. Семья — это одна из мировых, вселенских тайн. В
связи с этим данная статья представляет лишь малый сколок скромного духовного
опыта автора и рефлексию этого опыта
ВСТРЕЧА И ЛЮБОВЬ
И ввел ее Исаак.
В шатер Сарры, Матери своей, Взял Ревекку, И она сделалась Ему женою, И он возлюбил
Ее, и утешился Исаак в печали
По Сарре, матери Своей
(Быт. 24, 67)
В истоке, в начале любого
брака — лежит встреча. Встреча юноши
и девушки, мужчины и женщины. Встреча — это абсолютно не случайное, но
промыслительное событие в жизни двух людей.
Встреча — это не первое знакомство, хотя эти два
события — встреча и знакомство, могут совпадать — любовь с первого взгляда.
Встреча — это некое уязвление, зарождение чувства, это начало откровения,
которое мы и называем любовью. Встреча в ее мистико-психологическом смысле
может состояться после многих лет знакомства.
Если брак строится на правильных духовных
основаниях, то момент встречи как переживание постоянно обновляющегося чувства,
всегда присутствует у супругов. Как это, скажем, хорошо показано в
«Старосветских помещиках» у Н. В. Гоголя. Афанасий Иванович и Пульхерия
Ивановна, а за ними и многие тысячи вполне реально существовавших и
существующих семей, опровергают слова С. Надсона: «Только утро любви хорошо...»
Обновление чувства встречи возможно, как правило,
только в Боге. В одном церковном песнопении говорится: «Святым Духом всяка душа
живится». Если же этого нет, то, как правило, между супругами возникает дурное
привыкание и сглаживается переживание встречи как абсолютно уникального и
неповторимого в жизни супругов.
Мы говорим «как правило», потому что всегда есть
исключения разного рода. Но мы условились рассуждать преимущественно
архитипически.
Завершением встречи является брак. Но это не всегда
так. У Джером Джерома есть прекрасно-правдивый рассказ об английском семействе,
где муж и жена, как сейчас говорят, «уважали друг друга». Но совместные скорби
и труды открыли их друг для друга, т. е. встреча произошла позже их
бракосочетания. Церковные браки по благословению очень часто дают эту встречу
уже после браковенчания. И в этом открывается величайшая слава Церкви
Христовой! И так уже много веков.
Святые отцы говорили, что в браке надо стараться
избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но
вместе с тем никто никогда не углублялся в такие тонкости: кто из супругов
любит Вивальди, а кто бифштекс и т. п. Никто не сверял параметры совместимости.
Чудо брака состоит в том еще, что Господь часто соединяет, казалось бы,
несоединяемое.
И вот сейчас я скажу то, чего мне, наверное,
некоторые психологи семьи не смогут простить. Так вот, оказывается, что два
таких человека — мужчина и женщина, юноша и девушка, сочетавшиеся браком в
Боге, не могут не полюбить друг друга.
У Данте Алигьери есть такие слова: «Истинная любовь не может не быть взаимной».
И второе: если они и далее не оставят путь духовного самораскрытия, то они
обязательно будут любить друг друга все больше и больше. В этом
105
смысле есть абсолютное тождество между встречей,
которая состоялась как бы случайно и такой, например, о которой повествуется в
житии преподобного Серафима Саровского: «Один молодой офицер посетил о. Серафима
и просил у него благословления поступить в монахи. Выслушав его, прозорливый
старец сказал: «Ты не ходи в монахи,— тебе надо жениться, и невеста твоя здесь.
Ступай сейчас же в монастырскую гостиницу, там найдешь мать и дочь: вот эта-то
дочь и есть твоя невеста. А от меня ты им скажи, чтобы они поскорее ко мне
пришли». И офицер не только поверил словам преподобного, но и беспрекословно отправился
искать свою невесту. Не нашедши в гостинице никакой матери с дочерью, он в
раздумье вышел за монастырскую ограду, пошел по дороге и вдруг увидал
приближающуюся к обители дорожную карету, в которой сидели две дамы. Они
подъехали к монастырской гостинице, и офицер, следивший за ними, удостоверился,
что это мать с дочерью. Твердо веря словам о. Серафима, офицер решил отправиться
к прибывшим, передать им поручение святого старца и, кстати, взглянуть на свою
будущую невесту. Дамы были поражены, когда неизвестный им офицер передал, что
старец приглашает их к себе, однако немедленно отправились к нему. О. Серафим
приветливо встретил пришедших, благословил их, потом взял и соединил руки
дочери и офицера, говоря: «Господь вас благословит», а обернувшись к матери,
сказал: «Это жених твоей дочери». Все трое были крайне изумлены, но подчинились
и поступили согласно указанию прозорливого старца [2; 158].
Это, хотя и отчасти, приоткрывает нам то, что браки заключаются на небесах. И
еще неизвестно (а вернее известно) — какие узы крепче — те, которые «средь
шумного бала», или те, которые по благословлению старца.
Не собираясь утомлять вас скучными и во все времена
непопулярными определениями любви, скажем лишь здесь одно. Тайной и
одновременно ядром личности является образ Божий в человеке, святыня души. Она
имеет по крайней мере три свойства. Первое.
Образ Божий в человеке принципиально неуничтожим. В этом смысле во Христе
нет и не может быть понятия «мертвый человек», как это существует в сатанинской
мистике. Пока человек жив — есть надежда1.
И порукой этому множество примеров — людей, пришедших в Церковь Божию, имея
тяжелейшие грехи, но через покаяние и подвиг стяжавшие благочестие и даже
святость. Он (образ Божий) может лишь умалиться от дурной, греховной жизни
человека.
Второе. Образ Божий одновременно
венчает и нашу личностную уникальность и неповторимость нашего «я». Чем ближе
человек к Богу, тем ярче его неповторимость и уникальность. И чем дальше — тем
он все больше теряет себя2.
И третье —
это неисчерпаемость, глубина образа. В момент встречи приоткрывается лишь часть
образа Божия. И лишь впоследствии, когда супруги молятся друг за друга. Господь
открывает им их души в некоей никогда не достижимой полноте. И это абсолютно
непохоже на психологическое исследование, скажем, бессознательного или еще
чего-то подобного, к чему мы привыкли в исследованиях личности. И это не
опытное узнавание, скажем, характерологических черт личности. Это вообще как бы
не зависит от нас. Это дано. И кому дано — тот знает. А кому не дано — тот тоже
знает, что не дано.
Событие взаимного узнавания образа Божия в супруге и
вообще в человеке называется
откровением. Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь — это
тождество. Не может быть познания и откровения вне любви. Вне любви порождается
ложное знание. Откровение может сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги
(или кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни.
Откровение есть отблеск вечного. Само действие
браковенчания и благословение
106
Божие на брак имеет силу вечного воссоединения
супругов в Боге.
Есть две меры одухотворенности и благочестия в Боге,
относительно таинства семьи и брака.
Одна мера — это полнота осознания того, что
мистически, духовно муж и жена всегда один или одна.
Вторая мера также приемлема, но рангом ниже, и
допускает второй и даже третий браки в случаях смерти одного из супругов, или
других крайних обстоятельствах.
Полнота благодати и огромные возможности духовного
самораскрытия в Церкви Христовой указывают нам на то, что полигамные браки —
это снисхождение Божие к определенному духовному состоянию и возможностям того
или иного народа.
Христианская моногамия — это подлинный возврат в
Эдем, к прародительскому браку от грехопадения. И это совершается через тайну
искупительной жертвы Иисуса Христа.
В любом счастливом браке есть эмоционально-чувственная
антиномичность. Это относится, в частности, к сопереживанию, так сказать,
брачного времени. Однако полюса этой антиномии неравны аксиологически,
ценностно. С одной стороны, супруги всегда чувствуют некую неизъяснимую печаль,
которая имеет экзистенциальный характер. И эта печаль о грядущем расставании в
этой жизни. Во вневременном залоге расставание уже свершилось. Оно будет через
10 лет или через час — это безразлично. Но это печаль, говоря словами поэта,
всегда светла в Боге.
И другой полюс — это также экзистенциальное
предощущение вечности и второй, уже обновленной, встречи в вечности. И именно в
этом смысле святитель Иоанн Златоуст пишет, что первые христиане имели такую
полноту откровений и веры, что хоронили своих близких в состоянии тихой,
светлой печали3.
АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
СЕМЬИ
...да прославится Отец в Сыне
(Ин. 14. 3)
Первым сакральным лицом
семьи является Отец.
Отец имеет свойство рождать детей. И по плоти и
духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, то Господь Сам, или через
старца, открывает путь каждого из детей к Богу и отец старается способствовать
тому, чтобы дети шли этим путем. Отец знает экзистенцию и уникальность каждого
из детей.
Отец — это воплощенная жертвенность и любовь. Отец в
Духе — это всегда священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную
ответственность за род. Священник даже не в смысле реального посвящения, а в отношении
полноты предстательства пред Богом за род. Отец — это тот, кто осознает, что
молитвой, скорбями, терпением Он призван к искуплению грехов рода. Отец своей
жизнью выпрямляет путь рода к Богу.
Отец имеет силу и власть благословлять своих детей
именем Божиим. Отец — господин для своих близких. Отец — это и слуга для своих
близких. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам
был по плоти отцом для Евы.
Второе Священное лицо — Сын.
Сын всегда меньше отца. Даже если он и больше отца,
он все равно об этом не знает. Об этом говорит Господь в Евангелии: Ученик не
выше учителя ... своего. (Мф. 10; 24) Сын мистически никогда не знает, что он
может быть и больше отца, ибо он благоговеет перед отцом. Он не знает в полноте
отца, ибо он не судья ему. Но сын знает и любит отца, ибо он любящий сын.
Существует роковой, демонический ареал в отношениях
отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца, или
противопоставиться отцу. Так случилось с Кроном, отцом Зевса. Так было с Лаем,
отцом Эдипа. И эту демоническую планиду психология знает под именем Эдипов
107
комплекс. Но Зигмунд Фрейд, будучи неоязычником, в
своей приверженности к Эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын
Божий — Иисус Христос, препобеждает эти роковые отношения. И являет нам это
множество раз. И это прежде всего его молитва в Гефсиманском саду, накануне
страданий, где Он молился Отцу и говорил так: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как я
хочу, но как ты (Мф. 26, 39). И это наконец Слово Отца во время Крещения
Сына Божия: Сей Сын Мой возлюбленный, в
Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).
З. Фрейд относился к греческой мифологии как
психической реальности, но не захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже
как и мифологии. И я думаю, что это не случайно для 3. Фрейда4.
Сын — чадо послушания. Никто не может стать отцом,
не прошед искус сыновства. Послушание — это прямой путь сына к обретению
отцовства.
Отношения Отца и Сына всегда иерархичны. В
иерархичности нет полноты откровения. В этом их как бы недостаточность. Однако
полнота откровения между отцом и сыном — достояние будущей жизни (хотя и жизнь
в вечности также иерархична), достояние вечности. Тот отец, который чувствует
неполноту в этой иерархичности и пытается преодолеть ее уже здесь и теперь —
вместо искомого обретает либо ложную искренность, либо панибратство. Такой
ложной открытости в данном случае всегда сопутствует чувство стыда. Вместо того
чтобы смириться с тем, что здесь на земле нет полноты и гармонии, а во всех
есть момент несовершенства, вместо того чтобы понять, что предощущение этой
гармонии относится к вечности,— вместо этого многими горе-отцами раз за разом
осуществляются попытки здесь на земле выстроить Царство Божие. А благими
намерениями вымощена дорога ...известно куда. И наша социальная практика ярко
свидетельствует об этом.
Подлинная иерархичность благодатна и исполнена
любви, но и определенной строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача
приготовить сына к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле
всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын мистически всегда знает, что он
любим отцом, ибо это так.
Мы помним библейскую историю поведения Хама, когда
он увидел наготу своего отца, спящего и опьяневшего Ноя. Увидев отца — таким,
Хам посмеялся над отцом перед своими братьями — Симом и Иафетом. Однако Сим и
Иафет вошли в дом и, пятясь, дабы не видеть наготы отца, накрыли его. И это
есть нравственно-психологический образ поведения сына, который видит недостатки
и падение отца (или матери). Однажды Преподобному Серафиму один монах жаловался
на неблагочестие игумена. Преподобный советовал ему молиться, чтобы Господь дал
бы такое устроение души, чтобы и видеть и как бы не видеть эти недостатки.
Аскетологический момент у отца и сына состоит в покаянном молитвенном видении
своей недостаточности как отца или как сына. В самом же покаянии нет уныния, но
есть надежда на помощь Божию в деле исправления и духовного становления.
Октябрьский переворот и последующие события
деформировали у многих из нас родовое чувство. Родовое чувство, как известно,
было всегда сильно, и не только у христиан. Так, Книги и Ветхого и Нового
Завета исполнены родословными. Но известные исторические катаклизмы:
уничтожение сословий, искусственное прерывание российской истории, осознание
нашей истории после 17-го г. как чего-то совершенно нового («отречемся от старого мира») и, кроме того, возникшие во
множестве нравственные и идеологические противоречия между отцом и детьми, не
говоря уже о развале российской семейственности,— все это вкупе ослабило
108
родовое чувство. А это вроде бы плохо, так как род —
это всегда фундамент, это психобиологический, культурный, экономический капитал
для каждого сына в его становлении как отца.
Однако давайте вспомним родословную Иисуса Христа у
евангелиста Луки. «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как
думали, сын Иосифов, Илиев... Иосиев, Симеонов... Авраамов... Еносов, Сифов,
Адамов, Божий» (Лк. 3. 23—38). Эта родословная и говорит нам о том, что в
духовном смысле род только тогда имеет корень, когда он обожен, одухотворен.
Отсутствие или снижение духовности рода ведет к снижению энергетики рода. Это
выражается, скажем, буквально в том, что у нас сейчас нет ни духовных, ни
физических, ни душевных сил рождать много детей. А у иных нет уже никаких сил
вообще рождать детей. Часто это один ребенок в семье.
Но отсутствие чувства рода, зова предков вовсе не
должно повергать нас в уныние. Духовная практика неофитов во Христе уже в наше,
новейшее время, показывает, что можно и нужно черпать эту животворную энергию и
духовные силы прямо в Церкви Божией. И, кроме того, подлинный род, очищенный
веками,— это для нас род Христов.
В одном из песнопений, прославляющих Божию Матерь,
поется: ...Ты бо ecu спасение рода христианского.
Третьим священным лицом в семье является жена. Мать.
Женское начало в семье имеет также свою антиномию.
Женщина по своему происхождению вторична. «Не муж от жены, но жена от мужа» —
говорит апостол (I Кор. 11, 8). А по достоинству—равна мужу. Нравственная архетипическая
основа женщины — целомудрие. В своей предельной полноте оно выражено в
Пресвятой Деве Богородице. Как известно, тайна Божией Матери состоит в том, что
она Дева и родила Сына Божия. Будучи Матерью, осталась Непорочной. И это двуединство
не могло не отразиться и на богородичном характере христианского благочестия у
женщины христианки.
Продолжение следует
1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988.
2. Житие, подвиги, чудеса и прославления преподобного отца нашего Серафима,
Саровского чудотворца. М., 1905.
3. Пушкин А. С. Сказка о царе
Салтане. Собр. соч. Т. I. M., 1974.
4. Фасмер М. Этимологический
словарь русского языка. М., 1987.
Поступила в редакцию 16.V 1991 г.
1 И один из них евангельский благоразумный разбойник, распятый вместе с Христом.
2 Образ Божий не надо путать с понятием самость, принятом в психологии самосознания.
3 В этом смысле так отвратительны и отчаянно-безысходны похороны наших соотечественников, потерявших веру в вечность, в Бога. Для веры в вечность нужна вовсе не богатая фантазия, а мужество ощутить топику, глубину собственной души, перестать унывать и не бежать от страданий, как, впрочем, и не напрашиваться на них. Так откроется вечность.
4 Представляется, что одним из неосознаваемых мотивов гения психологии бессознательного был богоборческий мотив. Достаточно хотя бы заглянуть на последнюю страницу его «Тотем и табу» и вчитаться в последние строки этой по-своему замечательной книги, и мы обнаружим следующий текст: «Вначале было дело». Это видимо то самое «наше общее дело».