Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

74

 

РАСПОЗНАВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

 

А. Я. ЧЕБЫКИН

 

Анализируя неадекватные реакции педагогов на эмоциональные проявления учащихся, мы убедились, что их причинами являются как неверное определение эмоций, так и неправильный выбор методов их коррекции. Все это происходит из-за слабой подготовки учителей к решению данных вопросов. Проблема усложняется еще и тем, что диагностический инструментарий определения эмоций учащихся в реальных условиях занятий разработан недостаточно.

Имеются лишь немногочисленные работы (например, [2], [4], [8], [5]), в которых вопросы распознавания эмоций по экспрессивным признакам исследуются в аспекте общих закономерностей. Опираясь на эти и другие исследования, мы выдвинули гипотезу о том, что точность определения педагогом эмоций, испытываемых учащимися, зависит от его умения анализировать особенности признаков их выражения.

Мы предположили, что, во-первых, существует некое специфическое множество признаков, типичных для отдельных эмоций и их групп, и, во-вторых, для каждого такого множества имеются ведущие признаки, выделение которых позволяет диагностировать не только сходные (близкие в проявлении), но и доминирующие эмоции учащихся.

Проверка гипотезы была связана с необходимостью изучения наиболее информативных признаков при распознавании эмоций школьников педагогами и определения реальной эффективности такого распознавания.

Среди наиболее информативных характеристик, позволяющих правильно оценивать наблюдаемые эмоции, существенное место занимают способ выражения эмоций, жизненный опыт распознающего и уровень его психологической подготовки (см. [1], [2], [3], [4]).

Следует также подчеркнуть, что имеющиеся исследования по изучению особенностей распознавания эмоций затрагивают разные уровни их проявления: вегетативные, биохимические, физиологические, экспрессивно-мимические, жестовые, интонационно-коммуникативные. Применительно к специфике работы педагога последние группы признаков наиболее важны, но очень мало исследованы в отечественной психологии. Кроме того, и в самой подготовке учительских кадров отсутствует целостная система диагностики эмоций школьников. Для её построения важно выделить круг признаков специфических эмоций учащихся, основываясь на возможностях их распознавания самими педагогами. С целью определения таких признаков применялась специально разработанная анкета, в которой перечислялись специфические эмоции, возникающие в процессе учебной деятельности [5].

Задача испытуемого состояла в том, чтобы, исходя их своего опыта, выделить как можно больше признаков, по которым он распознает эмоции школьников на занятии. Данные анкетирования дополнялись результатами индивидуальных бесед с педагогами по уточнению зафиксированных признаков. Обработка полученных результатов осуществлялась посредством ранжирования.

В качестве испытуемых выступали учителя начальных классов и преподаватели факультета подготовки учителей начальных классов педагогического института, всего 72 человека. Перед началом эксперимента с ними проводился цикл специальных занятий и бесед.

Выполненное исследование показало, что все признаки, по которым педагоги распознают эмоции школьников, можно разделить на объективные (поведенческие

 

75

 

или экспрессивные) и субъективные. Субъективные признаки отражают мотивационные, смысловые, энергетические характеристики эмоциональных переживаний. При этом было установлено, что субъективные признаки представлены более разнообразно по сравнению с объективными (табл. 1, 2).

 

Таблица 1

Субъективные признаки эмоций, занявшие 1—5 места при ранжировании

Эмоции

Признаки

Процент отметивших

Боязнь

страх

неуверенность

беспокойство

тревога

нерешительность

84,7

62,6

62,6

13,8

6,9

Удивление

Вопрос «что это?», «неужели?»

недопонимание

впечатление нового, неизвестного

восприятие неожиданности

недоумение

59,7

29,1

22,2

16,6

12,5

Недоумение

вопрос «почему?»

не пойму, что случилось

почему так, когда я знаю по-другому?

удивление

65,2

61,1

31,9

19,4

Догадка

душевный и эмоциональный подъем

желание высказать свое предложение

улавливание сути

понимание чего-либо после размышления

45,8

27,7

26,3

22,2

Сомнение

неуверенность

неопределенность

нерешительность

боязнь получить плохую оценку

52,7

50,0

18,0

9,7

Злость

неудовольствие, обида

нервное напряжение, раздражение

неприятное чувство

состояние гнева, недоброжелательности

35,5

20,8

19,4

18,0

Обида

недовольство

отвращение к себе и обидчику

огорчение

вопрос «за что?»

48,6

34,7

27,7

9,7

Стыд

неудовлетворенность

удрученное состояние

на душе нехорошо

совесть мучает, раскаяние

26,3

19,4

13,8

12,5

Увлечение

захваченность чем-либо

любопытство

удовольствие

интерес

устремленность

33,3

29,1

22,2

11,1

9,7

Интерес

 

 

желание глубоко познать

желание достичь цели

удовольствие

эмоциональный подъем

увлечение

38,8

30,05

30,5

16,6

12,5

Любознательность

 

интерес (вопросы «как?», «почему?»

увлечение

стремление все знать

состояние нетерпения

состояние возбуждения

56,9

52,7

40,2

23,6

6,9

Воодушевление

 

 

 

 

желание действовать

физический и эмоциональный подъем

чувство легкости

удовольствие

34,7

16,6

13,8

12,5

Любопытство

 

 

интерес (заинтересованность)

увлечение

возникновение вопросов («почему так, а не иначе?» и т. п.

желание узнать

59,7

59,9

31,9

 

15,2

Безразличие

 

 

нежелание учиться

отсутствие интереса

пассивность

равнодушие

70,0

61,1

35,5

12,5

Разочарование

 

 

эмоциональный спад

обида

упадочническое настроение

нежелание продолжать начатое дело из-за неудачи

34,7

20,8

19,4

18,0

Скука

 

безразличие

отсутствие интереса

тягостное внутреннее состояние, сонливость

76,3

68,0

37,5

 

Радость

 

 

 

воодушевление

счастье

энергия

хорошее настроение

54,1

48,6

25,0

23,6

Удовольствие

 

 

счастливое состояние

хорошее настроение

спокойствие

желание работать

уверенность в себе

73,6

69,4

36,1

16,6

11,1

 

76

 

Таблица 2

Объективные признаки эмоций, занявшие 1—5 места при ранжировании

 

Эмоции

Признаки

Процент отметивших

Боязнь

приоткрытый рот

бегающий взгляд

дрожащий голос

не находит места рукам

бледность

38,8

34,7

27,7

26,3

20,8

Недоумение

широко открытые глаза

приподнятые брови

непонимающий взгляд

вопросительное выражение лица

45,8

36,1

29,1

29,1

Удивление

широко открытые глаза

приоткрытый рот

взгляд, выражающий недоумение

притихание

58,3

54,1

36,1

31,9

Догадка

радость на лице

возглас «А-а!»

поднятые брови

широко открытые, блестящие глаза

приоткрытый рот

55.5

48.6

38.0

31.9

27.7

Сомнение

вопросительный взгляд

подсматривает у товарища

задумчивый взгляд

хмурое лицо

ответ начинает несколько раз

47.2

40.2

40.2

36.1

29.1

Злость

сдвинутые к переносице брови

повышенный голос

сжатые губы

прищуренный взгляд, морщины на лбу

54,1

45,8

44,4

41,6

Обида

слезы, плач

надутые губы

мало разговаривает

сдвинутые к переносице брови, печальные, грустные глаза

56.9

55.5

48.6

40.5

Стыд

опущенные веки

покраснение кожи лица, щек, ушей

молчание (или извинения)

надутые губы

не смотрит в глаза (смущен)

50.0

41.6

37.5

37.5

31.9

Увлечение

живые блестящие глаза

ничего вокруг не замечает

охотно работает

быстрая речь

36,1

33,3

30,5

8,3

Интерес

блестящие глаза

внимательный взгляд

приоткрытый рот

иногда голова опирается на руку

лицо серьезное (сосредоточенное)

40,2

37,5

36,1

29,1

16,6

Воодушевление

быстро принимается за дело

блеск в глазах

непоседливость

ушёл в себя, не реагирует

38,8

34,7

26,3

20,8

Любознательность

 

блеск в глазах

сосредоточенный взгляд

приоткрытый рот

постоянно задает вопросы

33,3

31,9

27,7

18,0

Любопытство

 

 

блестящие глаза, зрачки расширены

приоткрытый рот

приподнятые брови

лицо обращено вперед

задает вопросы

43,0

40,2

34,7

20,8

15,2

Безразличие

 

 

скучающий вид

занимается другим делом

отсутствующий взгляд

потупленный взгляд

бесстрастное лицо

63,8

61,6

55,5

11,8

6,9

Разочарование

безразличный вид

опущенные (грустные) глаза

взмах руками, наклоненная голова

слезы

25,0

20,8

11,1

4,1

Скука

 

занимается посторонним делом

потухший вид

зевание

смотрит по сторонам, непоседлив

80,5

62,5

41,6

40,2

Радость

улыбка

глаза широко открыты, блестят

смех, веселье

счастливый вид

слезы

86,1

70,8

66,6

29,1

5,5

Удовольствие

улыбка

радость

подвижность

блеск в глазах

лицо сияет (счастье)

54,1

44,4

27,7

23,6

13,8

 

77

 

Следует подчеркнуть, что среди субъективных признаков нередко встречаются и названия самих эмоций, например, упоминания эмоций недоумения и удивления. Дополнительный опрос педагогов свидетельствует, что происходит это из-за большой близости (сходства) диагностируемых эмоций.

Указанные тенденции прогрессируют, когда фиксируются объективные признаки выражения эмоций.

Из приведенных данных видно, что отдельные эмоции имеют от одного до трех общих внешних признаков. Исключение составляют боязнь и стыд. Наибольшее сходство по признакам наблюдается между следующими эмоциями: недоумение, удивление, догадка, сомнение; скука, безразличие и разочарование; любопытство, любознательность и интерес; увлечение и воодушевление, злость и гнев; радость и удовольствие.

Характерными признаками для первой группы эмоциональных переживаний являются широко открытые глаза, приподнятые брови и приоткрытый рот, для второй группы — отсутствующе-безразличный взгляд, зевание и выполнение действий постороннего характера, для третьей — блеск глаз, сосредоточенность взгляда, приоткрытость рта, задавание вопросов, для четвертой — живость и блеск в глазах, быстрота действий, нереагирование на внешние воздействия, для пятой — сдвиг бровей к носу, прищуривание глаз, надутость губ, для шестой — улыбка, блеск в глазах, веселое и сияющее лицо.

Представленные данные свидетельствуют, что мимика глаз и рта наиболее часто упоминается при распознавании эмоций. Интересно также, что большинство педагогов редко использует вегетативные и интонационные признаки при описании эмоций школьников. В то же время педагоги, имеющие длительный стаж работы в школе, более равномерно используют признаки разных групп.

Полученные результаты, свидетельствующие о слабой дифференциации большинства эмоций по объективным признакам по сравнению с субъективными, согласуются с данными исследований, выполненных на другом контингенте испытуемых [2], [8].

Следующим шагом нашей работы явилось изучение особенностей реального распознавания педагогом выражения эмоций школьниками. С этой целью были проведены четыре серии экспериментов, в которых приняли участие 62 учителя начальных классов.

Исходя из результатов предыдущих исследований нами были отобраны девять фото- (рис. 1) и видеофрагментов, на которых изображались следующие эмоции школьников: недоумение, удивление; разочарование, безразличие, скука; интерес, любопытство, любознательность, воодушевление, увлечение; сомнение, догадка; гнев, злость; удовольствие, радость; боязнь; стыд, смущение; обида.

В первой серии эксперимента каждому испытуемому демонстрировали отдельно каждую из фотографий и предлагали назвать наблюдаемые эмоции в порядке снижения вероятности. Во второй серии эксперимента при демонстрации фотографий давалась устная информация о ситуации, в которой находится изображенный на фотографии учащийся. В третьей серии на мониторе демонстрировалось изображение фрагмента лица учащегося без звукового сопровождения, а в четвертой та же процедура осуществлялась уже со звуковым сопровождением.

По окончании всех серий экспериментов производилось ранжирование среднестатистических значений названных испытуемыми эмоций.

Анализ результатов показал, что лишь фото № 4 и 6 (табл. 3) во всех сериях экспериментов были восприняты практически однозначно: фото № 4 — как злость, фото № 6 — как радость; соответственно, на втором месте по вероятности — гнев и удовольствие. В трех сериях опытов при оценке фото № 2, 3 и 9 были названы соответственно скука, интерес и обида. В двух сериях опытов при определении эмоций на фото № 1, 5, 7 и 8 были названы соответственно удивление, сомнение, боязнь, стыд.

 

78

 

 

Результаты экспериментов показывают, что ведущими для комплексных эмоциональных проявлений догадки, удивления, сомнения, недоумения; скуки, безразличия, разочарования; интереса, любознательности и любопытства; сомнения, догадки; гнева, злости; радости, удовольствия; страха, боязни, тревоги; стыда, смущения; обиды, разочарования являются, соответственно, удивление, скука, интерес, сомнение, злость, радость, боязнь, стыд и обида (табл. 3).

Обращаясь к показателям эффективности распознавания педагогами выражения эмоций школьников, мы видим, что, с одной стороны, имеются эмоции, в определении которых педагоги не испытывают больших затруднений (радость, злость, интерес, боязнь); с другой стороны — имеются эмоции (скука, стыд, обида), для которых

 

79

 

Таблица 3

 

даже с увеличением информации эффективность распознавания остается весьма низкой. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о педагогах, которые получили предварительную подготовку до проведения эксперимента.

В целом результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Признаки, по которым педагоги распознают и описывают эмоции школьников, можно подразделить на объективные и субъективные (последние более разнообразны).

2. Такие зоны лица учащихся, как область глаз и рта, являются доминирующими при выявлении педагогами объективных признаков выражения эмоций.

3. Выделены девять групп эмоций, имеющих сходные признаки: недоумение, удивление; скука, безразличие; интерес, любознательность, любопытство; злость, гнев; сомнение, догадки; радость,

 

80

 

удовольствие; боязнь, страх; стыд, смущение; обида, разочарование. Ведущими в них являются, соответственно, эмоции удивления, скуки, интереса, злости, сомнения, радости, боязни, стыда, обиды.

4. С расширением информации об эмоциональных проявлениях школьников точность распознавания эмоций педагогами улучшается. В то же время эффективность распознавания различных эмоций неодинакова. Имеются эмоции (скука, стыд, обида), распознание которых вызывает у педагогов значительные трудности.

 

1. Витт Н. В. Об эмоциях и их выражении // Вопр. психол. 1964. № 3. С. 140 – 154.

2. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

3. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.

4. Малкова Т. Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: Автореф. канд. дис. Л., 1981.

5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

6. Чебыкин А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность // Психол. журн. 1989. Т. 10. № 4. С. 135 – 142.

7. Чебыкин А. Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 42 – 49.

8. Экспериментальная психология / Под общ. ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. V. М., 1975.

Поступила в редакцию 14.I 1991 г.