Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

51

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

УСТАНОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТАБАКОКУРЕНИЮ

 

В. В. ГУЛЬДАН, О. Л. РОМАНОВА, И. В. ИВАННИКОВА

 

Проблема приобщения детей к курению табака, несмотря на ее очевидную актуальность, широкого обсуждения в отечественной научной литературе до настоящего времени не получила. Публикации на эту тему в медицинских журналах касаются преимущественно тривиальных данных о вреде курения для здоровья. Однако эта проблема гораздо шире, так как табакокурение, с одной стороны, может оказываться для ребенка одним из первых опытов, когда он сталкивается с противоречивостью и непоследовательностью социальных норм, а с другой — именно с него обычно начинается приобщение детей к употреблению самых разных психоактивных веществ.

Знакомство детей с употреблением табака происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших. Центральную роль в этом играет семья. Отношение ее членов к курению в самом общем виде может быть представлено следующими четырьмя вариантами: полное неприятие (курение членов семьи исключено, общества курящих стараются избегать), противоречивое, или амбивалентное (к курению посторонних людей отношение безразличное, но курение в семье не допускается), либеральное (одновременное сосуществование порицания курения членов семьи и, с рядом оговорок, его разрешения), патологическое (члены семьи курят независимо от того, присутствует ли при этом ребенок, и не принимают во внимание его интересов). То, что принято в семье, закладывает соответствующее отношение ребенка к табакокурению. Оно органично входит в его сознание, накладывает отпечаток на эмоционально-оценочное отношение к этому занятию и соответствующее поведение ребенка в будущем.

Целью настоящей работы явилось изучение установок детей на курение табака.

В экспериментах приняли участие 18 дошкольников шести лет (10 мальчиков и 8 девочек), посещавшие один из детских садов Москвы 1.Использовались индивидуальный опрос, направленный на изучение осведомленности детей в отношении табакокурения, и различные специально сконструированные проективные приемы.

По словам опрошенных детей, родители каждого второго из них курят; среди курящих преобладают отцы, но и из матерей курит каждая пятая. Более половины детей осведомлены о том, где в доме хранятся сигареты. Во время курения большинство родителей стремятся уйти из поля зрения детей или уединиться, но дети чувствуют неприятный («горький», «невкусный») запах табака.

Естественно, что при столь широком распространении употребления табака родителями в семье дошкольники шести лет легко узнавали, правильно называли,

 

52

 

могли нарисовать папиросы, сигареты, курительную трубку. При этом мальчики лучше девочек осведомлены о растительном происхождении и назначении табака и некоторых функциях фильтра сигарет («чтоб не обжечься», «чтоб табак в рот не попадал»).

Отвечая на вопрос о возможных мотивах курения табака, мальчики связывали курение с различными эмоциональными состояниями, модой. Девочки в объяснении причин курения затруднялись. Время возможного начала табакокурения все дети связывали с взрослостью, которая у части из них ассоциировалась с началом обучения в школе.

Стереотипные вербальные оценки курения табака у дошкольников отрицательные. Все 18 человек называли его плохой, вредной привычкой. Характерная для девочек аргументация: «будет плохое здоровье». Мальчики оказались в состоянии указать, в чем состоит этот вред, какие органы страдают.

Иначе обстояло дело с оценкой курящих людей. Мальчики считают, что, когда курят мужчины, это плохо, а когда женщины — еще и некрасиво. Однако принципиальной разницы в оценке курения мужчин и женщин не было. Девочки же снисходительны к молодым мужчинам, в курении которых они не видят ничего плохого, и чрезвычайно строги к женщинам: «Это же тети!», «Они же не мужчины». Что касается отрицательной эмоциональной оценки курения собственных родителей, то дети связывали ее не с полом или здоровьем, а с тем, что от них неприятно пахнет.

Представления дошкольников о курении не ограничиваются наблюдениями за курящими родителями и усвоением социальных стереотипов. Большую роль играет имитационный опыт. Начинается он чаще всего, по-видимому, с курения в игре, когда мальчики берут в рот палочки, карандаши и воспроизводят процесс курения. Имитации со временем могут усложняться, а подходящие предметы-заместители пополняются соломинками, трубочками с растертыми в порошок сухими листьями и даже стеблями одуванчиков, из которых «при курении» вылетают семена-парашюты. В результате имитационного опыта легко усваивается последовательность операций, образующих действие курения. Специальный эксперимент показал, что 8 детей были в состоянии подробно описать и имитировать процесс курения, а остальные 10 рассказали о курении и показали, как оно осуществляется, частично: их затруднения вызывались тем, что дети не знали, что делать с дымом.

Имея возможность наблюдать, как курят взрослые, дошкольники получают сведения о табачных изделиях и мотивах их употребления, о том, как при этом ведут себя взрослые. Таким образом, дети информационно подготовлены к тому, чтобы попробовать покурить. Однако ответы детей на прямые вопросы о том, умеют ли они курить, курили ли уже и собираются ли курить в будущем, показали, что дошкольники демонстрируют исключительно социально одобряемую позицию. Очевидный диссонанс между информационной готовностью к экспериментированию с табаком, с одной стороны, а с другой — неправдоподобно жесткие социально желательные высказывания в отношении курения табака побудили нас к изучению эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов установки с привлечением проективных приемов.

Эмоциональное отношение дошкольников к табакокурению изучалось с помощью проективных рисунков. Детям предлагалось нарисовать человечка, а через несколько дней — человека, который курит. Сличение обоих рисунков в каждом конкретном случае по критериям анализа эмоционального отношения [2] обнаружило, что по количеству деталей, декорированию и количеству цветов курящие человечки статистически достоверно (р ≤ 0,01) отличаются от некурящих. Об измененном эмоциональном отношении к ним детей свидетельствовали выражение лица человечков (в отличие от некурящих на лицах курящих не было характерной для рисунков детей улыбки), а также раскраска фигур курящих в менее яркие и светлые тона. Размер фигуры курящего субъекта уменьшен по сравнению с некурящим. Если в качестве некурящего человечка изображалась женская фигура, то при необходимости изобразить курящего

 

53

 

дети изменяли пол фигуры на мужской. Следует сказать также, что украшением курящего субъекта часто была шляпа — атрибут взрослости.

Почти все курящие человечки были изображены с сигаретами. Ее цвет чаще не белый, а черный или темно-коричневый. Сигарета изображается детьми или с огоньком, или с дымом в 70 % рисунков. Положение сигареты приблизительно в половине рисунков во рту человечка. Причем у мальчиков человечек чаще держит сигарету во рту, а у девочек — в руке.

Таким образом, проективный рисунок выявил отрицательное эмоциональное отношение дошкольников к курящим людям, сочетающееся с представлением о курящем субъекте как о взрослом человеке мужского пола.

Другой проективный эксперимент, посвященный изучению эмоционально-оценочного компонента установки, состоял в следующем. Ребенку назывались десять популярных сказочных героев, таких, как Карлсон, Буратино, Маугли и др. Затем требовалось высказать предположение, умеет ли каждый данный персонаж курить. Оказалось, что девочки приписывают вредную привычку всем отрицательным героям без исключения, а мальчики — 50— 70 % из них. Самыми заядлыми курильщиками у детей оказались Карабас Барабас и Волк из мультфильма «Ну, погоди!». Положительные герои у девочек не умели курить вовсе, зато у мальчиков курили взрослые положительные персонажи, например старик Хоттабыч. Курили и некоторые герои сказок, обладающие такими личностными качествами, как ловкость, любопытство, беззаботность, например Буратино.

Можно думать, что различия в поло-ролевых стереотипах и личном опыте табакокурения мальчиков по сравнению с девочками нашли свое отражение в возрастании когнитивной сложности социальной перцепции в этой области. Именно поэтому курящий персонаж вовсе не обязательно отрицательный герой.

Следует добавить, что эмоциональное отношение ребенка к родителям освещает собой все, что бы они ни делали; отсюда понятно, что противоречие между отрицательным эмоционально-оценочным отношением к курящим людям и любовью к родителям, даже если они курят, закономерно решается в пользу подражания родителям.

Для изучения поведенческого компонента установки дошкольников по отношению к курению исследовалось их поведение в трех различных ситуациях: 1) прямо провоцирующей, когда один ребенок предлагает другому попробовать; 2) косвенно провоцирующей, когда в присутствии дошкольника курят подростки; 3) в сюжетно-ролевой игре «Праздник», моделировавшей семейное торжество.

Поведение дошкольников в первой ситуации изучалось с использованием четырех проективных картинок. На них были изображены две девочки, два мальчика или девочка и мальчик (две картинки). На каждой из картинок один ребенок курил и предлагал другому попробовать, протягивая ему сигарету. Каждому испытуемому давались две картинки, подобранные так, чтобы провоцирующее предложение исходило от сверстника своего и противоположного пола. Затем предлагалось рассказывать, что и почему сделал провоциремый персонаж.

Полученные ответы анализировались по содержанию и были разделены на отказ от экспериментирования и принятие провокационного предложения. Попытки курения, в свою очередь, дифференцировались по результатам (получается — не получается) и оценке (нравится — не нравится).

Экспериментальные данные выявили, что если девочке предлагает покурить сверстница, то преобладающее качество ответов — это экспериментирование с сигаретой. При этом девочки довольно часто сокрушались по поводу того, что у них не получается или что курение им не нравится. Если же девочке предлагал покурить мальчик, то соглашалось на это менее половины. Среди соблазнившихся предложением девочек нашлись такие, которые утверждали, что курение им не нравится, но ни одна не посетовала на свою неумелость.

Иные результаты обнаружили мальчики.

 

54

 

Независимо от пола предлагавшего им покурить сверстника они в половине случаев приняли предложение, у всех «закуривших» мальчиков это отлично получалось, а утверждения, что курение не понравилось, были крайне редкими.

Интересно отметить, что в части ответов присутствовало в той или иной форме ожидание наказания за попытку покурить со стороны родителей. Иногда, дети пытались влиять друг на друга, угрожая рассказать взрослым об экспериментировании с сигаретами. В целом в рассмотренной проективной ситуации около половины дошкольников выразило готовность попробовать покурить в ответ на предложение сверстников.

Поведение во второй ситуации изучалось при помощи проективного рассказа, имевшего два варианта: для девочек и для мальчиков. Его содержание, вкратце, сводилось к тому, что дошкольник оставался без родителей под присмотром старшего ребенка в семье и его приятеля. Подростки, обнаружившие на кухне сигареты, стали курить. Испытуемому предлагалось продолжить ситуацию, описав поведение подростков и соответствующего ему по полу дошкольника, а затем, в случае, если сверстник курил, реакцию и поведение родителей, обнаруживших это.

Анализ полученных данных проводился в соответствии с критериями, выделенными в предыдущем эксперименте.

Оказалось, что в указанной ситуации все подростки пробовали курить. Различия между испытуемыми по полу состояли в том, что персонажи-подростки у девочек часто бросали попытки курить, так как это у них не получалось или не нравилось. У мальчиков персонажи-подростки успешно курили и курение не только получалось, но и нравилось в два раза чаще.

Поведение персонажей-дошкольников было иным. Только половина из них у мальчиков и треть у девочек курили. При этом персонажи девочек просили подростков дать им возможность попробовать, проявляя таким образом инициативу. Персонажи мальчиков с равной вероятностью пробовали курить или отказывались чаще всего в ответ на предложение подростков. Пробы, судя по рассказам, не произвели впечатления на девочек. Ни одна из них не описала субъективные ощущения при попытках курения. Мальчики указывали на субъективные ощущения (головокружение, различные по модальности и оценке вкусовые ощущения).

Случаев безразличного отношения персонажей-родителей к попыткам курения у дошкольников не отмечалось, причем это отношение оказывалось тесно связанным с полом родителя и ребенка. Наказания, применяемые к девочкам, мягче: их редко бьют и часто ставят в угол. Особенно осторожно относятся к ним отцы. Зачастую наказание вообще заменялось изгнанием подруги старшей сестры и выбрасыванием сигарет. Мальчиков часто наказывают физически, причем наиболее активны в этом отцы. Подобная картина полностью соответствует описанным формам поведения взрослых [3].

Обобщая результаты второго эксперимента, легко видеть, что в ситуации, удобной для табакокурения, дошкольники вовсе не высказывают жестких социально одобряемых суждений и пытаются приобрести личный опыт.

Третий, последний, проективный эксперимент осуществлялся в сюжетно-ролевой игре «Праздник». Игра проводилась в присутствии воспитательницы и психолога, с которым у детей установились доверительные отношения. В соответствии с известным принципом построения психотерапевтической игры [1] психолог договорился с детьми о том, что в игре все можно. Содержанием игры явилось застолье. Предметно оно было оформлено кукольной посудой, бутылками и банками из-под пепси и пива, отдельно лежали сигареты и спички. Роли хозяев дома и гостей дети распределяли сами. Изображая взрослых, дети чередовали тосты, выпивку, еду, перекуры «на балконе» и «на кухне», поведение опьяневших и курящих людей, что составляло канву предметных действий игры.

В процессе необычной, оказавшейся очень привлекательной игры, когда дети последовательно переходили от одного действия к другому, не встречая каких-либо

 

55

 

либо препятствий и оценочных суждений со стороны присутствовавших взрослых, произошел переход от имитационных манипуляций с сигаретами к их реальному использованию. Первыми к нему обратились мальчики. Около половины из них зажигали спички и пытались зажечь сигарету, которую держали в другой руке. Затем один из мальчиков уверенно взял в рот сигарету и закурил. В этот же момент игра «на балконе» была прервана психологом. Такая же игра развернулась и среди девочек, устроивших перекур «на кухне». Прервав детей, психолог предложила закончить игру. Мальчики просили ее продолжения, мотивируя его желанием еще покурить. В конце концов был достигнут компромисс: игра не возобновлялась, а детям было предложено в индивидуальном порядке рассказать психологу о личных пробах табакокурения. Опрос показал, что все десять принимавших участие в игре мальчиков ранее, чаще всего в возрасте пяти лет, уже пробовали курить.

Подводя итоги проведенным экспериментам, можно утверждать, что дошкольники шести лет приобщены к традиции табакокурения, распространенной в обществе. Индивидуальные и полоролевые различия в установках дошкольников должны быть поставлены во взаимосвязь с типом установки по отношению к курению, наличествующим в семье, и существующими половозрастными стереотипами употребления табака в культуре.

Установка дошкольников включает дифференцированные знания о табачных изделиях, их назначении и способах употребления, распространенные стереотипы, предписывающие употребление табака в зависимости от возраста и пола людей. Эмоционально-оценочный компонент установки представляет собой комплекс эмоционального отношения к табакокурению как таковому и тесно с ним связанных ограничителей отрицательных эмоций в виде тех же стереотипных представлений о допустимости табакокурения в определенных условиях. Поведенческий компонент установки, отражающий готовность детей к экспериментированию с табакокурением, также является сложным и дифференцированным. Экспериментирование с табаком прямо связано с ситуацией, т. е. с тем, кто, когда и при каких условиях предлагает попробовать.

Несомненно, установка дошкольников по отношению к табакокурению является полностью сформированным социально-психологическим образованием. Поэтому в старшем дошкольном возрасте профилактическая работа фактически сталкивается с необходимостью перестройки установки, а не первоначального ее создания. Тем сложнее ее задача и тоньше должны быть используемые Приемы и методы. Важно подчеркнуть в этой связи, что противоречивость наиболее распространенных амбивалентной и либеральной форм отношения к употреблению табака в семье, а следовательно, и установок родителей, копируемых детьми, в свою очередь порождает у детей шестилетнего возраста также противоречивую установку: с одной стороны, на словах дети не курили и не собираются курить в будущем, а с другой — в массе своей уже экспериментировали с табакокурением и были не прочь повторить пробы при любом удобном случае.

 

1. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

2. Хоментаускас Г. Т. Исследование детского рисунка для изучения внутрисемейных отношений // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 165—171.

3. Шевчук А. Г. Поведение родителей в борьбе с курением детей // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 4. С. 91—94.

Поступила в редакцию 18.II 1991 г.

 

 



[1] Авторы приносят глубокую благодарность воспитательнице детского сада Н. М. Маловой за помощь в организации и проведении экспериментов.