Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

К ПРОБЛЕМЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

Е.В. ЩЕДРИНА

Москва

 

10—11 апреля 1991 г. в Институте современных общественных проблем проходила международная конференция на тему «Поиски путей построения гуманного и демократического общества». Для участия в ней в Москву съехались представители гуманистических партий стран Латинской Америки, а также Европы.

Накануне конференции ее участники были приняты главным редактором газеты «Правда» И.Т. Фроловым. Состоялся разговор по основным направлениям мировых исследований проблематики человека.

Открывая конференцию, ректор ИСОП Ю.Л. Красин подчеркнул, что тема гуманизма выдвигается на первый план всей логикой общественного развития. Это связано с глубоким кризисом, который переживает ныне сложившийся тип индустриальной цивилизации. Сейчас стоит вопрос о биологических возможностях адаптации человека к тем предельным условиям существования, которые задаются технологическим развитием цивилизации.

Идеи гуманизма возникли не вчера. Мощный гуманистический прорыв имел место в эпоху Ренессанса. Противоречия развившегося позднее капитализма, основанного на праве сильного, на индивидуализме, естественным образом породили социалистическую идею. Главная идея социализма, с одной стороны, была продолжением гуманистических идей Ренессанса, а с другой — являлась как бы противовесом отрицательным проявлениям раннего капитализма. Однако претензии социализма на разрешение этих противоречий не оправдались. Трагедия социализма XX века состоит не в том, что он сделал ставку на общественную собственность, на государственную власть, в основе которой лежит принуждение, а в том, что в этом столетии он не мог возникнуть ни в какой иной форме, кроме государственной, в том, что он не сумел сменить ориентацию на гражданскую войну и классовую борьбу ориентацией на гражданский мир. Таким образом, социализм посягнул на общечеловеческие ценности, и гуманистические идеалы были в значительной мере утрачены. Социализм оказался в ловушке своих авторитарно-бюрократических форм; лишь в последнее время совершается переход к иным, гуманистическим формам. Однако хоронить социалистическую идею рано. XXI век будет веком зрелого социализма, предпосылки которого еще только складываются, сказал в завершение Ю.Л. Красин.

Секретарь по связям Гуманистического Интернационала Л. Карвальо рассказал о работе этой организации. Она была образована в январе 1989 г. для координации усилий тех общественных движений и партий (представляющих около 50 стран), которые провозгласили цель гуманизировать нашу планету. В центре внимания гуманистических движений находится сам человек. Это означает уважение различных идеологий, вероисповеданий, жизненных потребностей людей, их стремления к самореализации независимо от возраста, расы или пола.

Предпосылки для возникновения гуманистической партии есть и в СССР, считает председатель Советского комитета сотрудничества и солидарности со странами Латинской Америки К.А. Хачатуров. Это любовь к человеку, ко всему живому, благотворительность; это русская литература и философская мысль (Лосев, Розанов, Бердяев). Основной хранитель идей гуманизма в нашей стране — это народ.

История человечества является историей прежде всего борьбы против боли и страдания, и эта борьба двигает прогресс, считает X.А. Васкес (Испания). Уделив основное внимание проблеме человеческих интенций, он отметил, что любые изменения в обществе возможны только благодаря борьбе между человеческими интенциями.

 

182

 

Э.В. Гирусов в своем выступлении подчеркнул, что главная идея гуманизма состоит в преодолении эгоизма, в воплощении библейской заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Человек как социальное существо формировался в результате постоянного преодоления всевозможных ограничений. Однако теперь, когда он вышел на самые глобальные масштабы своего развития (вплоть до космоса), стало ясно, что именно на Земле надо научиться не только преодолевать, но и уважать эти ограничения,— иначе создастся угроза гибели всего человечества: свободы без необходимости быть не может. Идеи гуманизма следует принимать с этими поправками.

Председатель экологического движения Украины В.А. Челышев подчеркнул, что задачи этого движения во многом совпадают с целями Гуманистического Интернационала. Мы не сумеем сохранить этот мир, если, с одной стороны, будем провозглашать гуманистические идеи, а с другой — уничтожать все вокруг. Отсюда необходимость серьезно заняться вопросами экономики. Следует также иметь в виду, что за последние 50 лет сильно изменились и сами идеи сострадания другому; в целом мир существенно гуманизировался, однако его очень легко отбросить в этом отношении назад.

Выступление В.П. Зинченко было посвящено проблеме свободы личности. В нашей стране проповедуется известная идея о том, что сущность человека — это совокупность всех общественных отношений. Но есть и противоположная идея: люди со своей собственной сущностью должны прийти в общество и на этой основе оно и должно строиться. «Человек — продукт коллектива» — дикая формула. Наоборот: человек — это основа коллектива. А у нас коллективизм возник до коллектива и без него. Основная ориентация гуманистического движения на самого человека очень важна и эмоционально привлекательна. Однако этого мало, надо делать все, чтобы человек мог сам раскрывать свою сущность. Тогда у него появятся и самостояние и свобода. При этом, конечно, свобода должна ограничиваться такими чувствами, как любовь, верность, и прежде всего верность самому себе. Пора бы подумать об экологии человека, в частности, о создании для него условий развития, которые как минимум не вредили бы его становлению.

Во многих странах мира гуманистические надежды проходят сквозь многие испытания,—так начал свой доклад А. В.Шестопал. Трудности, которые переживает наша страна, связаны с общемировой ситуацией. В настоящее время существуют два основных проекта стабилизации общества: авторитарно-технократический и гуманистически-демократический. Не отрицая значения новых технологий, этот второй проект делает основной упор на человека как на цель и на основную силу общества, без которой никакая техника не дает результатов. В разработке и реализации этого проекта принимают участие очень разные силы: коммунисты, социалисты, социал-демократы, «зеленые», экологисты, пацифисты, разнообразные религиозные течения. Все эти силы объединяют общечеловеческие ценности, понимание того, что развитие общества, преодоление трудностей, стоящих перед цивилизацией, будут в первую очередь связаны с раскрепощением человеческой личности, раскрытием способностей человека и преодолением отчуждения. Гуманистический проект включает право всех народов — больших и малых, развитых и развивающихся, богатых и бедных — на участие в принятии международных решений, а также гарантии против насилия и интервенционизма в любых его формах (не только физических, но и культурных, информационных, идеологических и пр.). Собственно, этот гуманистически-демократический проект и представляется мне содержанием нового мышления, сказал А.В. Шестопал. Однако попытка сконструировать какой-то «чистый» гуманизм не приведет к желаемому результату, так как такой гуманизм не может служить основой реальной практики. Многие трудности, которые сейчас испытывает наша страна, вызваны как раз стремлением быстро достигнуть поставленной цели в ее «чистом» выражении, перепрыгивая при этом через необходимые этапы. Экономический и политический хаос — это плата за попытку реализовать какой-то идеал, не считаясь с реальной обстановкой.

Далее А.В. Шестопал остановился на вопросе о соотношении социалистической и либеральной традиции в гуманистическом движении. Я не сторонник конвергенции этих традиций, так как она явилась бы выражением нового униформизма, и я не верю в будущее гуманизма как новой монополии, сказал он. Я надеюсь, что не произойдет смены утопического социализма на утопический гуманизм. Будущее общество станет более сложным и отнюдь не менее драматичным. Каждое поколение будет иметь свои драмы. Я не верю в будущий рай и в жизненность схем, которые не рождаются из самой жизни. К сожалению, и во имя гуманизма можно столкнуться с разного рода фанатизмом.

 

183

 

Выступление С. Пуледда (Италия) было посвящено так называемому человеческому пейзажу, т. е. всему тому, что составляет картину человеческого восприятия мира. На этот процесс влияют эмоции, желания, воспоминания, образы будущего и пр.

Против негуманного использования результатов научно-технического прогресса высказался X. Сорилья (Перу). Можно верить лишь в ту философскую систему, в центре видения мира которой стоит человек, подчеркнул он.

Гуманистическое движение представляет собой альтернативу лучшего мира, в котором интерес проявляется к каждому отдельному человеку, а не ко всей массе, считает П. Фигероа (Чили). Мир сейчас меняется с большой скоростью, и ускорение развития общества порождает враждебность между людьми. А у политиков не остается времени, чтобы говорить о людях. Поэтому те, кто хотят лучшего устройства мира, не должны пытаться навязывать свое влияние, как это было прежде, в другие эпохи. Сейчас все больше начинает цениться скромный и проникновенный труд, направленный на мощь людям, а не на возвеличивание самого себя,— в этом надежда гуманистического движения, подчеркнула П. Фигероа.

Человек, объявленный целью перестройки, на сегодня все в большей степени становится средством преобразований, а не целью, отметил Ю.И. Бокань. Защитить, раскрыть и реализовать созидательные возможности человека — такова глобальная цель гуманистического движения. Одной из попыток осуществить эту цель является появление в нашей стране так называемого синего движения; в его рамках уже создана Всесоюзная общественная организация «За социальную экологию человека через массовое творчество».

В обсуждении приняли участие А.П. Назаретян, А.И. Арнольдов, П. Фигероа, А.Н. Чумаков, Г.С. Гудожник. Любопытен ответ X. Сорилья на вопрос о том, каковы конкретные пути гуманизации политики. Он сказал, что один из таких путей — это чистосердечный разговор тех политических деятелей, которые сегодня вершат судьбу мира. Важные исследования в этой области ведет ЮНЕСКО.

Проблемам гармонизации отношений личности со средой посвятил свое выступление В.В. Сушинский. Он отметил, что все мировые события как бы резонируют в человеке, оказывая влияние на его субъективность и духовность. Исследование продуктов подобного резонанса является необходимым условием формирования экологической структуры.

Л.А. Никитич остановилась на проблеме свободы человека, подчеркнув, что ограничение свободы человека приводит к появлению у него ложной надежды на внешние силы, а не на свои собственные.

Г.С. Гудожник посвятил свой доклад проблемам разработки концепции глобального гуманизма. Глобальный гуманизм рассматривает благо человека как высший критерий, с помощью которого оценивается уровень общественной жизни. Он характеризуется такими общечеловеческими ценностями, как добро, соучастие, сострадание, способность воспринимать другого человека как равноправного гражданина Земли. Глобальный гуманизм подразумевает и гуманное отношение к природе, ответственность человека за существование всего живого. Глобальный гуманизм не имеет конечной цели; это бесконечный естественно-исторический процесс очеловечивания человека и среды его обитания.

И.М. Кривогуз в своем докладе охарактеризовал причины возникновения новой волны гуманизма. Прежде всего это кризис цивилизации, который породил угрозу гибели человека как биологического вида. Без утверждения общечеловеческих ценностей невозможно организовать деятельность людей, всего присущего человечеству потенциала на преодоление этого кризиса. Кроме того, урок XX века доказали несостоятельность абсолютизации как индивидуальных интересов, так и подчинения всех людей исключительно общественным целям. Гуманизм имеет давние истоки. Однако наше видение общечеловеческих ценностей существенно отличается от того, какое было характерно для периода раннего христианства или же эпохи Ренессанса. Во-первых, в наше время эти ценности рассматриваются сквозь призму обеспечения выживаемости человечества, преодоления кризиса цивилизации. Во-вторых, располагая огромным опытом прошлого, мы не можем ограничиваться односторонней трактовкой общечеловеческих ценностей. Нынешнее их понимание вбирает в себя и все прежние звенья на пути восхождения к истине. В-третьих, никогда прежде не делалось такого упора на поиск конкретных — экономических, политических — условий, которые должны обеспечить реализацию этих ценностей.

Однако от признания общечеловеческих ценностей до их реализации — дистанция огромного размера. Причины этого кроются и в том, что в мире еще широко распространены прежние тенденции, враждебные общечеловеческим ценностям (например,

 

184

 

абсолютизация национальных, классовых и иных амбиций), и в самом сознании людей, где глубоко укоренились старые предубеждения, и в чисто физическом сопротивлении многих старых структур в обществе, и в неоднозначности понимания общечеловеческих ценностей (как и взглядов на способы реализации этих ценностей), и в отсутствии однозначной формулы сочетания общечеловеческих ценностей с интересами отдельных наций, классов и т. д. Надо осознать всю тщетность попыток насаждать общечеловеческие ценности старыми методами и биться с теми, кто этих ценностей не разделяет, подчеркнул в конце своего выступления И.М. Кривогуз.

Гуманистическое движение отрицает насилие как способ достижения политических целей, сказал Т. Хирш (Чили). Насилию надо противопоставить формы активного ненасилия, предполагающие прежде всего большую работу по организации масс (например, проведение акций гражданского неповиновения). Т. Хирш подробно остановился на конкретных примерах ненасильственной борьбы против Пиночета. Взгляд гуманиста на положение индейцев изложила Л. Родригес (Чили).

 

Между развитием технологического потенциала общества и развитием его гуманистического потенциала существует зависимость: если первый существенно превышает второй, то общество неизбежно вступает в полосу кризисов. При этом общество либо гибнет, либо кардинально перестраивается. Этот закон удалось сформулировать в самое последнее время на основе работ зарубежных ученых, сообщил А.П. Назаретян. Таких кризисов в истории нашей цивилизации было очень много, некоторые из них заканчивались гибелью того или иного общества. Гуманизация общества в наше время позволит преодолеть очередной кризис цивилизации. В дискуссии также приняли участие К. А. Зуев, Б.И. Коваль, В.Г. Аладьин, А. Корвальо, Т. Хирш, Б. Альтман, А.А. Игнатенко.