Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНГРЕССЫ ПО ТЕСТУ РОРШАХА И ПРОЕКТИВНЫМ ТЕХНИКАМ

 

Л.Ф. БУРЛАЧУК, Е.Ю. КОРЖОВА

 

В конце июля 1990 г. в Париже завершил свою работу очередной, XIII Международный конгресс по тесту Роршаха и проективным методикам. О том особом месте, которое проективная методология занимает в современной зарубежной психологии личности, психодиагностике, клинической и дифференциальной психологии, свидетельствуют научные институты и общества, имеющиеся во многих странах мира, периодические издания и регулярно проводимые международные конгрессы. В течение десятков лет сохраняется лидирующее положение проективных техник в инструментарии клинической психологии [1], [8]. Впечатляет и география исследований: это не только США, Канада, Западная Европа, но и Латинская Америка, африканские и Скандинавские страны, Япония.

Непросто разобраться в пестрой, мозаичной картине современных исследований в проективной психологии, необозримом море публикаций. В нашем кратком обзоре ограничимся рассмотрением тех основных исследований, которые были представлены на XI (1984), XII (1987) и XIII (1990) Международных конгрессах по тесту Роршаха и проективным техникам [5][7], в которых «традиционно» не принимали участия советские психологи.

Условно можно выделить несколько основных направлений исследований. В первую очередь это изучение теоретических и методологических проблем проективного подхода к исследованию личности. Центральное место здесь отводится тесту Роршаха.

Дж. Экснер-младший, наиболее известный специалист по методике Роршаха в США, посвятил свои сообщения диагностической и прогностической валидности этой методики, адекватности используемых статистических процедур, возможностям компьютерного анализа получаемых данных. Совместно с С. Коллиганом он предложил процедуру тахистоскопического предъявления стимульного материала теста Роршаха с изменением экспозиции от 1 с до нескольких минут. Работы американских исследователей посвящены проблемам качественного анализа показателей методики Роршаха (К. Де Во) и интерпретации показателей этого теста у детей (И. Вайнер). М. Тэмси (Бельгия) затронул проблему «нормы» в методике Роршаха.

Применение М. Сендином (Испания) факторного анализа в исследовании по методике Роршаха привело автора к выводу о том, что различия в личностной организации обусловливают структурные различия данных. Основной акцент работ, представленных В. Кэмпо (Испания),—вариативность в интерпретации показателей проективных методик. Н. и С. Накамура (Япония) разрабатывают так называемый семейный вариант методики Роршаха, предназначенный для выявления особенностей супружеских отношений, в том числе типов общения и его нарушения, стереотипов общения, а также специфики межличностных установок.

Б. Смит (США) в своих выступлениях отмечает, что разработка новых исследовательских методологий и статистических методов оказывает двойственное влияние на проективную психодиагностику, способствуя недооценке теории в диагностике личности. Он подвергнул критике эмпиризм современных исследований, демонстрируя, каким образом данные различных уровней описания личности могут быть преобразованы с целью ее единого описания.

Направление транскультурных исследований с использованием проективной техники представляют Б. Бойер (США) и Дж. Делаханти (Мексика), изучающие психологические особенности коренного американского населения. В этих работах использовался

 

170

 

тест Роршаха, также как и в исследовании Т. Акитани (Япония), посвященном изучению так называемых популярных ответов японцев в связи со спецификой японской культуры.

Психологические различия между корейцами-иммигрантами Японии и США с помощью ТАТ исследовал К. Де Во (США). Используя ту же методику, Ф. Кушар (Франция) изучал особенности психики женщин-мусульман.

В сообщении Н. Рош де Тробабер (Франция) было показано, что различия между подростками - французами и подростками — вьетнамскими иммигрантами во Франции в большей степени обусловлены психической травмой, нанесенной войной, нежели культурной спецификой. Больше всего проблем в адаптации возникало у вьетнамских подростков, принятых французскими семьями, по сравнению с вьетнамскими подростками, жившими в собственных семьях или на государственном обеспечении. На основании этих данных французское правительство пересмотрело свою политику по отношению к иммигрантам вплоть до принятия новых законов, позволяющих снизить культурный шок. Проблемы влияния социокультурных детерминант на результаты обследования с помощью проективных методик рассматривались также З. Махмудом (Великобритания) и К. Е. Маттларом (Финляндия).

Лонгитюдные исследования, осуществленные с привлечением проективных методик, проводятся в различных направлениях, но чаше всего такие работы касаются проблем терапии и психотерапии.

Так, Д. Эфрайм (Венесуэла) изучал возможности использования методики Роршаха в целях прогноза успешности психотерапии. И. Вейнер (США) исследовал эффект воздействия долго- и краткосрочной психотерапии, показав, что спустя 1, 2,5 и 4 года отмечается положительный эффект психотерапии, причем более существенные изменения происходят в результате долгосрочной психотерапии. Р. Хэд (США) изучал влияние индивидуальной психотерапии на испытуемых, обследовав пациентов в начале психотерапии и спустя 3—4 года по методике Роршаха. Данные лонгитюдного исследования представлены и в докладе Б. Зизолфи и сотр. (Италия), использовавших методику Роршаха в психодиагностике больных шизофренией через 5, а затем 10 лет постоянной госпитализации. Данные исследования по тесту Роршаха 20-летней женщины до и после операции лобэктомии (через 6 мес, 2, 3, 4, 5 и 6 лет) проанализировал Л. Жасихи (Бразилия). Качественный анализ особенностей мыслительных процессов свидетельствовал об улучшении состояния больной. М. Кокен (США) по методике Роршаха изучала личностные особенности женщины, покушавшейся на убийство Президента США. Испытуемая исследовалась три раза в течение 8 лет: в 16,5 лет как пациентка психиатрической больницы, сразу после покушения и 4 года спустя после интенсивной терапии. Данные выявили наличие проблемы сексуальной идентификации и позволили автору объяснить их с позиций психоанализа.

Обширное лонгитюдное исследование провели Дж. Экснер, Е. Томас и Б. Мейсон (США), изучавшие 8-летних детей до достижения ими 16-летнего возраста по методике Роршаха. Данные, которые сравнивались с нормативными для разных возрастных групп, указывают на необходимость быть крайне осторожным при составлении долгосрочного прогноза в детском возрасте. Проводятся также лонгитюдные исследования в процессе терапии (А. Андроникоф-Санглад, Франция), реабилитации (Дж.-М. Донней, Бельгия).

Проективные методики в клинической психологии используются традиционно. Сегодня это направление включает в себя две большие приоритетные группы исследований: проективная техника и пограничные состояния; проективная техника и психотические расстройства. Распространенность пограничных состояний влечет за собой актуальность проблемы дифференциального диагноза. Эту проблему разрабатывает ряд исследователей.

М. Перри, Д. Виглион, Д. Брэфф (США) выделили новый показатель теста Роршаха — «индекс патологии Эго» («Ego Impairment Index — ЕII»).М. Кокен (США) также анализирует проблему патологии Я, В. Смит (США) указывает на необходимость разработки дифференциального диагноза множественных личностных расстройств и подчеркивает, что первоначальный ошибочный диагноз — скорее правило, чем исключение. С. Паризи, П. Пес, А. Параглиа, А. Ланотте, С. Спассиа (Италия), также отмечая рост количества диагнозов типа «личностное расстройство», отсутствие достаточного количества литературных данных по этому вопросу, занимаются разработкой критериев дифференциального диагноза с помощью методики Роршаха.

По методике Роршаха исследуются также лица с диагнозом «пограничная шизофрения» (В. Кэмпо, Испания), выжившие после суицидальной попытки (Дж. Экснер, Б. Мейсон, К. Реданс, С. Эвенс, США), лица с посттравматическим стрессовым синдромом, перенесшие психическую травму в детстве

 

171

 

(М. Керни, США).

В исследованиях депрессивных состояний внимание уделялось возрастным аспектам депрессии, ее особенностям при психосоматических заболеваниях, неврозах, психозах (А. Пенэ. К. Флэ, О. Дувил, Франция; Д. Маршо, М. Тэмси, Бельгия), проблемам суицидологии (К. Де Тишей, Франция). Психодиагностическое исследование больных биполярными расстройствами во время «светлого промежутка» болезни провел Л. Жасихи (Бразилия). По его мнению, данные, полученные с помощью теста Роршаха и некоторых других методик, подтверждают гипотезу психоаналитика К. Абрахама о психологических особенностях больных МДП.

Проводятся также сравнительные исследования, среди которых показательным является исследование по методике Роршаха больных шизофренией, депрессией и здоровых испытуемых (Дж. Экснер, Дж. Кохен, Б. Мейсон, США). С помощью корреляционного и факторного анализа показано, что каждая из этих трех групп характеризуется специфической личностной организацией, причем психика больных шизофренией и депрессией качественно отличается от психической структуры здоровых.

Среди исследований психических расстройств есть также попытки дифференциального диагноза истерии и шизофрении с помощью методики Роршаха (А. Эрментини, Италия), исследование больных эпилепсией (Т. Майфо, Франция), больных с синдромом Жиля де ла Туретт (Дж. Дель Порто, Бразилия), больных шизофренией (А. Хакемин, Бразилия; Ф. Россел, Швейцария; М. Керни, США). В целом проективных исследований депрессивных состояний в настоящее время значительно больше, чем работ такого рода в области других психических заболеваний.

Много исследований посвящено психосоматическим больным. М. Эклин (США) с помощью методики Роршаха показала, что у больных алекситимией увеличивается вероятность психосоматического варианта адаптации к стрессовым стимулам среды. Применив тест Роршаха, Л. Кохен (Нидерланды) выявил, что у значительной части людей, страдающих хронической бессонницей, возникают нарушения познавательных процессов, сходные с наблюдающимися при шизофрении. Т. Кархула, С. Стеннан, П. Буокко, М. Каллиопуска (Финляндия) изучали образ тела у больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и здоровых испытуемых по методике Роршаха, личностным опросникам и тесту «Рисунок человека». Показано, что хроническое заболевание нарушает целостность образа тела, причем среди обследованных групп наибольшее количество защитных реакций обнаружилось у больных бронхиальной астмой. По проективным методикам изучаются психические особенности при язвенной болезни (М. де Лоло, Бразилия), ишемической болезни сердца (А. Хакемин, Бразилия), мигрени (К. Ламус, Франция), глаукоме (Д. Кастро. Франция), аллергии (М.-К. Фэлпэ, Франция), ожирении (К.-Е. Маттлар, А. Карлссон, Дж. Салминеа, П. Весала, Дж. Маки, Е. Аланен, Финляндия), раке (П. Георгофф, США). Не остаются без внимания исследователей и такие заболевания, как СПИД (Н. Феликс да Коста, Португалия; М.-Ф. Бруне, Франция), алкоголизм (А. Лефебр, Бельгия; В. Моита, Португалия), наркомания (И. Гальяни, Италия). Методологическими вопросами использования проективных методов в психосоматике занимаются М. Тэмси (Бельгия), А. Пассалакуа (Аргентина).

Еще одно направление — проективные методики в судебной психологии, психиатрии. М. Рос (Испания) поднял проблему уязвимости методики Роршаха при диагностике симуляции депрессии. В. Смит (США) отмечает, что хотя эта методика позволяет всесторонне диагностировать личность, специфика самой методики и заключений, составляемых по результатам обследования, часто противоречат требованиям, предъявляемым к судебному разбирательству. П. Дафф (США) представил данные обследования с помощью теста Роршаха психопатических личностей с тенденцией к самоповреждению. С помощью методики Роршаха по схеме Бурштейна — Локса, направленной на выявление уровня сексуальной конфликтности, природы и качества межличностных отношений, А. Бурштейн, С. Локс, Дж. Шеин (США) показали, что лица, совершившие преступления против собственности, по сравнению с преступниками, совершившими насилие над людьми, характеризуются более низким уровнем психосексуального конфликта, более позитивными и отчетливыми мотивационными характеристиками, а также более социально приемлемыми и гуманными установками.

Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное и

 

172

 

школьное окружение и др. В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия (Дж. Хиз-Стаутхамер, А. Бовенхофф, Нидерланды) до трудностей в учебе (В. Кэмпо, Испания). Применение тестов интеллекта и методики Роршаха позволило В. Кэмпо выявить несколько прогностических показателей развития интеллекта. Дж. Сауэр, Р. Крузен (США) используют методику Роршаха с целью отбора детей для групповой психотерапии, а М. Сендин (Испания) — для изучения влияние психотика — члена семьи на процессы, происходящие в семье.

При работе с детьми и подростками применяются и другие, более редко используемые методики. Так, «Тест предпочитаемого животного» («The Animal Preference Test») позволил С. Тьюберу (США) показать, что у детей, отвергающих животных по эстетическим или пищевым критериям, обнаруживаются патологические черты в поведении. П. Эбрэхем (США) получила данные, подтверждающие конструктную и критериальную валидность «Когнитивного синтетического теста»; в ряде случаев эта проективная методика оказывается более эффективной для диагностики шизофрении у подростков, чем тест Роршаха. Дж. Диаз Куриэл, М. Буэно Беллоч (Испания) в исследовании 12—14-летних использовали проективный тест Л. Кормана «Нарисуй семью». Проверялась гипотеза об использовании телесных функций как частной форме выражения психических конфликтов в подростковом возрасте. Были выявлены психопатологические особенности подростков с различными соматическими симптомами по сравнению с контрольной группой. Получен ряд статистически значимых показателей: расположение на рисунке членов семьи, расстояние между членами семьи, неадекватный рисунок шеи, изображение домашнего животного и др. Рассматривались также проблемы исследования нервной анорексии у подростков (М. Носака, Япония), булимии (Е. Биро, Франция), связи между травматизацией и обсессивным развитием личности подростка (Дж. Армстронг, США).

Следующее направление — изучение с помощью проективных методик проблем пожилого и старческого возраста: специфика психологической защиты в процессе старения; влияние возраста на креативность; показатели личностных изменений. В этом направлении работают Л. Валенте Торре (Италия), М. Перюшо, Ф. Вайл (Франция) и др.

Возможна классификация обсуждаемых здесь исследований по методикам, в них используемым. Большая часть исследований проводится по методике Роршаха. На втором месте по распространенности стоит ТАТ. В настоящее время изучаются возможности применения ТАТ в исследовании больных шизофренией (К. Бехар-Азулей, Франция), детей и подростков с умственной отсталостью и характерологическими расстройствами (А. Лефебр, Бельгия), психотиков и препсихотиков (М. Перре-Катипови, Швейцария).

Методика ORTObject Relation Technique» — «Техника объективных отношений»), имеющая общие черты с тестом Роршаха и ТАТ, широко распространена в Северной Европе, Южной Америке, США и используется преимущественно в клинической психологии. ORT и ее модификации используются для диагностики психических изменений в психоаналитическом процессе (В. Кэмпо, Н. Доу, А. Тусет, Испания), в детской психологии (Н. Уилкинсон, Великобритания), в профотборе (К. Сандал, П. Тудор-Сандал, Испания), у больных с пограничными состояниями (X. Лунаэзи де Жубани, Аргентина).

Достаточно распространенной является и методика Сонди. Ведутся сопоставления методик Сонди и Роршаха, поиск их общих черт (Дж. Мелон, М. Стассар, Бельгия), проводятся исследования по тесту Сонди больных шизофренией (Б. Гонсалвес, Португалия), олигофренией (Р. Диана, Италия).

Усилия многих исследователей направлены на изучение методики Цуллигера, известной как Z-тест; она предусматривает предъявление испытуемому трех карт со стимульным материалом типа роршаховского. Рассматривается возможность использования методики в клинике для целей скрининга перед более углубленными исследованиями (З. Махмуд, Великобритания). К.-Е. Маттлар (Финляндия), С. Линдберг (Швеция), К. Сандал (Испания) и др. занимаются разработкой интерпретационных схем, пытаясь применить схему Дж. Экснера, созданную им для теста Роршаха. А. Лис, Т. Марго, Дж. России, П. Венути, М. Бенедетти (Италия) применяют Z-тест в исследовании детей, А. Ухинки, К.-Е. Маттлар (Финляндия), К. Сандал (Испания)—подростков, П. Эберг (Финляндия), П. Весала (Швеция) — взрослых, Дж.-Е. Рут (Финляндия) — пожилых людей.

Методикам ТАТ, ORT, Сонди, Цуллигера на прошедших конгрессах были посвящены специальные обсуждения.

Исследования ведутся и в области других проективных методик. Так, проводится стандартизация теста «Рисунок семьи» (Л. Крок, Франция), модифицированной методики

 

173

 

Цуллигера (Б. Росси, Аргентина; В. Моита, Португалия), «Теста руки» (М. Симон, Франция), «Теста проективных звуков» (П. Паззаглиа, Италия). А Т. Воллнер и К. Сандал (Швеция) выбрали предметом своего исследования графологическую диагностику. Авторы, видя в почерке средство самовыражения, считают возможным использование его как проективного теста. Изо всех характеристик почерка, количество которых превышает две сотни, чаще всего используются 15—20. Т. Воллнер и К. Сандал утверждают, что графологическая методика обладает высокой надежностью. С помощью факторного анализа было выявлено пять переменных, которые объясняют 80 % вариаций: пространство, форма, качество, движение, напряжение. Результаты факторного анализа соответствуют эмпирически используемым теоретическим конструктам классической графологии.

 

Завершая этот краткий обзор, авторы выражают надежду, что начавшаяся сравнительно недавно в нашей стране углубленная проработка проблем теории и практики проективного подхода к диагностике личности (/2—4/ и др.) будет поддержана не только энтузиастами-одиночками, а приобретет достаточно масштабный, целенаправленный характер.

 

1. Бейкер К.М. Система охраны психического здоровья в США // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 53—63.

2. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев, 1979.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.

4. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

5. XI Congreso Internacional del Rorschach у Metods Proyectivos. Barcelona, 1984.

6. XII Congresso Internacional de Rorschach e otras Tecnicas Projectivas. Sao Paulo, 1987.

7. XIII Congres International du Roschach et des Methodes Projectivies. Paris, 1990.

8. Wade Т. С., Baker Т. В. Opinions and use of psychological tests: A survey of clinical psychologists // Am. Psychol. 1977. 32. N10.

 

Поступила в редакцию 13.III 1991 г.