Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

112

 

ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКАМИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

П.П. БЛОНСКОГО

 

Е.Р. АРТАМОНОВА

 

Павел Петрович Блонский (1884— 1941) — выдающийся советский ученый, педагог и психолог, написавший более 200 работ по различным проблемам философии, педагогики и психологии. Большая часть из них посвящена проблемам детской и педагогической психологии; многие работы в этой области издавались под рубрикой педологической литературы.

Труды П.П. Блонского не всегда получали одинаковую оценку со стороны

 

113

 

научной общественности. В первое десятилетие Советской власти они, как правило, оценивались позитивно, о чем свидетельствуют высказывания выдающихся общественных и государственных деятелей и ученых, в частности Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, В.Я. Струминского. Но после выхода в свет в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» П.П. Блонский как ученый подвергался суровой критике, порой доходившей до полного отрицания положительного значения его трудов.

Вследствие огульного отрицания ценности педологических работ сочинения П.П. Блонского на долгие годы были изъяты из научного обращения. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии исследований по проблемам детской и педагогической психологии. Однако были ученые, которые, несмотря на суровый режим сталинского времени, продолжали объективно оценивать творческое наследие П.П. Блонского. К таким ученым, прежде всего, надо отнести Н.К. Гончарова, Н.А. Рыбникова.

Сейчас пришло время объективного подхода к педологии как науке о ребенке и к творческому наследию выдающихся ученых 30-х гг., в том числе и П.П. Блонского. Различные аспекты творческого наследия П.П. Блонского анализировались неоднократно. Но ни одна из работ не была целиком посвящена рассмотрению проблемы усвоения знаний школьниками в трудах   П.П. Блонского. Эта проблема является весьма актуальной для современной педагогической психологии. Подход П.П. Блонского к ее разрешению, методологические принципы его исследований, выводы, рекомендации сохраняют до сих пор научную и практическую ценность.

Проблема усвоения знаний школьниками занимает большое место среди вопросов психологии обучения в работах ученого. Ее разработке П.П. Блонский уделял внимание уже в 20-е гг. В учебнике «Педология» [3], в работе «Педология в массовой школе 1-й ступени» [5] П.П. Блонский дал анализ известных в то время в науке исследований процесса усвоения ребенком определенных идей и знаний. Он уделил внимание описанию характера наилучшим образом усваиваемого материала, указал на особые изменения, происходящие с усваиваемым материалом, выделил зависимость качества усвоения от понимания материала, заинтересованности в усвоении, от управления, силы внимания и бодрого самочувствия, описал возрастные изменения в процессе усвоения.

В 20-е гг. в освещении П.П. Блонским проблемы усвоения знаний школьниками есть как важные мысли о роли воспитания в процессе усвоения ребенком знаний, так и мысли, отражающие биологизаторскую тенденцию рассмотрения им хода развития ребенка, переоценку значения влияния анатомо-физиологического развития организма на психическое развитие.

В более поздних своих работах («Педология» [4], «Память и мышление» [2], «Развитие мышления школьника» [7], «Психологический анализ припоминания» [6]) П.П. Блонский рассматривал проблему усвоения знаний школьниками на основе диалектического принципа взаимосвязи таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и речь, на основе трактовки процесса учения как сложного вида деятельности. Ценным является его подход к данной проблеме с точки зрения изучения роли отдельных психических процессов в усвоении на разных этапах возрастного развития.

Исходя из того, что восприятие является первоначальной основой усвоения, П.П. Блонский начал исследование процесса усвоения знаний с выяснения связи между усвоением и детализацией восприятия. Его эксперимент заключался в том, что испытуемому предлагалось «перечислить, что видишь в этой комнате». Было выявлено, что разные испытуемые дают различные по своей полноте перечисления. Это П.П. Блонский объясняет двумя обстоятельствами: ограничением себя предметами определенной категории и большей или меньшей детализацией

 

114

 

воспринятого. В результате этого один человек называет данный предмет как целое, а другой перечисляет и его составные части. Различие в восприятии сказывается на усвоении. В свою очередь восприятие как психическая функция совершенствуется, и под влиянием развития мышления оно становится детализированным и осмысленным, образуется единство в восприятии.

В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам: 1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно шире и детализированное, а под влиянием мышления расширяется восприятие и совершенствуется усвоение; 2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе. Мышление планомерно организует восприятие, благодаря чему происходит лучшее усвоение воспринимаемого.

Бытующему в теории и жизни отождествлению усвоения с памятью П.П. Блонский противопоставил мнение о том, что усвоение и память — различные понятия. Он считал неверным объяснение плохой успеваемости ребенка его плохой памятью,

Сравнивая объем памяти и увеличение возможностей усвоения у детей 9 и 14 лет, П.П. Блонский пришел к выводу что «в то время как так называемая механическая память увеличивается в школьном возрасте приблизительно в 1,5 раза, а так называемая логическая примерно в 2 раза, усвоение учебного материала, максимально требующего механической памяти (иностранные слова), увеличивается приблизительно в 2 раза, усвоение, максимально требующее памяти, скорее, уже логической (стихотворение), увеличивается приблизительно в 2,5 раза, а усвоение учебного материала, не требующего заучивания наизусть, увеличивается в 5 и больше раз. Отсюда следует, что проблема памяти и проблема усвоения — различные проблемы и что усвоение в школьном возрасте возрастает в гораздо большей степени, чем память» [1;61].

С возрастом память при усвоении используется все меньше. И если младший школьник нередко запоминает наизусть понравившееся ему, то взрослые, как указывает П.П. Блонский, не расположены к заучиванию на память (в данном случае он имеет в виду механическую, неосмысленную, нелогическую память, которая с возрастом уступает место памяти, работающей под контролем мышления, т. е. логической памяти).

Имеющее место в подростковом возрасте ухудшение памяти не влияет, по мнению П.П. Блонского, на усвоение учебного материала, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть в усвоении все большую и большую роль.

П.П. Блонский указал на тесную связь школьной успешности с умственным развитием, но не с памятью. Он отмечал, что неуспевающие нередко очень интенсивно используют память в ходе усвоения: «Именно среди более слабых учеников встречается значительный процент так называемых зубрил. Когда слушаешь подобного ученика, чуть ли не наизусть отвечающего ряд мест из учебника, то скорее удивляешься силе его памяти, нежели, наоборот, ее слабости, и если он не успевает в усвоении, то обыкновенно только потому, что только при помощи памяти, без интенсивного участия мышления, усвоить нужное количество материала невозможно» [1; 69].

Вместе с тем П.П. Блонский подчеркнул, что усвоение знаний тесно связано с развитием вербальной памяти и логической памяти, которую он рассматривал как вербальную память, работающую под контролем мышления. Процесс понимания, являющийся как бы первоначальной ступенью усвоения, указывал он, зависит от совершенствования памяти, в задачу которой входит актуализация имеющихся знаний, что служит опорой понимания. Общеизвестным стало положение ученого о том, что «пустая голова не

 

115

 

рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» [2; 172]. Поэтому утверждение П.П. Блонского о том, что «...школьная успешность тесно коррелирует с умственным развитием, но с памятью, как таковой, она связана малозаметно», является не совсем точным. Вероятно, в данной фразе П.П. Блонский стремился подчеркнуть всевозрастающую в процессе развития роль мышления в регуляции процессов памяти, в усвоении знаний. (В выражении «память, как таковая» П.П. Блонский, как нам кажется, имеет в виду механическую память).

Большинство современных исследователей в общую способность к усвоению знаний (в обучаемость) также включают память. Так, Э.А. Голубева рассматривает память как компонент общих способностей, а Б.М. Теплов — как компонент специальных способностей. В работах советских психологов (З.И. Калмыковой [12], Т.В. Егоровой, В.И. Зыковой [10], С.А. Изюмовой [11] и др.) доказывается существование зависимости между обучаемостью и индивидуальными особенностями памяти, выражающейся в том, что у школьников с более высокой обучаемостью наблюдается и более развитая память.

Тесную взаимосвязь между памятью и когнитивными процессами доказывают и современные зарубежные психологи (13).

Изучая сложные взаимоотношения, возникающие в процессе познания между памятью и мышлением, П.П. Блонский отмечал, что для начальных этапов развития мышления характерна опора на память, так как мышление развивается на основе усвоенных знаний. Поэтому в школьном возрасте, когда память достигает кульминационного пункта своего развития, приобретается основа мышления. П.П. Блонский показывает, что развитие мышления в школьном возрасте состоит в значительной степени в его расширении, в том, что оно становится детализирующим, а также связывающим и генерализирующим, в том, что мышление «выучивается» работать планомерно и по правилам. Все это в высшей степени способствует лучшему усвоению. Память в процессе усвоения у старших школьников играет вспомогательную роль, а главная роль принадлежит мышлению, точнее, сначала детализирующему восприятию, а затем развивающемуся на его основе детализирующему, связывающему и генерализирующему мышлению, мышлению, работающему планомерно и по правилам.

Велика заслуга П.П. Блонского и в том, что он показал, как изменяющееся с возрастом отношение между мышлением и памятью влияет на особенности процесса запоминания. Опыты П.П. Блонского, проведенные над детьми различных возрастов, свидетельствуют о том, что младший по возрасту и неразвитый ученик в связи с тем, что его память развита лучше, чем мышление, больше склонен запоминать решительно все, охотно пользуется повторениями (обычно это зубрежка). Более же взрослый и развитый школьник запоминает выборочно и без напряжения усилий. Его мышление уже достаточно развито, чтобы энергично участвовать в запоминании, всячески осмысливать заучиваемый материал, открывать и устанавливать в нем связи, контролировать правильность заученного. Запоминание в данном случае основывается в первую очередь на логической памяти, а воспроизводится только основное, главное, т. е. воспроизведение становится смысловым воспроизведением.

П.П. Блонским рассмотрено влияние развития мышления и на процесс припоминания. Он показал, что для младшего по возрасту и малоразвитого испытуемого забыть что-то — значит совершенно забыть. У более взрослого и более развитого ученика имеется способность восстанавливать забытое при помощи мышления, когда он, пользуясь имеющейся у него системой понятий, как бы спускается от самого общего понятия через опосредствующее промежуточное понятие до известного пункта, когда уже заученный материал реинтегрируется в какой-то степени сам, автоматически. Роль мышления

 

116

 

в припоминании выражается в совершенствовании умения находить логически высшее понятие, под которое подводится данное представление, в совершенствовании способности переходить от общих понятий через промежуточные к частным, что дает возможность в старшем школьном возрасте вспоминать при частичном забывании. Это способствует лучшему запоминанию и припоминанию общего смысла, а в конечном итоге и лучшему усвоению.

Припоминание как особого рода деятельность, подчеркивал П.П. Блонский, наследует смешивать с воспоминанием. Припоминание — активный, волевой акт, регулируемый нормами истины и поэтому являющийся сложным познавательно-волевым актом, в котором мы имеем дело с усилием, напряжением и который детерминирован нашими определенными нуждами; а воспоминание — пассивный автоматический акт, который регулируется желанием. Припоминание П.П. Блонский рассматривал как более совершенный по сравнению с воспоминанием процесс и считал, что чем старше школьник, тем большую роль среди его интеллектуальных процессов играет припоминание.

П.П. Блонским показана огромная роль развития речи в ходе усвоения знаний школьниками. Его опыты на второклассниках свидетельствовали о том, что иногда дети не усваивают предлагаемого им задания просто потому, что плохо владеют связной речью. У старшего школьника в отличие от младшего между точным запоминанием, воспроизведением и полным забвением есть промежуточная стадия — приблизительное запоминание и воспроизведение, которая дает возможность, не помня точно необходимого, приблизительно представлять, указывать на его определенные признаки. Этому способствует богатство словаря, которое позволяет в тех случаях, когда нет полного запоминания, помнить приблизительно. Оно также способствует более полному запоминанию и воспроизведению большего числа деталей. Учащиеся младших классов еще не владеют необходимыми обобщенными терминами, их лексикон и запас высших родовых понятий еще беден. Поэтому воспроизведение (а значит, и запоминание) ими учебного материала характеризуется порой излишней буквальностью. В результате развития генерализующего мышления и накопления запаса специальных и общих терминов появляется способность заменять частные представления и понятия более общими.

П.П. Блонский указывал на большую роль при усвоении умения рассказывать планомерно, выделяя главное, существенное. Это умение совершенствуется в процессе школьного обучения. Возраст 10—14 лет (с III по VII класс) П.П. Блонский называет возрастом теснейшего сотрудничества вербально-вербальной памяти и мышления, т. е. возрастом логической памяти. В старших классах мышление уже доминирует над памятью. Подростки способны легко выделять главные мысли и составлять план усваиваемого материала. Поэтому они не любят механического заучивания и не так точно (не дословно) воспроизводят текст. При плохом усвоении (здесь П.П. Блонский имеет в виду плохое запоминание) воспроизведение старших школьников имеет совершенно иной характер, чем у младших: оно является воспроизведением в далеких от текста и слишком общих выражениях.

По мнению П.П. Блонского, старая школа, школа зубрежки, задерживала интеллектуальное развитие школьника тем, что она была школой простой вербально-вербальной памяти и в ней процветало заучивание наизусть. Современная П.П. Блонскому школа основное внимание уделяла требованию смыслового воспроизведения, которое допускает не совсем точное воспроизведение, а воспроизведение только главного. В связи с этим П.П. Блонский высказывает интересную мысль о том, «что логическая память есть та же вербально-вербальная память, только менее точная» [1; 77]. Воспроизвести ту же самую мысль только другими словами невозможно, так как нет двух слов, однозначно выражающих

 

117

 

одну и ту же мысль, одно и то же понятие. Абсолютно точно воспроизвести смысл данной фразы — значит воспроизвести эту фразу в тех же точно словах. «Стопроцентная логическая память» в сущности то же самое заучивание наизусть, только сопровождаемое пониманием заучиваемого.

Важное значение для разработки проблемы усвоения имеет указание П.П. Блонского на зависимость процесса усвоения знаний от личностных качеств и способностей усваивающего. Он пишет: «В воспроизведении отражаются характерные тенденции мышления данного испытуемого, а поскольку мышление связано со всей личностью субъекта, то воспроизведение характерно для всего субъекта, как такового...» [1; 73].

В работе «Память и мышление», освещая результаты экспериментов по вербальной репродукции рассказов, П.П. Блонский указывает, что при вербальной репродукции рассказа опускаются специфические детали, частности и рассказ трансформируется в соответствии с особенностями представлений испытуемого. В репродуцируемый рассказ часто привносятся эмоционально более эффективные выражения и детали возникающих образов. В первую очередь забывается все непривычное. Рассказ трансформируется в привычную для данного субъекта форму.

П.П. Блонский на основании своих исследований приходит к выводу, что лучше усваивают учебный материал те, кто умеет себя проверять и добиваться точного понимания материала. Поэтому особое место в проблеме усвоения знаний школьниками он отводит изучению роли самоконтроля.

Проведенные П.П. Блонским исследования показали, что высказывания младших школьников (так же как и дошкольников) обычно отличаются уверенностью и на вопрос, поняли ли они объяснения, обычно дается утвердительный ответ. Чем младше школьник, тем больше он нуждается в специально организованной проверке, тем меньше надо доверять его собственному самоконтролю. Ученики I—II классов нередко заявляют, что запомнили материал после одного прочтения, хотя совершенно не усвоили его. Организованная в школе проверка работ и знаний школьников способствует выработке у них привычки и умения контролировать себя. В развитии произвольного воспоминания с началом школьного обучения большую роль начинают играть вопросы учителя, ответы на которые являются, по мнению П.П. Блонского, чуть ли не самым ответственным делом для ученика. В младших классах дети обычно отвечают урок по вопросам учителя, и это является двойной школой для их памяти, так как предъявляются требования, с одной стороны, вспоминать нужное, требуемое, а с другой стороны, лучше запоминать более нужное, более требуемое. Четвероклассники уже так привыкают проверять себя посредством вопросов, что помнить для них — значит быть в состоянии отвечать на соответствующие вопросы. Важным считает П.П. Блонский развитие умения не только вспоминать, но и предварительно решать, когда и что вспомнить. Эту регулирующую роль выполняет мышление. Так развивается привычка к самопроверке, а к III—IV классу — и привычка к самооценке.

П.П. Блонским установлено 4 стадии развития самоконтроля у школьников, происходящего под влиянием обучения. Если на первой стадии самоконтроль отсутствует и ученик II класса выражает готовность отвечать урок, не проверив себя, или проверяет себя излишне большим числом повторений, то на последующих стадиях способность к самоконтролю совершенствуется.

На второй стадии развития самоконтроля, которую П.П. Блонский назвал «стадией полного самоконтроля», ученик проверяет себя посредством сплошного повторения, рассказывая заучиваемый материал себе, а потом уже, если это ему удастся, рассказывая экспериментатору. В этой стадии П.П. Блонский различает две подстадии: на первой из них испытуемый контролирует, все ли он рассказал, не пропустил ли чего, контролирует

 

118

 

полноту репродукции; на второй — он контролирует также и правильность ее, не перепутал ли чего-либо. На следующей стадии — стадии выборочного самоконтроля — учащийся проверяет себя «по вопросам», выделяя для проверки только главное. Четвертая, последняя стадия развития самоконтроля характеризуется внешним отсутствием самоконтроля. Ученик после повторения уже способен решить вопрос о том, что он знает на основании того, что он повторил столько-то раз, а заучиваемый текст не требует большого числа повторений, или на основании того, что «текст легкий», и т. п. П.П. Блонский считает, что эта стадия развития самоконтроля имеется только у очень опытных в учении, у учащихся с большим стажем самоконтроля. Таким образом, от непосредственной проверки, которая основана на сравнении воспроизведенного с оригиналом, учащиеся переходят к косвенной проверке, т. е. самопроверке путем умозаключений.

П.П. Блонский показал зависимость развития самоконтроля от изменений, происходящих в соотношении между такими психическими процессами, как память и мышление. Он подчеркивал всевозрастающую роль мышления в развитии и совершенствовании самоконтроля и в процессе усвоения. Вывод им формулируется так: «Усвоение без проверки — простая, безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой,— память, работающая под контролем мышления» [1; 63]. Именно в зависимости от степени развития мышления осуществляется или непосредственная проверка, или выборочная проверка посредством умозаключения.

П.П. Блонский уделял внимание также рассмотрению того, в чем состоит суть контроля над соответствием воспроизведенного оригиналу. Одним из основных вопросов испытуемого младшего школьного возраста при этом контроле является полнота усвоения, а вопрос о правильности, истинности усвоения отодвигается на задний план. В этом случае вопрос о возможности памяти ошибаться почти не ставится, так как существует убеждение, что если воспринято верно, то и верно воспроизведено. В экспериментах П.П. Блонского только самые старшие и самые развитые школьники проявляли критическое отношение к верности воспроизводимого. Таким образом, П.П. Блонский пришел к выводу, что с возрастом изменяется не только характер самоконтроля, но и его содержание.

Современные педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова,   В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и другие в ходе своей многолетней педагогической практики убедились в важности для учащихся овладения самоконтролем. Все больше назревает потребность в обобщении исследований советских ученых в этой области психологии, в глубоких теоретических исследованиях этой важной для школьной практики проблемы. Психолого-педагогическое наследие П.П. Блонского содержит много ценных мыслей для творческой разработки проблемы развития самоконтроля у школьников.

Важно подчеркнуть, что направление развития самоконтроля П.П. Блонский связывал с организацией процесса обучения, который оказывает влияние на совершенствование психических процессов. Изучение им зависимости хода усвоения знаний школьниками от организации самоконтроля, выявление роли внутренних психических состояний в процессе воспроизведения усвоенного открыли новое направление исследований процесса учения и процесса усвоения как сложного вида деятельности, в котором находят отражение особенности личностных качеств и содержание прежнего опыта человека.

П.П. Блонским были проведены интересные научные исследования особенностей усвоения на различных этапах школьного обучения, сделаны не утратившие ценности и по сей день выводы. Особо следует выделить его мысль о том, что процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти,

 

119

 

мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.

П.П. Блонский не дал однозначного определения процесса усвоения. Его трактовка понятия «усвоение» включает в себя такие процессы, как осмысление, запоминание, припоминание, воспоминание, воспроизведение. Это соответствует принятой в советской психологии точке зрения (см. [14]).

Изучение П.П. Блонским проблемы усвоения — это первый опыт постановки в научной форме данной проблемы, первый опыт ее экспериментального изучения, который положил начало многочисленным работам советских психологов. Разработке этой проблемы посвящены труды Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Лернера, А.А. Люблинской, М.Н. Шардакова и других ученых. Но намеченный П.П. Блонским подход к анализу данной проблемы до конца еще не реализован.

 

1. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979.

2. Блонский П.П. Память и мышление. М.: Л., 1935.

3. Блонский П.П. Педология. М., 1925.

4. Блонский П.П. Педология. М., 1934; 2-е изд. М., 1936.

5. Еланский П.П. Педология в массовой школе 1-й ступени. 4-е изд. М., 1928.

6. Блонский П.П. Психологический анализ припоминания // Уч. зап. Науч.-исслед. ин-та психологии. Т. 1. М., 1940.

7. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935.

8. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.

9. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

10. Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.

11. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопр. психол 1986. № 3. С.53-62.

12. Калмыкова 3.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

13. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера. М., 1984.

14. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983.

15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

 

Поступила в редакцию 9.Х 1990 г.