Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

35

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛА

 

Е.М. ИВАНОВА

 

Процесс оценки профессионала сложный, многоаспектный. Его структура должна включать характеристики и профессии и человека, специфичные конкретному труду, так как изучение субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся в деятельности профессионала, наиболее полно и адекватно может раскрыть и индивидуальные особенности специалиста, и уровень его готовности, и причины, осложняющие его работу. Кроме того, этот процесс нужно строить с учетом целого ряда разнообразных и в то же время взаимосвязанных оснований, обусловливающих организацию его планирования и проведения. К ним относятся: а) цель исследования (профобучение, профподбор, аттестация, адаптация, выдвижение резерва кадров и др.); б) критерии оценки профессионала (успешность в труде или обучении, профессиональное самосознание, удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе, психофизиологическая цена труда); в) сфера профессионального труда; г) социальная роль; д) нормативная структура профессии (характеристики трудовой задачи, предмета, орудий и условий труда); е) индивидуальные особенности человека (возрастные, личностные, психологические, психофизиологические). Необходимость сопоставления разнообразных характеристик, условий и особенностей, специфичных для деятельности профессионала, ставит вопрос о построении адекватной системному исследованию стратегии и тактики организации данного процесса.

В настоящей статье представлен опыт построения технологии психологического изучения профессионала. Определение стратегии базировалось на следующих трех положениях: 1) деятельность профессионала представляет собой сложную динамичную систему, включающую два основных компонента: субъект труда и объект труда; 2) ее изучение следует проводить с позиций деятельностного [5] и субъектного подходов [4], концептуальные аппараты которых позволяют определять полноту и уровень сформированности субъектно-объектных взаимосвязей, сложившихся в процессе труда; 3) согласно принципам изучения системного объекта [8], деятельность профессионала можно рассматривать на трех уровнях анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном, обеспечивающих изучение как характера взаимосвязей нормативных показателей компонентов структуры объекта труда (предмет и орудия труда, трудовая задача, условия труда) [1], так и субъектно-объектных взаимосвязей, обусловленных не только структурой объекта труда, но и степенью сформированное™ и полнотой осознания когнитивного, операторного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов, актуализируемых человеком в конкретной

 

36

 

деятельности. Эти же научные положения послужили основой разработки тактики планирования процесса психологического исследования, представленной в форме «аналитической профессиограммы» [2] — метода системного анализа деятельности профессионала. Данный метод обеспечивает построение психологической структуры деятельности профессионала через анализ основных нормативных показателей операционно-технологической структуры профессии, выделенных из компонентов объекта труда (предмет, задачи и орудия труда), изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально - технологических действий субъекта труда. Эти же признаки являются основанием для обозначения целей его деятельности, психологических действий, которые должны им реализоваться в деятельности, и актуализируемых при этом психических и психофизиологических процессов, протекание которых обеспечивается специфическими профессионально важными качествами. Причем необходим анализ операционно-технологической структуры именно тех этапов профессионального труда, в которых сконцентрирована основная сущность и сложность данной профессии и от которых в большей степени зависит результат деятельности человека. Выделение такого этапа осуществляется посредством профессиографирования [1], в процессе которого на основе сопоставления морфологического строения трудового процесса (например, алгоритма технологического процесса), средств его реализации и трудовой задачи с учетом требований к точности и скорости ее исполнения устанавливается объект, требующий психологического изучения. Такое построение анализа позволяет исследователю подойти к изучению внешней структуры профессиональной деятельности (структуре профессии) через ее восприятие человеком, как бы через тот субъективный образ объекта, который у него должен сформироваться относительно нормативно обеспеченных основных компонентов профессии как внешних регуляторов деятельности. Для того чтобы установить или проверить наличие, адекватность, полноту или степень сформированности этого образа, нужно его изучить в рамках тех нормативных признаков труда, ориентируясь по которым человек выполняет, оценивает и корректирует свою профессиональную деятельность.

Применение данной технологии в практике позволило построить аналитические профессиограммы специалистов различных сфер труда (сборщица микросхем, начальник отдела кадров, разработчик радиоэлектронной аппаратуры). Из этих профессиограмм (табл. 1, 2, 3) видно, как на основе конкретных трудовых операций, или функций, или задач специалистов, специфической операционно-технологической структуры действий и нормативных признаков их исполнения формулируются цели действий, их психологическое содержание и дается характеристика психических процессов, актуализируемых в деятельности, а также определяются профессионально важные качества, обеспечивающие их протекание, что в целом представляет модель психологической структуры деятельности профессионала. Эта гипотетическая модель может являться, например, основой организации экспериментального исследования уровня сформированности профессионала или готовности человека к конкретной деятельности, так как она включает и основные характеристики трудового процесса (объекта труда), и основные признаки субъекта труда, раскрывающие его профессиональные возможности, когнитивные и операторные, а также мотивационно-эмоциональное состояние. Так, в гипотетической модели сборщиц микросхем (табл. 1) выделяются три основные цели исполнения действий (распознать, расположить, оценить), которые могут быть достигнуты при осуществлении таких психологических действий, как перцептивные и исполнительные, и актуализации процессов восприятия и сенсомоторики. Сопоставление структур этих процессов показало, что они включают одинаковые профессионально важные качества:

 

37

 

Таблица 1

 

Аналитическая профессиограмма сборщиц микросхем

 

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Технологические операции

Операционно-технологические действия

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий

Цели действий

Психологическая характеристика действий

Психические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание

Посадка кристалла на ножку

 

Проверка качества кристалла под микроскопом

 

На кристалле не должно быть дефектов: сколов, царапин, капель красного цвета. Размер кристалла 0,7 мк

Распознать

Оценить

Перцептивные

Восприятие: острота зрения, концентрация внимания (зрит.), цветоразличение, образная память, эмоциональная устойчивость

Установка поверхности кристалла параллельно поверхности пинцета при перемещении столика

Кристалл должен быть расположен под вакуумным пинцетом таким образом, чтобы грани их поверхностей были параллельны. Грань пинцета на 1 мк длиннее грани кристалла

Расположить

Оценить

 

Исполнительные

Перцептивные

 

Сенсомоторный процесс: острота зрения, концентрация внимания (зрит.), зрительно-двигат. координация, наглядно-действенное мышление, эмоциональная устойчивость

 

Захват кристалла вакуумным пинцетом произвести, опустив пинцет нажатием рычага прав. рук. и кнопки манипулятора левой — для подачи вакуума

 

Пинцет должен полностью закрывать поверхность кристалла, кроме боковых стенок, которые могут выступать из-под пинцета. Ощущение толчка свидетельствует о том, что кристалл захвачен.

При повреждении поверхности кристалла (зазубрина) и неправильном его захвате кристалл не входит в пинцет

Расположить

Исполнительные

Сенсомоторный процесс: концентрация внимания (зрительн. и тактильно - кинестетическая), зрительно-двигательная и тактильно-двигательная координация, наглядно-действенное мышление, эмоционально-волевая устойчивость

 

концентрацию внимания, остроту зрения, эмоционально-волевую устойчивость. Кроме того, сопоставление структуры сенсомоторных процессов, актуализируемых при исполнении разных действий (перцептивных и исполнительных), выявило также и другие общие показатели: зрительно-двигательную координацию и наглядно-образное мышление, Полученные данные, во-первых, являются основанием для построения беседы с профессионалом, обеспечивающей оценку степени осознания актуальных целей действий и социальной значимости труда, осознания глубины и детальности понимания содержания исполняемого труда и применения средств его осуществления; во-вторых, служат условием конструирования экспериментальной задачи, адекватной исследуемой деятельности профессионала, в частности задачи, решение которой в основном обеспечивается актуализацией сенсомоторного процесса, реализуемого при распознании и оценке мелких предметов по размеру, качеству поверхности, форме и цвету с одновременным манипулированием ими при помощи пинцета; в-третьих, позволяют разработать способы фиксации протекания сенсомоторного процесса по следующим показателям: концентрации внимания, зрительно-двигательной и тактильно-двигательной координации, эмоционально-волевой устойчивости, длительности и точности его исполнения.

Аналитическая профессиограмма начальника

           

 

38

 

Таблица 2

 

Аналитическая профессиограмма начальника отдела кадров

 

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Профессиональные функции

Профессиональные задачи

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологическая характеристика действий

Психические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание

Прием на работу

Изучить документы поступающего на работу

Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные

Оценить

Когнитивные (сопоставление)

Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное): восприятие зрит., память долговременная и оперативная, внимание устойчивое

Выяснить причины поступления на работу: пожелания поступающего

Интересы, личные профес. планы, общая и специальн. подготовка, информированность о профессиях или профессии, социальное и семейное положение

Познать

Коммуникативные (побуждение к общению)

Когнитивные (обобщение)

Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическ. (невербальное), память оперативная, образная

Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу

Нормативы: соц.-экономим., соц.-правовые, соц.-психол. и микроклимат. услов. труда, планы комплектования предпр. кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профес. подготовка

Спрогно-зировать

Когнитивные (обобщение)

Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное), внимание избирательное, память долговременная, образная, оперативная, эмоционально-волевая устойчивость

Познакомить поступающего на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии

Должностные инструкции, условия и оплата труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности

Информировать

Коммуникативные (побуждение к действию)

Общение: речь, восприятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное, эмпатия

 

отдела кадров (табл. 2), составленная по одному из ответственнейших этапов его деятельности — прием поступающего на работу, показала, что исследование возможностей человека к исполнению данной роли или оценку уровня его профессионализма лучше осуществлять в условиях имитационной игры, например «Прием специалиста на работу». Такое предположение основывалось на данных гипотетической модели деятельности начальника отдела кадров (табл. 2), которая вскрыла ее многоцелевой разноплановый характер. Так, при приеме человека на работу он должен оценить, познать, спрогнозировать и информировать. Кроме того, даже одинаковые психологические действия, осуществляемые им для достижения профессиональных целей, разнообразны по содержанию: когнитивные действия направлены и на сопоставление нормативных и документальных данных, и на обобщение полученной информации. А коммуникативные в одном случае

 

39

 

Таблица 3

 

Аналитическая профессиограмма разработчика РЭА

 

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Профессиональные задачи

Операционно-технологические действия

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения действия

Цели действий

Психологическая характеристика действий

Психические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание

Анализ данных ТЗ

Анализ назначения РЭА, сопоставление характеристик входных и выходных сигналов

Функции, выполняемые РЭА, количественные соотношения между параметрами входи, и выходи. сигналов: амплитудой, длительностью, периодом повторения; способы преобразования входи, сигналов в выходные

Сопоставить

 

 

Оценить

 

Перцептивные Когнитивные Мнемические

 

Волевые

Мышление репродуктивное, наглядно-образное, дискурсивное, восприятие зрит., внимание устойчивое, память долговременная, эмоциональная устойчивость

Поиск вариантов решения

Выбор микросхем и их комбинаций, сопоставление с требованиями ТЗ, изучение технической литературы, аналогов, просмотр вариантов решения

Соответствие функций, выполняемых подобранными микросхемами, требованиям ТЗ. Входн. и выходн. сигналы разрабатываемой схемы РЭА удовлетворяют требованиям ТЗ на эту РЭА

Сопоставить

Оценить

Создать

Когнитивные

Перцептивные

 

 

Мнемические

Волевые

 

Мышление продуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, дискурсивное и невербальное, восприятие зрит., внимание устойчивое, память долговременная и оперативная, эмоциональная устойчивость

Построение функциональной схемы

Выбор серий микросхем, графическое изображение функциональной схемы, контроль

Функциональная схема, условия ТЗ, соответствие требований

 

Исполнить

 

Оценить

 

Когнитивные

Перцептивные

Сенсомоторные

Мнемические

Волевые

 

Мышление продуктивное и репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, восприятие зрит., внимание устойчивое, память оперативная и долговременная, пространств.-двигат. ориентация, эмоциональн. устойчивость

 

должны обеспечить побуждение к общению, а в другом — побуждение к действию. Все названные показатели наиболее полно и адекватно могут раскрыться в процессах мышления и общения, являющихся центральными в труде начальника отдела кадров (аналитическая профессиограмма, табл. 2), в условиях имитационной профессиональной деятельности. Фиксация характеристик мыслительной активности может осуществляться по показателям продуктивного, репродуктивного и словесно-логического мышления, памяти (долговременной и оперативной), характеристик, отражающих процесс общения, по речи, социальной перцепции, вниманию устойчивому и избирательному, эмпатии, эмоционально-волевой устойчивости. Кроме того, регистрируется скорость и правильность принимаемых решений в процессе игры.

Применение представленной в статье технологии психологического изучения деятельности профессионала в дипломной работе Н.А. Дьяконовой (Психологические аспекты организации деятельности разработчиков РЭА, 1989) позволило разработать арсенал средств экспериментального исследования работающих

 

40

 

специалистов, организовать процедуру его проведения и выбрать способы фиксации специфических профессионально важных особенностей протекания деятельности. Как показало профессиографирование в деятельности разработчиков радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), этап разработки функциональной схемы устройства управления можно рассматривать как отдельную деятельность, так как в нем сконцентрированы задачи, действия, способы и средства труда, специфичные всему процессу разработки, и именно этот этап в большей мере обусловливает качество конечного результата. Поэтому аналитическая профессиограмма исследуемой деятельности была составлена на его основе (табл. 3). Она явилась ориентировочной основой планирования и проведения экспериментального исследования деятельности данного специалиста. Так, исходя из операционно-технологической структуры профессии разработчика РЭА (содержание задач и алгоритм их исполнения), Н. А. Дьяконова составила для экспериментального исследования модель технического задания (ТЗ) по аналогу реального ТЗ схемы устройства управления.

Методика ТЗ состояла из комплекта карточек (50 шт.), на которых были графически изображены элементы цифровых логических устройств, наиболее часто встречающиеся в реальных схемах, и комплекта чистых карточек для прочерчивания связей между элементами, изображенными на заполненных карточках. Текст ТЗ составлен так, чтобы он был привычен разработчику. Содержание ТЗ было усложнено, создавало проблемные ситуации в целях поиска разработчиком новых решений. Многовариантность решения поставленной задачи обеспечивалась четырьмя разными вариантами функциональной схемы. Это ТЗ стало инструментальной методикой изучения мыслительной активности разработчиков РЭА.

При планировании наблюдения за деятельностью профессионалов и выборе средств фиксации мы учитывали то, что изучение и оценка мыслительной (внутренней) деятельности человека требуют очень тщательного выбора показателей, отражающих процесс осмысления. Исходя из аналитической профессиограммы (табл. 3) были выделены зоны наблюдения (профессиональные задачи), определены способы фиксации исполнения профессиональных задач на основе характера технологических действий, применяемых при их решении, с учетом психических регуляторов (целей действий) и показателей мыслительного процесса, актуализируемого в данной деятельности. Так, в качестве основных признаков, отражающих мыслительную деятельность разработчика, рассматривались внешние проявления перцептивных (зрительных), когнитивных, мнемических и эмоционально-волевых действий и компоненты структуры мыслительной деятельности, репродуктивной и продуктивной (дискурсивное, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, эмоциональная устойчивость). Например, изучение разработчиком технического задания (анализ данных ТЗ) перед его исполнением, т. е. так называемый ориентировочный этап деятельности, фиксировалось самим специалистом в процессе его прочтения и продумывания посредством прочерчивания карандашом вдоль текста вертикальных линий, отражающих стратегию подготовки профессионала к поиску вариантов работы, алгоритм и скорость осмысления задания, а также вскрывающих позиции задания, вызывающие затруднения. Данный прием — самонаблюдение за процессом изучения технического задания — был использован в связи с тем, что мыслительная деятельность при анализе данных ТЗ обеспечивается в основном перцептивными, когнитивными и мнемическими действиями, осуществляемыми при актуализации зрительного восприятия, устойчивого внимания, долговременной памяти и наглядно-образного мышления (табл. 3). Соотношения же содержания анализируемого разработчиком задания с длительностью, количеством остановок, повторений и алгоритмом чтения текста можно рассматривать как опосредствованные

 

41

 

показатели уровня сформированности психологической структуры данного действия.

Наблюдение за процессом исполнения ТЗ (поиск вариантов решения, построение функциональной схемы) проводилось с помощью таблицы пиктограмм, в которой фиксировались следующие характеристики: движения, используемые при работе с карточками, из которых состоит ТЗ (например, раскладывает карточки, сортирует, рассматривает карточку 1, переносит карточку на схему, чертит связь и т. п.); эмоциональные (смех, шутки, восклицания, вздохи и т. п.) и эмоционально-волевые (мышечное напряжение, позотонические изменения и др.) проявления; показатели дискурсивного мышления1 на рефлексивно-личностном (высказывания, характеризующие интерес специалиста к задаче, желание ее решать, самоопределение, оценка поиска решений, самовопросы и рассуждения, утверждения) и операционно-предметном (осмысление вариантов решения и подбор карточек, прочерчивание связей между карточками, составление схемы) уровнях. Кроме процессуальных, качественных показателей мыслительной деятельности разработчиков РЭА регистрировались общее время выполнения ТЗ и затраты времени на ориентировочные, исполнительные и контрольные действия, осуществляемые при решении задачи, в целях определения типа мыслительной активности (репродуктивного или продуктивного) у профессионалов. В ряде исследований, посвященных творческому мышлению [3], [7], показано, что мыслительная деятельность — результат сложного взаимодействия репродуктивного и продуктивного мышления: на ориентировочном этапе исполнения задачи актуализируется репродуктивное мышление, обеспечивающее процесс решения, но уже за счет продуктивной мыслительной активности, которая сменяется затем опять репродуктивной для осуществления контроля за качеством полученного результата. Анализ же состояния временных показателей подготовительных, исполнительных и контрольных действий,  актуализируемых в процессе решения проблемных задач, показал, что длительность протекания исполнительных действий при продуктивном типе мыслительной активности превышает ориентировочные, а при репродуктивном, наоборот, ориентировочные действия занимают больше времени, чем исполнительные.

Наряду с этим применялись средства определения уровня осознания разработчиками, участвовавшими в эксперименте, своих профессиональных возможностей для выяснения соответствия их притязаний и предпочтений реальным операторным умениям, навыкам, знаниям и творческому потенциалу. Данные средства тоже разрабатывались на основе операционно-технологической структуры исследованного трудового процесса. Так, профиль профессиональных притязаний специалистов оценивался по величине балльной самооценки испытуемым (10-балльная шкала) предпочтений при выборе работы на различных постах разработки РЭА. Таким образом изучалась степень предпочтения разработчика тому или иному этапу ТЗ, отличающимся по сложности исполнения. Большее количество баллов, отмеченное на конкретном этапе, и указывало желание специалиста его исполнять. При помощи вопросов, заданных после эксперимента, выяснялась субъективная оценка сложности решавшегося ТЗ, степень знакомства с ним и субъективная оценка новизны приемов, использованных при решении ТЗ.

Применение описанного арсенала средств, созданного для изучения деятельности разработчиков РЭА, в экспериментальном исследовании, проведенном на пяти продуктивно работающих специалистах с 5—10-летним стажем работы 28—33-летнего возраста, во-первых, подтвердило адекватность гипотетической модели психологической структуры деятельности разработчика РЭА и возможность применения аналитической профессиограммы как средства

 

42

 

организации изучения профессионала; во-вторых, позволило выявить новые признаки оценки типа мыслительной активности, специфичные для продуктивного и репродуктивного мышления; в-третьих, показало возможность осуществления оценки уровня профессионализма у разработчиков РЭА, участвовавших в эксперименте. Соотношение объективных (время подготовки и исполнения ТЗ, количество способов решения и элементов, использованных в схеме) и субъективных (осознание сложности и новизны заданий, профиль профессиональных притязаний) характеристик показало, что у четырех специалистов оно отражает наличие положительных взаимосвязей, т. е. пожелания разработчиков исполнять более творческие задачи совпало с их возможностями, и, несмотря на ярко выраженное индивидуальное своеобразие избранных ими стратегий решения ТЗ, они с ним успешно справились. Пятый же разработчик, тоже высказавший желание решать аналогичные задачи, за время эксперимента не сумел выполнить ТЗ, но неудача была им оценена как случайность, хотя все объективные показатели свидетельствовали о противном.

Эти результаты и аналитические профессиограммы сборщиц микросхем и начальника отдела кадров свидетельствуют о том, что представленная в статье технология психологической оценки профессионала может быть применена не только как средство организации и оценки уровня профессионализма специалиста, но и как средство обеспечения формирования профессионала.

 

1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.

2. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 3. С.13-20.

3. Калмыкова 3.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

5. Леочтьев А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Семенов И.Н. Методологические средства анализа познавательной деятельности при дискурсивном решении задач // Деятельность и психические процессы. М., 1977.

7. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

8. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

 

Поступила в редакцию 24.IV 1990 г.

 



1 Основой выделения признаков дискурсивного мышления явилась схема системно-уровневой организации дискурсивного мышления [6].