Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

103

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

И. А. ВАСИЛЬЕВ

Москва

 

Семёнов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР. 1990. 215 с.

 

В рецензируемой монографии обобщен ряд достижений рефлексивной психологии мышления, дан анализ путей и проблем ее развития, предложена концептуальная модель рефлексивной организации мышления, разработаны методы категориально-нормативного анализа творческих задач и содержательно-смыслового анализа процессов их решений. И. Н. Семеновым представлены также результаты обширных экспериментальных исследований рефлексивных механизмов мышления. Большое место в книге занимает анализ истории и логики развития психологии продуктивного мышления. Автором разработаны концептуально-методологические средства изучения роли рефлексии в структуре мышления, что послужило теоретической и методической основой возникновения оригинального направления системно-психологического изучения рефлексивной саморегуляции творческого процесса в контексте проблем общей психологии (И. Н. Семенов, В. К. Зарецкий), педагогической (С. Ю. Степанов, И. В Палагина, Л, В. Григоровская), возрастной (Е. Р. Новикова, Л. А. Найденова), инженерной (А. В. Советов, М. И. Найденов) и патопсихологии (А. Б. Холмогорова, А. Н. Лавринович).

Ключевым для их исследований является понятие «рефлексия», которое в этом направлении понимается как переосмысление человеком движения своей мыследеятельности, обеспечивающее ее перестройку. Модель разработана на материале дискурсивного мышления при решении творческих задач. Систематическому анализу подвергаются речевые высказывания человека, возникающие по ходу решения задачи. В модели отображается последовательность преобразований содержательной и смысловой структур мыслительной деятельности. К содержательным высказываниям относятся предметные и операциональные высказывания. В смысловом движении выделяются следующие тесно связанные между собой составляющие; 1) рефлексивная, в которой выражается отношение субъекта к процессу содержательного движения в решении задачи (с ее помощью происходит осмысление и переосмысление движения в содержании задачи); 2) личностная, в которой выражается отношение субъекта к самому себе (с ее помощью осуществляется осмысление и осознание человеком себя в качестве целостной личности, выполняющей роль субъекта мышления при решении задачи). Тем самым в структуре мышления выделяются операциональный, предметный, рефлексивный и личностный уровни. Важно отметить, что различные типы рефлексивных высказываний могут выступать и как индикаторы этапов решения, что имеет определенное диагностическое значение.

Если применить развиваемое О. К. Тихомировым понятие «психологическая система», то можно выделить два основных типа психологических, интеллектуальных систем: продуктивную и репродуктивную. Их характеристике уделяется большое внимание и в рецензируемой монографии через анализ соотношения содержательных и смысловых функций высказываний. Однако сами вербализованные смыслы являются продуктом длительного смыслового развития, происходящего в форме невербализованных смыслов, что показано в работах школы О. К. Тихомирова. Возникает конкретная исследовательская задача изучить, как происходит становление рефлексивных функций разного типа на невербальном уровне взаимодействия в форме развития невербализованных смыслов и как происходит переход от одних рефлексивных функций к другим на основе опосредствования невербализованными смыслами.

При сопоставительном анализе систем продуктивного и репродуктивного типов, на наш взгляд, важно изучить специфические связи и взаимоотношения между рефлексивными процессами и процессами целеобразования. В методическом плане нам представляется продуктивным дополнить метод содержательно-смыслового анализа мышления методом анализа невербализованных смыслов. Такая комплсксация методов позволит более полно эксплицировать процесс мышления и, следовательно, даст больше исходного материала для

 

104

 

реконструкции структуры этого процесса.

Рассмотренная концепция рефлексивной организации мышления существенно обобщает наши представления о структуре мыслительной деятельности человека. Вместе с тем она позволяет более отчетливо поставить вопросы дальнейшего исследования организации мышления. В концепции убедительно показано определяющее влияние смыслового движения на развитие предметного содержания при решении задачи. Однако возникает вопрос: чем же обусловлено само смысловое движение, или смысловое развитие? В концепции речь идет о смене одних смысловых высказываний на другие. Если мы скажем, что смысловое движение осуществляется в форме смены отношения человека к мыслимому содержанию, то все равно остается вопрос: чем определяется сама смена отношений человека к развитию предметного содержания? Поиск ответа — одна из перспектив исследования.

В монографии проанализирован и обобщен большой теоретический и эмпирический материал по рефлексивной организации творческого мышления. Принципиальная новизна состоит в том, что разработан оригинальный метод содержательно-смыслового анализа мышления, предложена методика эксперимента и проведено экспериментальное исследование. Эта работа, на наш взгляд, открывает в отечественной психологической литературе новый — рефлексивный — подход к исследованию творческого мышления. Концепция И. Н. Семенова вызывает интерес в современном метакогнитивизме (см., например: Маттеус В. Советская психология мышления. Геттинген, 1988. С. 342—386, и др.). Значение работы состоит еще и в том, что она закладывает основы продуктивной практической работы по оптимизации мышления на всех уровнях его онтогенетического развития. Совершенствование мышления является одной из существенных практических задач нашего времени. В целом книга представляется нам несомненно ценной и актуальной. Она заинтересует не только психологов, но и философов — в аспекте конкретно-научного развития системной методологии, а также педагогов — в плане поиска способов развития творческого потенциала мышления через активизацию рефлексивных его механизмов.