Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Е.В. ЩЕДРИНА

Москва

 

Впервые после периода длительной и достаточно бесплодной дискуссии о роли медицинского психолога в системе здравоохранения по инициативе первого заместителя министра здравоохранения СССР А.А. Баранова этот вопрос наконец-то сдвинулся с места. 26 декабря 1990 г. в Министерстве здравоохранения СССР было проведено совместное заседание коллегии Минздрава СССР и Госкомитета СССР по народному образованию. Заседание, которое вел министр здравоохранения И.Н. Денисов, было целиком посвящено важному для психологов вопросу о становлении практической медицинской психологии, основным путям подготовки специалистов соответствующего профиля и направлениям их будущей работы.

Все выступавшие на коллегии отмечали имеющее место в нашем обществе недопонимание роли психологов. Проявляется это, в частности, в том, что на сегодняшний день в стране насчитывается лишь тысяча специалистов по медицинской психологии (для сравнения: в США их 90 тыс.). Потребность нашего населения в соответствующих службах определяется на ближайшие годы в 20—40 тыс. специалистов.

Выделяя приоритетные направления работы медицинских психологов,  И.Н. Денисов на первое место поставил их работу в области охраны материнства и особенно детства, на второе — область экстремальной медицины (имеется в виду помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы), на третье — службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц и, наконец, на четвертое — работу медицинских психологов в различных диспансерах (онкологических, психоневрологических и др.).

Главный психолог Минздрава В.В. Гульдан подчеркнул, что развитая медико-психологическая служба резко сократит нагрузку на врачей, освободив их для непосредственной врачебной помощи больным. Хотя в настоящее время дипломированных медицинских психологов немного, научный потенциал отечественной медицинской психологии  достаточно велик: основанные А.Р. Лурия и Б.В. Зейгарник научные школы составили основу отдельных нейро- и патопсихологических направлений на Западе и активно развиваются там. Однако для решения вопроса о создании широкой сети медико-психологической помощи населению нашей страны необходимо прежде всего достаточное число квалифицированных кадров. К сожалению, в 1990 г. план приема психологов в вузы в целом по стране был сокращен до 400 чел. Создание же широкомасштабной медико-психологической службы предполагает, наоборот, существенное увеличение набора абитуриентов в вузы по специальности «психология», а также открытие новых кафедр медицинской психологии в университетах, мединститутах и институтах усовершенствования врачей. По мнению В.В. Гульдана, основные усилия Минздрава СССР по созданию медико-психологической службы в стране должны быть направлены на: 1) создание детской и подростковой психологической службы (для раннего выявления и коррекции психического развития, а также для более активного участия медицинских психологов в акции «Дети Чернобыля»); 2) осуществление внебольничной медико-психологической помощи на базе сети медико-психологических кабинетов, которую еще предстоит создать; 3) проведение медико-психологической реабилитации людей, имеющих соматические и психоневрологические заболевания

 

178

 

(предполагается нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика нарушенных функций, а также участие медицинских психологов в проведении трудовой экспертизы); 4) оказание экстренной медико-психологической помощи населению (попавшим в аварии, пережившим катастрофы, предпринимавшим суицидальные попытки, потерпевшим от преступных посягательств и др.).

Основной тезис выступления главного психолога Гособразования А.Г. Асмолова можно выразить его словами: психология должна прийти в здравоохранение раньше, чем туда придет психолог. Это означает необходимость повышения психологической культуры общества в целом, ликвидации психологической безграмотности населения с помощью неформального психологического образования, которое можно было бы получить через научную и популярную литературу по психологии, а также радио и телевидение. Он перечислил основные программы развития психологической службы, идущие по линии Гособразования, а именно: 1) творческая одаренность; 2) социально-психологическая поддержка детей с отклонениями в психическом развитии; 3) профориентация в системе непрерывного образования; 4) социально-правовая и психолого-медико-педагогическая помощь детям и подросткам. А.Г. Асмолов подчеркнул, что пора перестать рассматривать психологию как науку об отдельных психических процессах, она должна стать психологией развивающейся личности в целостном мире.

Директор специализированного Центра экстренной медицинской помощи В.С. Кощеев подчеркнул роль психологии как науки, имеющей непосредственное отношение к человеческому фактору. Результаты обследования работников Чернобыльской АЭС показали, например, что 9,6% из них именно по психологическим причинам не должны были там работать (хотя с точки зрения медицины у них все было в порядке), а также что 45% работавших там из-за экстремальных условий, в которых проходит их работа, нуждаются в каждодневной психологической поддержке и требуют каждодневного психологического контроля. Говоря о подготовке кадров медицинских психологов. В.С. Кощеев выразил мнение, что в данную проблематику быстрее «войдут» медики, а не психологи, причем специализация должна проходить в течение длительного времени, а также предложил услуги своего центра по подготовке кадров практических психологов.

Основным направлением работы медицинских психологов должна стать профилактика, считает Ю.Ф. Поляков — зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. К сожалению, население нашей страны в целом характеризуется безответственным отношением к своему здоровью. Поэтому основное внимание должно быть уделено изменению мотивации людей, возможно, путем обращения к материальным стимулам, побуждающим людей беречь свое здоровье, как это имеет место в отдельных странах на Западе. Конечно, свои задачи медицинская психология может решить лишь при условии наличия достаточного количества специалистов данного профиля.

Директор Института дефектологии АПН СССР В.И. Лубовский привел цифры, касающиеся детей, охватываемых медико-психологической помощью у нас в стране: их 600 тыс. Однако это лишь треть детей школьного возраста, нуждающихся в такой помощи. Вместе же с дошкольниками количество таких детей приближается к 3 млн. Очень важной является задача подключения психологов к диспансерному обследованию каждого ребенка уже на первом году его жизни, что и делается в других развитых странах. Для этого требуется создание широкой сети медико-психологических консультаций, где специалисты-психологи могли бы уже до школы увидеть у ребенка те или иные отклонения в его психическом развитии. Однако и этого мало: необходима армия специалистов, которые затем занимались бы исправлением этих нарушений.

В.М. Шкловский (Всесоюзный центр патологии речи) охарактеризовал еще несколько сфер приложения сил медицинских психологов. Это работа с заикающимися (их в стране 4 млн.), с больными, перенесшими инсульт, а также с теми, кто стал калекой в результате автомобильных или других аварий. Проблема, однако, заключается не только в отсутствии потребного количества соответствующих специалистов, но и в том, что из университетов выходят, как правило, не готовые к практической работе в клинике психологи.

Для решения кадровой проблемы Б.А. Иванников (руководитель ВНИКа службы помощи детям и подросткам) предложил открыть кафедры медицинской психологии в университетах, на которые производились бы целевые наборы из всех регионов страны. В дальнейшем с помощью таких специалистов, которые после получения ими диплома должны будут отправиться на работу по месту своего жительства, могут быть созданы целая сеть медико-психологических консультаций для населения, а также

 

179

 

отдельные подразделения по подготовке кадров на местах.

Психологическая образованность должна быть обязательной для каждого человека, считает Ф.И. Перегудов — первый заместитель председателя Госкомитета СССР по народному образованию1. В связи с грядущим вхождением страны в систему рыночных отношений актуальным становится создание системы подготовки так называемых социальных работников. Эта специальность широко распространена на Западе, у нас же нет ни одного работника этого профиля, Наше общество больно; социальные, экономические, бытовые трудности рождают у людей чувство безысходности. А с плохим настроением человек не в состоянии нормально трудиться. Таким образом, речь идет о психическом здоровье личности и общества в целом. Поэтому проблема не в том, чтобы обсуждать, где готовить социальных работников: в университете, или в мединститутах, или где-либо еще,— а в том, чтобы их было много и чтобы эта специальность имела разные профили. Кроме того, следует значительно больше внимания уделить психологической подготовке выпускника любого вуза, так как не секрет, что практически никто из них не умеет работать с людьми.

Не беда, что в стране имеется только 8 докторов наук — медицинских психологов; готовить медицинских психологов в вузах есть кому, нужно только правильно организовать это обучение,— считает Л.И. Вассерман (ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева). Психолог должен стать полноправным работником в любом медицинском лечебном учреждении.

Подводя итог обмену мнениями между членами коллегии, И.А. Денисов подчеркнул особую роль, которую в цивилизованном обществе должны занимать врач и учитель. Психология, которая примыкает и к той и к другой специальности, должна внести свой весомый вклад в становление психологической культуры нашего общества, в возрождение его нравственности.

 



1 К сожалению, это было последнее выступление Ф.И. Перегудова. 30 декабря 1990 г. он скончался.