Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Л.К. МАКСИМОВ,

Волгоград

В.В. РУБЦОВ, И.С. ЯКИМАНСКАЯ

Москва

 

Педагогическая психология на современной стадии ее развития переживает достаточно сложные изменения: с одной стороны, идет активный поиск путей и средств интеллектуального и нравственного развития школьников, разрабатываются новые технологии обучения, в том числе компьютерные, открываются лицеи, гимназии и т.д.; а с другой — к проблемам обучения и воспитания падает интерес не только в обществе, но и со стороны психологов-профессионалов.

В таких сложных для развития этого направления психологической науки условиях после длительного перерыва (II Всесоюзная конференция по педагогической психологии состоялась в 1982 г. в Туле) с 25 по 28 сентября 1990 г. в Волгоградском педагогическом институте состоялась III Всесоюзная конференция по педагогической психологии «Психологические основы новых педагогических технологий». В ее работе приняли участие более 500 человек: преподаватели вузов и педагогических училищ, учителя школ, работники институтов усовершенствования учителей, органов народного образования, студенты.

На пленарном заседании были представлены доклады: «Психологические основы проектирования развивающих коммуникативно-ориентированных технологий обучения» (В.В. Рубцов), «Принцип субъектной активности в обучении» (И.С. Якиманская), «Особенности генетико-моделирующего эксперимента в возрастной и педагогической психологии» (Г.И. Минская, Тула), «Концепция идеального и ее связь с теорией учебной деятельности» (В.И. Шимина, Воронеж), «Влияние содержания обучения на психическое развитие школьников» (Л.К. Максимов). Было убедительно показано, что современная система обучения и воспитания школьников всех возрастных групп имеет большое количество проблем, решить которые при современных требованиях общества к образованию и воспитанию человека она не в состоянии: усвоение основополагающих понятий страдает формализмом, уровень развития теоретического мышления школьников весьма низок, имеются существенные недостатки в нравственном, художественном, физическом развитии детей. В большинстве случаев дети выступают не субъектами, а объектами обучения и воспитания; недостаточна психологическая подготовка будущих учителей.

В докладах называлось перспективное направление развития педагогической психологии — создание новых систем обучения и воспитания, в которых, например, психическое, в том числе и умственное, развитие ребенка определялось бы содержанием осваиваемых понятий.

Дальнейшее обсуждение докладов проводилось в рамках шести секций.

На секции «Формирование учебной деятельности у школьников различных возрастных групп» были заслушаны доклады и рассмотрены научные материалы, отражающие особенности построения учебной деятельности школьников в русле психологической концепции Д.Б. Эльконина и    В.В. Давыдова. Наиболее содержательно были представлены материалы исследований психологов из Харькова (В.В. Репкин, Н.И. Матвеева, О.К. Бондаренко, А.М. Захарова и др.), Волгограда (Л.В. Чернакова, Л.В. Бондарева, М.В. Галактионова и др.), Москвы (А.И. Домашенко, Ю.А. Полуянов, С.Г. Абрамова, Н.В. Елизарова и др.), а также из Уфы (В.П. Сухов) и Красноярска (Б.И. Хасан, Е.В. Иванова). Так, например, в докладе А.И. Домашенко прослежена последовательность формирования отдельных компонентов учебной деятельности

 

175

 

в подготовительных группах детского сада. Показано, что овладение предпосылками учебной деятельности у дошкольников проходит как единый процесс, определяющий все стороны развития личности ребенка. В. П. Сухов продемонстрировал принцип построения учебной деятельности при освоении географических понятий, показал, что ученик внутри такой деятельности становится ее субъектом, что эта деятельность приобретает характер развивающей самое личность. В докладе А.Ф. Карповой (Москва) показаны возможности теории поэтапного формирования умственных действий при изучении древнерусской архитектуры.

Были обсуждены проблемы, возникающие при построении учебной деятельности школьниками различных возрастных групп, изменение характера учебной деятельности в подростковом, старшем школьном возрасте, ее специфика применительно к различным предметам (математика, физика, русский язык, география и т. д.), показана необходимость специального изучения генезиса учебной деятельности, особенности ее динамики в различных возрастах (В.А. Чекалов, Шуйск; Г.И. Гусев, Арзамас).

Большой интерес к работе секции «Диагностика развития познавательной, сферы школьников в различных условиях обучения» проявили преподаватели различных типов учебных заведений, школьные психологи. В докладе Е.Е. Саноговой (Тула) предлагался оригинальный подход к анализу природы воображения у шестилетних детей, рассматривались возможности диагностики уровней развития этой психической функции, составляющей основу детского творчества. Автор представил интересные данные о механизме возникновения образа у шестилеток, о целостном представлении ребенком объекта, к которому он имеет эмоционально-потребностное отношение.

Доклад И.С. Якиманской был посвящен вопросу разработки методик, ориентированных на оценку качества знаний школьников. Подчеркивалась необходимость создания таких методик, которые в отличие от классических психодиагностических методик позволяли бы выявлять и оценивать процессуальную (а не только результативную) сторону деятельности ученика, выраженную в способах проработки им учебного материала.

В докладе В.Г. Степанова (Москва) на основе массовых обследований учащихся и студентов анализировались индивидуальные особенности переработки информации, определяющиеся, в частности, асимметрией левого и правого полушарий коры головного мозга. Особый интерес вызвал экспериментальный материал, показывающий, что у родственников устойчиво проявляются разнообразные «стили» восприятия и переработки зрительной информации.

В докладе В.П. Пегова и В.И. Страхова (Саратов) представлена комплексная методика, рационально сочетающая обучающие и контрольно-оценивающие процедуры; она позволяет обследовать меру усвоения первоклассниками программы по физкультуре, а именно различных элементов гимнастических упражнений (по 100-балльной системе). Составив карту-схему на каждого ученика, где фиксируется качество выполнения гимнастического элемента, учитель может с учетом этих данных корректировать ученика по ходу выполнения им заданного упражнения, формировать необходимые движения.

В центре внимания развернувшейся дискуссии были проблемы использования разработанных в психологии методик педагогической практики. Подчеркивалась необходимость создания банка методик, их стандартизации и валидизации. В выступлениях Е.Ф. Ивановой (Харьков), А.М. Аверина (Нижний Тагил), Т.М. Савельевой (Минск) и других подчеркивалось, что экспериментальные методики, разработанные в целях диагностики уровня развития речи, мышления и практических действий, уже сейчас могут использоваться в контекстной разработке критериев качества знаний. Учителя остро нуждаются в таких методиках. Нужно ускорить их внедрение в школьную практику. Однако их широкое использование предполагает подготовку учителей по применению этих методик; изменение требований к эффективности обучения, пересмотр ряда критериев обученности школьников. Дискуссия еще раз показала, что разработка психологических, основ новых педагогических технологий должна включать диагностические аспекты.

На заседании секции «Связь содержания и форм организации обучения с развитием личности школьников» были обсуждены доклады, посвященные проблемам формирования творческой личности (Уфимская лаборатория, рук. А.З. Рахимов). А.И. Подольский, А.З. Рахимов, О.М. Подольская, А.В. Захаров, В.П. Сухов рассказали о возможности формирования творческой личности в условиях специально организованной учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Г.П. Максимова (Волгоград) высказала сомнение по поводу возможностей учебной деятельности в области развития нравственных начал человека. Может быть, такое замечание у автора возникло потому, что на протяжении нескольких

 

176

 

лет формированием учебной деятельности занимаются только на уроках математики, специальные исследования в области других учебных предметов не ведутся. Нет специальной диагностики нравственных качеств, хотя в этом плане проводились исследования Н.Э. Фокиной, О.И. Близнецовой и других.

М.В. Матюхина (Волгоград) показала, что конкретизация учебных целей, их «материализация» в виде наглядно представленного перечня знаний и умений, стимуляция самоанализа и самооценки младших школьников создают благоприятные условия для их усвоения и формирования целостной мотивации учения как одного из важнейших компонентов личности. Т.Ю. Андрущенко (Волгоград) проанализировала возможности становления рефлексивной самооценки в условиях овладения ребенком учебной деятельностью, ее влияние на развитие личности. В докладе В.В. Комарова (Воронеж), сообщениях Т.В. Снегиревой (Москва), В.М. Целуйко (Волгоград) было показано влияние различных условий обучения на развитие личности школьников.

На секции «Особенности взаимодействия в системах «учитель — ученик», «ученик — учитель». Коллективные формы организации обучения школьников» обсуждались различные подходы к проблеме организации взаимодействий в этих системах (Е.В. Проскура, Киев; Е.В. Демидова, Ленинград; А.А. Глебов, Волгоград; Н.М. Трофимов, Т.А. Крутских, Н.П. Дегтярева, Воронеж). Были показаны возможности коллективных форм организации деятельности учащихся на различных этапах решения учебных задач (Г.А. Вайзер, Москва; В.А. Лионо, Т.А. Лионо, Гродно; Л.Ю. Фомина, Саратов), их влияние на психическое развитие школьников различных возрастных групп.

Секция «Психологические проблемы проектирования новых педагогических технологий» была посвящена вопросам психолого-педагогического обеспечения новых информационных технологий и влиянию этих технологий на развитие школьников. Состоялись демонстрация программных продуктов и дискуссия по содержанию представленных программ. Особое внимание было уделено деятельностному подходу к проектированию учебных предметов (В.В. Рубцов, В.К. Мульдаров, А.М. Медведев, В.А. Львовский, Москва), а также оценке возможностей компьютерных средств в диагностике развития мышления школьников (А.Г. Крицкий, Н.Д. Наумов, Волгоград; О.А. Крончева, Ульяновск; О.И. Тушканова, Волгоград; Л. Лазарева, София, Болгария). Было показано, что в процессе учебной деятельности компьютер может выполнять такие основные функции: моделирование предметного содержания объектов усвоения, что имеет функциональное значение для введения детей в содержание научных понятий; моделирование действий участников при решении учебных задач (благодаря этой функции обеспечивается учебная деятельность); организация учебных действий и учебного сотрудничества.

Проблемам подготовки учителя к работе в условиях реализации новых педагогических технологий была посвящена секция «Подготовка учителя к обучению и воспитанию б современных, условиях». На ней выступили О.И. Близнецова (Волгоград), Н.А. Бостун (Киев), Г.В. Дьяконов (Кировоград), А.М. Аронов (Красноярск), В.В. Сериков (Волгоград), Ф.К. Савина (Волгоград), В.П. Андронов (Саранск) и другие.

Участникам конференции была предоставлена возможность посетить уроки в младших классах сельской школы, в которой уже на протяжении нескольких лет под руководством Л.К. Максимова в русле психологической теории содержательного обучения (В.В. Давыдов) ведутся исследования по обучению младших школьников и младших подростков математике. Кроме этого, здесь строится единая программа математической подготовки в комплексе «Детский сад — начальная школа», внедряется программа по ИЗО (Ю.А. Полуянов) и русскому языку (В.В. Репкин). Группа участников конференции побывала на уроке математики (учитель Н.И. Никулина) и ИЗО (учитель Н.С. Житкова) во II классе и смогла увидеть, как сельские дети осваивают содержание учебных предметов, построенных на идее восхождения от абстрактного к конкретному, как выполняют различные учебные действия, определяющие форму усвоения этого содержания. «Круглый стол», состоявшийся по итогам посещения уроков, дал возможность не только обсудить увиденное на них, но и наметить пути решения некоторых актуальных проблем подготовки учителя к работе в условиях специально организованной учебной деятельности, разработки учебных пособий для учителей и учащихся. Встреча показала, что психологически грамотный учитель-исследователь является хорошим союзником психологов и педагогов в деле разработки новых педагогических технологий обучения и воспитания.

На заключительном пленарном совещании были заслушаны отчеты руководителей секций,

 

177

 

обсуждены предложения и пожелания, высказанные участниками конференции в ходе ее работы, обсуждено и принято постановление, в котором оформлены достижения и недостатки современной педагогической психологии. Избран оргкомитет следующей конференции, которую намечено провести в 1993 г.