Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ДИАГНОСТИКА МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Е.Ф. ИВАНОВА

Харьков

 

Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 176 с.

 

Для современной психологии характерен большой интерес и к проблеме способностей, и к диагностике. К проблеме памяти он сохраняется, пожалуй, всегда. На стыке этих трех направлений и выполнена рецензируемая книга.

В центре монографии находится изложение оригинальной концепции способностей, которую авторы строят на основе главных достижений отечественной психологии, плодотворно и подчас неожиданно объединяя идеи деятельностного, системного и комплексного подходов. Исходя из этого, способности определяются как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (с. 14). Такое понимание способностей позволяет указать их место в структуре психики: с одной стороны, они реализуют функцию отражения и преобразования реальной действительности, с другой — характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства.

В книге последовательно реализуется как в теоретическом, так и в экспериментальном плане идея о том, что структура всех способностей едина и аналогична структуре деятельности, и понимается она как взаимодействие функциональных и операциональных механизмов отдельных способностей. Как отмечают сами авторы, «в данной концепции способности и деятельность не противопоставляются, а рассматриваются в диалектическом единстве их формирования, развития и динамики» (с. 25).

Следует отметить, что материалы данной книги подтверждают, конкретизируют и углубляют две существенные идеи, сформулированные в психологии несколько ранее: во-первых, способности можно исследовать действительно глубоко, если опираться на их деятельностное истолкование, и, во-вторых, структура способностей имеет вполне определенные механизмы и различие способностей во многом связано с тем, в каком порядке эти механизмы возникают в процессе развития целостных способностей.

Большой интерес представляет раздел книги, посвященный мнемическим способностям, в структуру которых, согласно теоретической концепции авторов, входят такие составляющие, как функциональные, операторные и регулирующие механизмы. Исходя из представления о многоуровневом характере памяти, дана подробная характеристика функциональных и операционных механизмов мнемических способностей. Основу функциональных механизмов составляет совокупность разноуровневых онтогенетических свойств человека, развивающихся и генотипически обусловленных; сами авторы отмечают некоторую расплывчатость такого определения, считая, что о полном понимании функциональных механизмов говорить еще рано. Гораздо более разработанным является вопрос об операционных механизмах мнемических способностей — сложной системы мнемических действий или набора способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти.

В монографии подробно разбирается структура операционных механизмов, почти каждый из которых может рассматриваться как деятельность, имеющая определенное строение. Выделены и проанализированы ориентировочный, исполнительный и контрольный этапы мнемической деятельности. Эффективность исполнительного этапа во многом зависит от контроля, который, по мнению авторов, регулируется процессами целеполагания и мотивации. Таким образом, сделана интересная попытка объединить в единое целое и реализовать идеи П.Я. Гальперина о функциональной структуре действия и А.Н. Леонтьева о структуре деятельности.

В работе звучит и весьма актуальная идея о связях памяти и личности, причем не только о влиянии мотивационно-смысловой сферы на память, но и о влиянии мнемических способностей на мотивацию личности.

Проведенный анализ дал возможность авторам ввести понятие функциональной системы мнемических способностей как многоуровневой системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Книга является одной из немногих работ, в которой мнемические способности рассматриваются

 

170

 

в их развитии, понимаемом как развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов, каждая из которых описана в книге.

На основании этих параметров выделены четыре уровня развития мнемических способностей и дана их характеристика согласно операционным и регулирующим механизмам, а также функциональной системе мнемических способностей.

Согласно теоретическим позициям строится и метод диагностики мнемических способностей — как развертывания мнемической деятельности. Для этого авторами создана интересная, проверенная на валид-ность и надежность диагностическая методика.

Экспериментальное исследование, проведенное на школьниках 10—12 лет, позволило дать типологию мнемических способностей, базирующуюся на развитии и функционировании выделенных механизмов памяти. Показано, как идет формирование операционных и регулирующих механизмов и функциональной системы мнемических способностей в целом.

В монографии приведено много интересного фактического материала относительно особенностей памяти детей 10—12 лет, ее взаимосвязи с восприятием и мышлением, вообще разнообразных данных, которые могут служить предметом дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.

Менее проработанными, хотя и очень важными, представляются практические приложения исследования. Однако, с нашей точки зрения, более эффективным способом развития памяти является прежде всего организация учебной деятельности, способствующая формированию и максимальному развитию психических процессов, и уже на этом фоне обучение и специальным мнемическим приемам, в том числе и мнемотехническим.

Данную концепцию очень важно применить и проверить при изучении процессов становления способностей другого типа (например, интеллектуальных способностей и т. д.). Это поможет психологам собрать фактический материал, который сейчас так необходим им для разработки общей теории развития способностей и для выявления своеобразия становления способностей каждого отдельного типа (например, очень важно установить, какие составляющие по преимуществу определяют развитие интеллектуальных способностей и с чем это связано).

В заключение следует отметить, что итоги изложенного в книге исследования, с одной стороны, углубляют на примере памяти наши общие представления о способностях, с другой — продвигают наше понимание путей разработки современной общей психодиагностики как существенного средства создания психологии развития человека.