169
ДИАГНОСТИКА
МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Е.Ф. ИВАНОВА
Харьков
Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В.
Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 176 с.
Для современной психологии
характерен большой интерес и к проблеме способностей, и к диагностике. К
проблеме памяти он сохраняется, пожалуй, всегда. На стыке этих трех направлений
и выполнена рецензируемая книга.
В центре монографии
находится изложение оригинальной концепции способностей, которую авторы строят
на основе главных достижений отечественной психологии, плодотворно и подчас
неожиданно объединяя идеи деятельностного, системного и комплексного подходов.
Исходя из этого, способности определяются как «свойства функциональных систем,
реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру
выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и
реализации деятельности» (с. 14). Такое понимание способностей позволяет
указать их место в структуре психики: с одной стороны, они реализуют функцию
отражения и преобразования реальной действительности, с другой — характеризуют
индивидуальную меру выраженности этого свойства.
В книге последовательно
реализуется как в теоретическом, так и в экспериментальном плане идея о том,
что структура всех способностей едина и аналогична структуре деятельности, и
понимается она как взаимодействие функциональных и операциональных механизмов
отдельных способностей. Как отмечают сами авторы, «в данной концепции
способности и деятельность не противопоставляются, а рассматриваются в
диалектическом единстве их формирования, развития и динамики» (с. 25).
Следует отметить, что
материалы данной книги подтверждают, конкретизируют и углубляют две
существенные идеи, сформулированные в психологии несколько ранее: во-первых,
способности можно исследовать действительно глубоко, если опираться на их
деятельностное истолкование, и, во-вторых, структура способностей имеет вполне
определенные механизмы и различие способностей во многом связано с тем, в каком
порядке эти механизмы возникают в процессе развития целостных способностей.
Большой интерес представляет
раздел книги, посвященный мнемическим способностям, в структуру которых,
согласно теоретической концепции авторов, входят такие составляющие, как
функциональные, операторные и регулирующие механизмы. Исходя из представления о
многоуровневом характере памяти, дана подробная характеристика функциональных и
операционных механизмов мнемических способностей. Основу функциональных
механизмов составляет совокупность разноуровневых онтогенетических свойств
человека, развивающихся и генотипически обусловленных; сами авторы отмечают
некоторую расплывчатость такого определения, считая, что о полном понимании
функциональных механизмов говорить еще рано. Гораздо более разработанным
является вопрос об операционных механизмах мнемических способностей — сложной
системы мнемических действий или набора способов обработки запоминаемого
материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти.
В монографии подробно
разбирается структура операционных механизмов, почти каждый из которых может
рассматриваться как деятельность, имеющая определенное строение. Выделены и проанализированы
ориентировочный, исполнительный и контрольный этапы мнемической деятельности.
Эффективность исполнительного этапа во многом зависит от контроля, который, по
мнению авторов, регулируется процессами целеполагания и мотивации. Таким
образом, сделана интересная попытка объединить в единое целое и реализовать
идеи П.Я. Гальперина о функциональной структуре действия и А.Н. Леонтьева о
структуре деятельности.
В работе звучит и весьма
актуальная идея о связях памяти и личности, причем не только о влиянии
мотивационно-смысловой сферы на память, но и о влиянии мнемических способностей
на мотивацию личности.
Проведенный анализ дал
возможность авторам ввести понятие функциональной системы мнемических
способностей как многоуровневой системы функциональных, операционных и
регулирующих механизмов. Книга является одной из немногих работ, в которой
мнемические способности рассматриваются
170
в
их развитии, понимаемом как развитие системы функциональных, операционных и регулирующих
механизмов, каждая из которых описана в книге.
На основании этих параметров
выделены четыре уровня развития мнемических способностей и дана их
характеристика согласно операционным и регулирующим механизмам, а также
функциональной системе мнемических способностей.
Согласно теоретическим
позициям строится и метод диагностики мнемических способностей — как
развертывания мнемической деятельности. Для этого авторами создана интересная,
проверенная на валид-ность и надежность диагностическая методика.
Экспериментальное
исследование, проведенное на школьниках 10—12 лет, позволило дать типологию
мнемических способностей, базирующуюся на развитии и функционировании
выделенных механизмов памяти. Показано, как идет формирование операционных и
регулирующих механизмов и функциональной системы мнемических способностей в
целом.
В монографии приведено много
интересного фактического материала относительно особенностей памяти детей 10—12
лет, ее взаимосвязи с восприятием и мышлением, вообще разнообразных данных,
которые могут служить предметом дальнейшей теоретической и экспериментальной
разработки.
Менее проработанными, хотя и
очень важными, представляются практические приложения исследования. Однако, с
нашей точки зрения, более эффективным способом развития памяти является прежде
всего организация учебной деятельности, способствующая формированию и максимальному
развитию психических процессов, и уже на этом фоне обучение и специальным
мнемическим приемам, в том числе и мнемотехническим.
Данную концепцию очень важно
применить и проверить при изучении процессов становления способностей другого
типа (например, интеллектуальных способностей и т. д.). Это поможет психологам
собрать фактический материал, который сейчас так необходим им для разработки
общей теории развития способностей и для выявления своеобразия становления способностей
каждого отдельного типа (например, очень важно установить, какие составляющие
по преимуществу определяют развитие интеллектуальных способностей и с чем это
связано).
В заключение следует отметить,
что итоги изложенного в книге исследования, с одной стороны, углубляют на
примере памяти наши общие представления о способностях, с другой — продвигают
наше понимание путей разработки современной общей психодиагностики как
существенного средства создания психологии развития человека.