Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПРАКТИКУМ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Е.М. БОРИСОВА

Москва

 

Самонов А.П. Практикум по юридической психологии. Пермь: Пермское книжное издательство, 1989. 190 с.

 

Мы все являемся свидетелями того, как психологическая наука становится все более и более необходимой для решения задач, встающих перед практическими работниками разных областей деятельности. Поэтому большой интерес вызывают публикации по практической психологии, к которым и относится рецензируемое пособие. Оно предназначено для слушателей и преподавателей высших и средних учебных заведений, специализирующихся на подготовке сотрудников службы БХСС, практических работников органов внутренних дел.

Книга состоит из четырех больших разделов. Основные проблемы, обсуждаемые в них, связаны с анализом личности преступников и психологическими особенностями деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях допроса, обыска, очной ставки и других следственных мероприятий, а также со спецификой анализа социально-психологических причин преступлений в сфере экономики и их предупреждения. Все разделы включают ряд конкретных задач (всего их в пособии 39), в свою очередь задачи могут состоять из нескольких ситуаций. Каждая задача заканчивается серией вопросов психологического характера: выявить мотивы того или иного правонарушения, дать психологический анализ преступного действия, охарактеризовать личность преступника и т. д. Для решения предлагаемых задач требуются знания в области психологии личности и деятельности, умение анализировать поступки и целостное поведение человека в криминогенной ситуации, выявлять ведущие мотивы и потребности, которые в определенных условиях могут побуждать личность к противоправным действиям. Особое внимание уделяется индивидуально-психологическим особенностям, своеобразию личности, учету социально-психологических условий ее формирования.

Разумеется, в практикуме анализируются только наиболее типичные, часто встречающиеся ситуации. Несмотря на то, что психологические знания не всегда можно прямо перенести в практику, навыки решения психологических задач необходимы слушателям учебных заведений системы МВД поскольку эти знания и навыки помогают формировать общий подход к изучению личности преступника, отрабатывать алгоритм психологического анализа ситуаций, составлять психологические портреты преступников, находить истоки преступной деятельности в особенностях индивидуального жизненного пути человека.

К недостаткам пособия можно отнести прежде всего отсутствие в нем примеров психологического разбора ситуаций, представляющих наиболее характерные эпизоды для каждого из разделов. Причем такт примеры не должны были бы стать образцами деятельности следственного работника. Здесь допустима многовариантность анализа таких ситуаций с демонстрацией ошибок и заблуждений, которые могу сопровождать процесс психологического анализа того или иного факта, особенностей поведения, мотивов личности.

Наряду с этим следовало бы все разделы снабдить библиографией, содержащей основные психологические публикации, к которым могут обратиться как слушатель, та и преподаватель для подготовки к совместной работе по решению соответствующих задач.

В целом обсуждаемое пособие призвано служить повышению психологической культуры практической деятельности работнике ОВД и оказывать им реальную помощь понимании корней преступности и разработке конкретных психологических рекомендаций по профилактике и предотвращении преступлений.