Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ЗЕРКАЛЕ ШКОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Rea R. D., Sheingold К. (eds.) Mirrors of minds: Patterns of experience in educational computing (Papers from the Centre for Children and Technology, Bank Street College). N. Y.: Ablex publishing corporation, 1987. 329 p.

 

Рецензируемый сборник статей представляет собой описание и анализ результатов теоретико-экспериментальных   исследований, проведенных в Центре информационных технологий обучения и развития детей (Бэнк Стрит Колледж, Нью-Йорк). В концепции книги отражена гуманитарная, психологически выверенная ориентация на проектирование новой учебной среды, включающей компьютер, центром которой являются учащийся и активно участвующий в процессе обучения учитель. Авторы рассматривают актуальные проблемы внедрения новых технологий обучения в учебный процесс, их соответствие задачам развития и воспитания детей. Особое внимание уделено сложнейшим вопросам психологической адекватности разрабатываемых моделей компьютерного обучения и валидности оценок эффективности всего спектра применяемых информационных средств. Подробно рассматривается влияние новой функциональной учебной среды на развитие мышления учащихся, символической функции, базовых навыков, таких общеинтеллектуальных умений, как планирование, анализ, рефлексия.

Книга разделена на три большие части.

В первой части («Культурный контекст применения новых информационных технологий в обучении») рассматривается взаимовлияние контекста использования компьютера и содержания самих педагогических программных средств, анализируется сложный диалог, разворачивающийся между традиционной культурой и новой технологией обучения. В каждой из пяти глав этой части представлен конкретный опыт научного обоснования, разработки и внедрения обучающих программ на различном предметном материале: естественно-научные дисциплины, математика, делопроизводство и т. д. Особенный интерес представляет собой реализованная региональная модель объединения усилий психологов — исследователей Центра, педагогов-практиков и самих детей по проектированию обучающих программ, их апробации и оценке.

Вторая часть книги («Компьютер и процессы мышления») посвящена изучению влияния информационных технологий на развитие познавательной сферы, становление символической функции, формирование высокоуровневых интеллектуальных умений. Так, в трех главах этой части рассматриваются вопросы, связанные с прогнозом успешности освоения программирования в зависимости от уровня развития когнитивных навыков, и, соответственно, обратное влияние нового умения на развитие общей культуры мышления школьников. На примере обучения языку Лого авторы демонстрируют возможности знаково-символической среды, заложенной в самой философии Лого, и строят психологически адекватную модель оценки развития у детей способности к планированию и рефлексии собственных действий.

В третьей части сборника («Проектирование новых технологий обучения») анализируется  психолого-педагогический аспект разработки педагогических программных средств (ППС) и, что особенно важно, определяется тип исследований, которые должны предшествовать и вестись параллельно процессу проектирования, формулируются принципы построения обучающих сред, а также критерии оценки эффективности ППС с точки зрения прежде всего развития детей.

По глубокому убеждению авторов книги, проектирование информационных технологий обучения образует новую и уникальную экспериментально-исследовательскую область тестирования и создания современных концептуальных педагогических моделей, поскольку оно позволяет интегрировать ранее известные и конструировать новые культурные средства. В отличие от традиционных эти новые средства обладают гораздо более высокой степенью адаптивности, специализации, индивидуализации, что может обеспечить психологически надежное изучение наблюдаемых педагогических эффектов и соответственно осмысленное и научно обоснованное изменение целей и задач образования детей.

В книге «Компьютер как средство обучения и развития в зеркале школьного обучения» фактически впервые предпринята попытка описать опыт органичного соединения теоретического исследования и

 

166

 

экспериментально-практических разработок, реализованных в условиях реального школьного обучения. С этой точки зрения она имеет интерес, с одной стороны, для психологов и дидактов, занимающихся теорией развития и обучения детей, а с другой стороны, для практиков, ставящих своей целью внедрять наработанные наукой знания в повседневную практику учебных учреждений.

Сборник отличает фундаментальность теоретических подходов, многие из которых прямо базируются на основополагающих концептуальных установках советской психологической школы: культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, учебной деятельности В.В. Давыдова. В этом смысле книга будет близка советским специалистам как по духу, так и по конструктивности предлагаемых решений в новой области психолого-педагогических проблем, которые несет с собой широкое внедрение компьютеров в практику обучения.

 

Л.Ю. Невуева, В.В. Рубцов

Москва

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВЕЩЕЙ

 

Norman D. A. The psychology of everyday things. N. Y.: Basic Books, 1988. 257 p.

 

Все новые и новые вещи, проникающие в быт современного человека,— от последних моделей консервных ножей до стиральных машин с программным управлением, видеомагнитофонов и компьютеров — прибавляют не только удобств, но и хлопот. Почти каждый из нас хоть раз в жизни испытывал бессилие, пытаясь заставить работать очередное достижение технического прогресса. Большинство винит в таких случаях самих себя за отсутствие «инженерного мышления». Иная точка зрения убедительно обосновывается в книге известного американского психолога   Д. Нормана «Психология обыденных вещей». Согласно этой точке зрения, основной причиной являются недостатки дизайна, не учитывающего природу познавательных процессов человека.

В книге можно выделить три содержательных пласта. Во-первых, это увлекательное описание богатой коллекции конкретных случаев неудачно спроектированных предметов и систем, а также проблем, которые испытывают люди, пытаясь воспользоваться этими предметами и системами. Впечатляет не только количество, но и диапазон анализируемых объектов: от водопроводных кранов до пультов управления атомными электростанциями. Особенно много примеров приведено в первой главе, название которой — «Психопатология обыденных вещей» — подчеркивает тот факт, что основной задачей книги Д. Нормана, как и соответствующей работы З. Фрейда, является поиск причин различных (иногда, на первый взгляд, случайных) «сбоев», возникающих в обыденной жизни людей.

Описание примеров неудачного дизайна является весьма поучительным, причем как для потребителей, так и для производителей. Для потребителей это своеобразная школа выживания в условиях технического прогресса, пройдя которую они избавляются от комплекса неполноценности и получают представление о типичных «ловушках», подстерегающих их при обращении с предметами. Для производителей это негативный опыт, показывающий, какими вещи быть не должны. Этот опыт дополняется положительными ориентирами — примерами, хотя и очень немногочисленными, удачно спроектированных предметов.

Второй пласт содержания книги представляет собой популярное введение в когнитивную эргономику. Обычно эта прикладная область когнитивной психологии ассоциируется с оптимизацией диалога «человек — компьютер». Автор показывает, что принципы разработки пользовательского интерфейса компьютерных систем приложимы и к проектированию других вещей, окружающих нас в быту. Формирование адекватной мысленной модели объекта, использование «приглашений», «вынуждающих функций» и ограничений, естественность перехода от поставленной цели к средствам ее достижения, наглядность функционального назначения элементов системы, ее текущего состояния и реакций имеют важное значение и при проектировании дверей, телефонов, стиральных машин и автомобилей.

Популярно, но очень четко и логично сформулированы в книге рекомендации по разработке безопасных и удобных в обращении устройств. В совокупности описанные принципы и рекомендации представляют собой подход, получивший название «проектирование, ориентированное на пользователя» (user-centered design).

Наконец, третий слой образован общепсихологическими положениями о природе и структуре человеческого познания, в том числе памяти, селективного внимания, сознательных и бессознательных процессов.

 

167

 

Сформулировано представление о семизвенной структуре действия (во многом сходное с представлениями Н.А. Бернштейна), вводится понятие о знаниях, фиксированных во внешнем мире, дана классификация ошибок, совершаемых при выполнении действий.

Особенность книги состоит в том, что анализ конкретных фактов служит не просто исходным материалом, отталкиваясь от которого автор строит некоторые теоретические конструкции. Скорее напротив, подчиненную роль здесь играет теория. Так, на основе общих представлений о структуре действия формулируются понятия «зазор исполнения» и «зазор оценки», т. е. несостыковка соответственно между намерением и его реализацией и между восприятием системы и пониманием степени успешности действия. Эти понятия, в свою очередь, используются для анализа причин неудачности дизайна в том или ином случае и для практических выводов о возможностях его улучшения.

Таким образом, рецензируемая книга — это доступное и в то же время квалифицированное руководство по гуманизации окружающего нас мира вещей. В тексте приводятся слова одного разработчика о том, что при проектировании нового изделия обычно недостает человека, который бы защищал интересы пользователя: производители озабочены в основном стоимостью и технологичностью изделия, а дизайнеры — его эстетическими качествами. Мы можем констатировать, что в своей книге Д. Норман выступил в качестве такого защитника, и если она будет внимательно прочитана разработчиками, наше повседневное окружение станет со временем гораздо более «дружественным».

Представляет ли книга интерес для советского читателя? Здесь возможны два подхода: пессимистический и оптимистический. Пессимистический состоит в том, что при тотальном дефиците тонкости дизайна вряд ли будут кому-то интересны. Оптимистический же (по нашему мнению, более конструктивный) приводит к прямо противоположному ответу: в условиях, когда разворачивается деятельность независимых производителей, важно не допустить массового появления плохо спроектированных, не пригодных для использования товаров. Для этого необходима соответствующая подготовка как производителей, так и потребителей. Вторая, не менее важная причина — обострение проблемы безопасности на производстве, транспорте и в быту. Для всех, кто имеет какое-либо отношение ко всем этим проблемам (а это большинство из нас), данная книга будет и интересной, и полезной.

 

В.В. Рубцов,

В.Н. Каптелинин

Москва