182
В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ
СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(УТВЕРЖДЕНО 19 СЕНТЯБРЯ 1990
Г.)[1]
Раздел. 1. Общие положения
1. Психологическая служба является необходимым компонентом
системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного,
интеллектуального и профессионального потенциала общества. Основные цели службы
— содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности
и творческого отношения к жизни на всех Этапах дошкольного и школьного детства;
развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их
психического развития, определение психологических причин нарушения личности и
интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической
службы — формирование развивающего образа жизни личности в различных
учебно-воспитательных учреждениях в системе непрерывного образования.
2. Важнейшим условием эффективности работы службы
является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа
их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания,
взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении
проблем учебно-воспитательного учреждения.
3. Психологическая служба осуществляет свою
деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами
опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями
общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в
воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы
службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
4. Деятельность психологической службы в системе
народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное
заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и
получившими квалификацию «практический психолог» (диплом установленного
Гособразованием образца).
Раздел 2. Структура психологической
службы в системе народного образования
1. Научно-методический центр по практической
психологии при Министерстве народного образования.
Центр создается при участии
отделения Общества психологов СССР.
2. Центр психологической помощи (Центр психологической
помощи и профориентации).
Центр может создаваться при областном (городском,
районном) управлении (отделе) народного образования или при местном Совете
народных депутатов в установленном порядке.
3. Методист по практической психологии в методическом
кабинете при районном (городском, областном) управлении (отделе) народного
образования.
4. Практический психолог в учреждении народного
образования.
Раздел 3. Направления деятельности психологической службы в системе
народного образования
Задачи психологической
службы: формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном
учреждении;
183
обеспечение полноценного личностного,
интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном
этапе;
обеспечение индивидуального подхода к каждому
ребенку;
психолого-педагогическое изучение детей;
профилактика и коррекция отклонений в
интеллектуальном и личностном развитии;
социально-психологическая реабилитация детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в
физическом или умственном развитии;
оказание помощи детям, подросткам, педагогам и
родителям в экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей или лиц, их заменяющих,
по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Работа практического психолога осуществляется по
следующим основным направлениям.
Психопрофилактическая
работа —
формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей
психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе
с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для
полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное
предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
В зависимости от типа учебно-воспитательного
учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает
в себя:
адаптацию детей к детскому саду, рекомендации
родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный
период;
обследование детей при переходе из старшей группы в
подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или
лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных
отставании и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к обучению в
школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления
способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы
индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования детей при
поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально
благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки и
невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и
воспитания;
создание благоприятного психологического
микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения
педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование
работников учреждения по широкому кругу проблем.
Психодиагностическая
работа —
психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода
дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их
развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог
проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью
определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормам;
проводит изучение психологических особенностей
детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики
одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в
профессиональном и жизненном самоопределении;
диагностирует психологические причины отклонений в
интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины
нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
проводит диагностику общения детей со взрослыми и
сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Развивающая и
психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования
личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на
обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим
коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей,
склонностей, становлении личности. Особое место в данном направлении занимает
работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении
детей и подростков.
Для осуществления развивающей и психокоррекционной
работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
программы, направленные на формирование личности с
учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
184
программы коррекции,
направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
программы психологической
помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных
ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы
включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть
планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается
психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и
выполняется последними с помощью психолога. Развивающая и психокоррекционная
работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога
с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с
участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в
тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического
поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Консультативная
работа —
консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по
проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей, лиц, их
заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при
поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
консультирование работников учреждений интернатного
типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам
социально-психологической реабилитации детей;
проведение совместных консультаций работников
учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых
обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения
преемственности в работе с детьми;
проведение индивидуальных и групповых консультаций
детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального
самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и
др.;
консультирование администрации учреждения при
составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных
особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и
воспитания в каждом конкретном учреждении.
Раздел 4. Права и обязанности работника психологической службы
Работник психологической
службы в системе народного образования обязан:
руководствоваться соответствующими директивными и
нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим
Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы;
рассматривать вопросы и принимать решения строго в
границах своей профессиональной компетенции;
знать новейшие достижения психологической науки,
применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической работы;
препятствовать проведению диагностической,
психокоррекционной и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить только из интересов
ребенка, его полноценного развития;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения,
полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если
ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
оказывать необходимую помощь администрации и
педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением
полноценного психического развития детей, индивидуального подхода к ребенку,
оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных
проблем;
работать в тесном контакте с администрацией и
педагогическим коллективом учреждения;
по запросам администрации подготавливать необходимые
материалы для психолого-медико-педагогических консультаций;
участвовать в рассмотрении спорных вопросов
воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание одному из
родителей и др.);
выполнять распоряжения администрации учреждения
образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения не
находятся в противоречии с психологической наукой и если их выполнение
обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
Работник психологической службы имеет право:
185
определять приоритетные направления работы с учетом
конкретных условий учебно-воспитательного учреждения;
формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ;
отказываться от выполнения распоряжений
администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или
задачам его работы, определенным настоящим Положением;
знакомиться с документацией учебно-воспитательного
учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
участвовать с правом совещательного голоса в работе
различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с
принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение;
участвовать в разработке новых методов
психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности;
проводить в учебно-воспитательном учреждении
групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для
исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и
научно-популярных журналах и пр.;
обращаться в случае необходимости через руководство
с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой
интересов ребенка (изменение режима работы родителей или лиц, их заменяющих,
санаторное обеспечение и т. п.);
обращаться в центры психологической помощи и
профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и
другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
[1] См. также: Инструктивное
письмо от 27 апреля 1989 г. «О введении должности психолога в учреждениях
народного образования» // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 10.