Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. БАЙРАМОВА

 

Исполнилось 60 лет со дня рождения доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Азербайджанской ССР Акбера Салман оглы Байрамова.

А. С. Байрамов родился 30 декабря 1930 г. В 1954 г. он закончил отделение логики и психологии Азербайджанского государственного университета и был рекомендован в аспирантуру. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную изучению индивидуальных особенностей самостоятельности и критичности мышления учащихся III—IV классов, а в 1963 г. — докторскую на тему «Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста».

Трудовая деятельность А. С. Байрамова началась в Азербайджанском педагогическом институте им. В. И. Ленина. Здесь после окончания аспирантуры он, продолжая научную разработку проблем мышления, работал зав. отделом аспирантуры, помощником проректора по научной работе, а с 1960 г., приступив непосредственно к педагогической деятельности, занимал по конкурсу должности старшего преподавателя, доцента и, наконец, профессора кафедры психологии.

С 1971 г. по настоящее время научная и преподавательская деятельность А. С. Байрамова тесно связана с Азербайджанским государственным университетом, где он заведует кафедрой психологии и педагогики.

Круг научных интересов А. С. Байрамова широк и затрагивает актуальные проблемы общей, социальной, этнической, возрастной, педагогической, судебной психологии, а также истории психологии.

Заметный вклад А. С. Байрамов внес в разработку актуальных проблем психологии мышления, реализуя возрастной подход к исследованию интеллекта. Исследование критичности и самостоятельности мышления позволило А. С. Байрамову создать генетическую модель этих сопряженных качеств ума, выявление же иерархических уровней проявления критичности мышления («зарождающейся», «констатирующей», «корригирующей»), а также одной из ее функций — функции инициации мыслительной деятельности — дало ему возможность определить психологический механизм «спонтанного» зарождения мышления, установить ведущий мотив мыслительной деятельности и раскрыть содержание ситуативной познавательной потребности, что имеет большую ценность в практике развития и формирования интеллектуальной деятельности. Результаты многолетнего исследования генезиса критичности и самостоятельности мышления нашли свое полное отражение в трех монографиях и докторской диссертации.

В течение ряда лет А. С. Байрамов занимался разработкой этико-психологических аспектов формирования и нравственного совершенствования личности. В этом плане им рассмотрены вопросы воспитания нравственности, чувства ответственности,

 

179

 

взаимосвязей совести, чести и долга, этики - взаимоотношений в семье и в студенческих группах. Исследование особенностей формирования нравственного идеала у студенческой молодежи позволило определить возрастные типы и механизм формирования нравственного идеала. Итогом этой работы явилась монография «Актуальные психологические проблемы формирования личности», данные которой при правильном и своевременном использовании могли бы оказать большую помощь в деле нравственного воспитания молодежи.

Еще в 60-х гг. А. С. Байрамов начал заниматься также психологическими проблемами литературного творчества. В 70— 80-х гг. эта линия научных поисков завершилась анализом психологического аспекта художественного наследия выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья — Низами Гянджеви (XII в.), Насими (XIV в.), а также видного азербайджанского просветителя и драматурга XIX в. М. Ф. Ахундова.

Ряд работ А. С. Байрамова посвящен вопросам развития психологической науки в Советском Азербайджане. В последние годы много внимания уделено им этнопсихологическим проблемам межнациональных отношений и взаимодействий.

А. С. Байрамов — автор свыше двухсот научных публикаций, в том числе 24 монографий, учебников и учебных пособий по различным отраслям психологии. Он также является популяризатором психологической науки в республике: широкие круги читателей знают его как автора научно-популярных статей, опубликованных в республиканских газетах и журналах, брошюр, посвященных актуальным психологическим проблемам.

Значительное место в профессиональной деятельности А. С. Байрамова занимает педагогическая работа. Его лекторское искусство и умение связать с жизнью и доходчиво объяснить даже самое сложное в психологии привлекают студенчество, неизменно обеспечивая заинтересованную слушательскую аудиторию. Он автор и научный редактор более 30 учебников и учебных пособий по психологии, педагогике и логике. В этом ряду особо следует выделить его учебник «Психология» (Баку, 1989), который, соответствуя общепринятым требованиям, при этом содержит многолетний научный педагогический опыт его деятельности. Под руководством А. С. Байрамова были подготовлены и защищены докторские и кандидатские диссертации по психологическим специальностям как в Азербайджане, так и в других республиках.

А. С. Байрамов активно участвует в работе республиканских, всесоюзных и международных научных форумов. Являясь председателем Азербайджанского отделения Общества психологов СССР (с 1975 г.), он много энергии и сил вкладывает в развитие и утверждение статуса психологической науки в Азербайджане.

А. С. Байрамов ведет большую общественную работу. Он является членом Совета социологических исследований при ЦК КП. Азербайджана, председателем научно-методического совета по психолого-педагогическим наукам Министерства народного образования Азербайджана, главным редактором тематического сборника серии «Психология», членом редакционного совета Азербайджанской советской энциклопедии.

Заслуги А. С. Байрамова отмечены орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», значком «Отличник просвещения СССР» и другими наградами.

Ученики и коллеги Акбера Салмановича, высоко ценя его за самоотверженность в своей работе, демократичность, неизменное доброжелательное и уважительное отношение к людям и душевную щедрость, поздравляют его с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, творческого долголетия, успешной реализации новых творческих планов.