Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 1989 Г.

 

Н. Ф. КОТОВ

Москва

 

Анализ диссертаций проведен по итогам их рассмотрения ВАК СССР в 1989 г. Всего по психологическим наукам рассмотрены 16 докторских и 221 кандидатская диссертация.

Из таблицы видно, что диссертации представлены по всем номенклатурным специальностям и их количество не изменилось в сравнении с прошлыми годами, однако наиболее полно, как и прежде,— по педагогической и возрастной психологии. Практически нет диссертаций по юридической психологии и по психофизиологии.

Диссертаций по общей психологии довольно много, но ощущается явный недостаток работ, интегрирующих результаты исследований, накопленные в других, более частных областях психологического знания, освещающих на основе системно-деятельностного подхода закономерности развития и формирования личности, ее основных образований: убеждений, характера и особенно способностей. Совершенно неудовлетворительно в дисссертационных исследованиях ведется изучение важнейших аспектов проблемы сознательного и бессознательного в психике человека. Явно бросается в глаза отсутствие диссертаций, которые существенно продвигали бы научное понимание характера единства и взаимодействия интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека.

Исключение составляет докторская диссертация В. А. Иванникова, в которой получены новые эмпирические данные об особенностях волевых усилий в различных действиях, их возрастных характеристиках, особенностях развития различных волевых качеств и их оценке в разных возрастных профессиональных группах. В диссертациях по общей психологии отчетливо выражен также дефицит фундаментальных попыток развития общепсихологической теории, которые учитывали бы все

 

164

 

позитивное, накопленное на этом пути в последние десятилетия не только в отечественной, но и в зарубежной психологии.

 

Таблица

Количество защищенных диссертаций

 

Специальность

Всего

Докторские

Кандидатские

190001. Общая психология; история психологии

 

58

 

5

 

53

190002. Психофизиология

3

3

190003. Психология труда; инженерная психология

 

27

 

1

 

26

190004. Медицинская психология

17

17

190005. Социальная психология, социология и психология личности

 

 

28

 

 

3

 

 

25

190006. Юридическая психология

1

1

190007. Педагогическая и возрастная психология

 

94

 

6

 

88

190010. Специальная психология

9

1

8

 

В основном сохранились ранее спланированная проблематика и направления развития диссертационных исследований по педагогической и возрастной психологии. Это подтверждается тематикой кандидатских диссертаций: 1) психология формирования личности и воспитания (12 работ); 2) психология развития познавательных процессов и обучения (9 работ); 3) теоретико-исторические работы (2). В первой группе четыре работы посвящены личности учителя и психологии педагогической деятельности, две — проблемам профориентации и профессионального самоопределения, три — проблемам общения и влияния коллектива на личность школьника, все остальные темы единичны. По исследуемым возрастным группам: дошкольников — нет, младший школьный возраст — две работы, подростковый — три, ранний юношеский возраст (школьники и учащиеся ПТУ) — пять (соответственно 4 и 1), юношеский возраст (студенты) — три, взрослые (родители, учителя) — две работы. В ряде работ изучалось сразу несколько возрастных групп.

Во второй группе четыре работы посвящены развитию познавательных процессов, познавательной деятельности, активности, в пяти работах основной акцент делается на обучении отдельным учебным предметам, усвоении учебного материала и т. п. По возрастам: дошкольный возраст — нет, младший школьный — две работы, подростковый — шесть работ, ранний юношеский (школьники) — две, юношеский (студенты) — одна, взрослые — две (учителя и представители рабочих профессий).

Третья группа работ крайне немногочисленна: одна работа посвящена трудам П. П. Блонского, вторая — истории становления и современному состоянию концепции проблемного обучения.

Обращает на себя внимание, что большинство работ посвящено решению достаточно узких проблем, и хотя их разработка значима и для теории, и для практики, однако создается впечатление, что изучаются в основном конкретные и достаточно частные вопросы. Тематика во многом представляет собой как бы дополнение, углубление, расширение уже известного. Конечно, само по себе это важно, однако по этой группе работ нельзя представить, как развиваются наука и ее отдельные направления.

Возможно, в определенной степени это связано с усилением практической направленности исследований. Однако и здесь работы посвящены, скорее, проблемам педагогической практики. Почти нет исследований, затрагивающих проблемы, по которым сегодня ведутся наиболее жаркие дискуссии в современной детской и возрастной психологии: закономерности возрастного развития, возрастные ноообразования, специфика обучения и воспитания различных категорий детей — одаренных, трудных и др. Отсутствуют исследования новых психологических феноменов, порожденных современной жизнью. Только одна диссертация посвящена психологическим особенностям подростков из так называемой группы риска. Лишь одну работу можно отнести к сравнительно-возрастным исследованиям. Во всех остальных изучается одна, реже — две возрастные группы.

Вообще надо сказать, что исследуемые возрастные контингенты традиционны. В основном это школьники средних и старших классов и студенты педагогических институтов. Очень мало работ, выполненных на учащихся младшего школьного возраста. Среди рассматриваемых диссертационных исследований нет работ, выполненных на

 

165

 

смежных возрастных группах, различающихся резкой сменой социальных условий, таких, как дошкольники и младшие школьники, учащиеся школы и студенты. Лишь одна работа посвящена воспитанникам ПТУ, и совсем нет работ, выполненных на студентах техникумов, училищ и т. п. Все это еще раз свидетельствует об узости и специфической избирательности тематики исследований.

В свете возрастающих требований современного общества к уровню культуры, обученности и воспитанности людей, к деятельности общеобразовательной, специальной и высшей школы по их формированию качество и эффективность многих психолого-педагогических диссертационных исследований не вызывает удовлетворения. В тематике не находят еще своего надлежащего отражения нерешенные проблемы нашей действительности.

По-прежнему недостаточно осуществляются интеграционные подходы в диссертационных исследованиях проблем педагогики и психологии вообще и основных направлений их специализации в частности.

Среди работ по психологии труда следует выделить докторскую диссертацию А. Б. Леоновой. В ней разработана новая классификация способов оптимизации состояний человека в труде и определены возможности использования методов саморегуляции состояний непосредственно в производственных условиях, предложена экспериментально проверенная программа обучения работников навыкам саморегуляции функциональных состояний.

Подводя общие итоги анализа проблематики диссертаций за 1989 г., следует в целом отметить ее слабую актуальность, отсутствие связи с процессами перестройки. До некоторой степени это компенсируется работами по социальной и медицинской психологии.

Тематика диссертаций по социальной психологии группируется вокруг следующих направлений:

1. Психологические проблемы социальных групп (отношения сельскохозяйственных работников к условиям своей жизнедеятельности, социально-психологические особенности межличностного взаимодействия в торговых коллективах; социально-психологические аспекты организованной отдыха туристов; социально-психологические детерминанты профессионального самоопределения ученого).

2. Социальная психология управления (социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя; социально-психологическая характеристика бригадного самоуправления; психологические условия интеграции управленческих воздействий). Здесь следует особо отметить докторскую диссертацию А. И. Донцова «Психологические основы интеграции коллектива». Результаты этого исследования создают научные предпосылки для разработки психологически обоснованной стратегии управления социальными процессами в трудовых коллективах, в том числе развития демократических и подлинно самоуправленческих начал их жизнедеятельности, формирования чувства хозяина у трудящихся, стабилизации кадрового состава, совершенствования форм и методов идейно-воспитательной работы в коллективе. Они могут быть использованы работниками служб социального развития предприятий для диагностики, прогнозирования путей развития межличностных отношений в трудовых коллективах и определения способов их оптимизации. Кроме того, они могут быть и уже внедрены в процесс подготовки социальных психологов в вузах.

3. Проблемы межличностных взаимодействий (атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях, развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга; точность оценивая черт личности). Здесь следует отметить докторскую диссертацию А. П. Оконешниковой «Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга». В данной работе выявлено своеобразие психологического влияния региональной и этнической среды на динамику межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга. Впервые раскрыта сложная динамика формирования и функционирования авто- и гетеростереотипов у представителей двух (русской и якутской) этнических групп. Обоснован, разработан и апробирован комплекс методик экспериментального исследования межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга.

4. Изучение конкретных социально-психологических явлений (анализ причин нарушений дисциплины труда и межличностных конфликтов как причин различных посягательств на законность, нравственные нормы, традиции и обычаи).

К сожалению, и в проблематике по социальной психологии фактически нет работ, прямо посвященных социально-психологическим аспектам процессов перестройки хозяйственной, экономической, политической, образовательной, духовной сфер жизни общества. Не исследуются острые социальные явления: межнациональные отношения (кроме одной работы), процессы

 

166

 

демократизации, негативные социальные явления (алкоголизм, рост преступлений) и др. В течение года не представлено ни одной работы по методологическим проблемам социальной психологии. Диссертантами практически не осваивается зарубежная и отечественная социальная психология.

В целом количество выполненных в 1989 г. работ по социальной психологии сократилось, хотя проблематика их актуальна. Они выполнены на достаточно хорошем уровне: их авторы решают поставленные теоретические задачи, опираются на полученный в эмпирических исследованиях материал, квалифицированно используют методический аппарат, часто разрабатывают свои методики, формулируют ряд практических выводов, которые принимаются и реализуются в соответствующей деятельности.

По другим психологическим специальностям диссертаций немного.

Тематику диссертаций по медицинской психологии можно разбить на три группы: 1) разработка психологических основ коррекции различных видов патологии внутренних органов и центральной нервной системы; 2) исследование различных форм нарушения сознания и дефектов личности у лиц с психосоматической патологией; 3) разработка и исследование диагностических признаков нарушений в психологических формах поведения, отношений, познавательных процессов, предложенных медицинской практике в интересах диагностики и лечения больных.

Интересны и полезны результаты, которые были получены при разработке основ социально-трудовой реабилитации больных с ишемической болезнью сердца. Были установлены зависимости эффективности хирургического лечения и восстановления от психологических особенностей больных, разработана прогностическая матрица личностных характеристик в интересах анестезиологических процедур (диссертация М. Я. Сирель). Разработаны психологические подходы для групповой коррекции в системе реабилитационной работы с больными бронхиальной астмой (диссертация Н. Д. Семеновой).

Принципы гуманизации процесса лечения используются в ряде других диссертаций, где разрабатываются психологические основы восстановительной медицины у больных после инсультов, инфарктов, черепно-мозговых травм и т. д. В этой группе работ можно отметить два новых научных направления. Это проблемы судебно-психолого-психиатрической экспертизы неправовых действий несовершеннолетних и формирование психологических установок населения на профилактическое медицинское обследование (диссертации Л. М. Зарицкой и Е. Г. Дозорцевой).

Исследования медицинских психологов установили крайне важные для юриспруденции данные о степени и формах осознания своих неправовых действий несовершеннолетними. Разработана классификация различных нарушений умственной деятельности и их влияния на мотивы и формы проступков. Теоретически обоснованы новые методологические подходы к анализу правонарушений с использованием закономерностей психологических процессов целеположения и целедостижения.

В арсенале итогов диссертационных исследований имеются актуальные разработки, связанные с оценкой мотивационных особенной алкогольной зависимости, ее поэтапного формирования. На основе результатов работы предложены практические рекомендации по вопросам диагностики психотерапии при алкоголизме (диссертация Ф. М. Оливейра).

В ряде работ изучается психологическая динамика восстановления психических и психоневрологических процессов в период хирургического лечения. Это касается прежде всего операций на мозге при эпилепсии. Практическая значимость подобных работ состоит в разработке диагностических признаков заболевания, принципов отбора больных для операций, критериев прогноза успешности операций (работы Н. Ш. Хазановой, Н. Я. Притыкиной, И. М. Никольской).

 

Тематика работ в области медицинской психологии в 1989 г. содержательно способствует перестройке медицинского обеспечения населения. Практическое значение и эффективность диссертационных работ по медицинской психологии, как правило, широко подтверждены в клиниках, больницах, диспансерах, интернатах, учебных заведениях, в виде методик обследования, методических пособий, учебных курсов, диагностических таблиц, схем обследования.