172
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ОБЫКНОВЕННЫЙ
ГУМАНИЗМ
Г. А. ЦУКЕРМАН
Москва
С 25 июля по 3 августа 1990 г. американская фирма
"Learning Forum" проводила в Москве свой первый
интернациональный лагерь, куда съехались 100 подростков из США и СССР. «Учебный
форум» был основан около 10 лет назад Бобби де Портер, и сейчас по этой
программе работают одновременно сотни лагерей в США. Программа «Учебного
форума» не является оригинальной но своим теоретическим основаниям, в ее основе
— органичное соединение лозановских методов суггестивного обучения, множества
приемов, используемых в группах общения, тренинга сензитивности и уверенности в
себе, а также жизненной философии К. Роджерса, воплощенной и практике групп
доверия. «Мы все время должны напоминать себе, что мы не психоаналитики: мы не
стремимся помочь подросткам осознать и переосмыслить тот конфликтный ранний
опыт, вытеснение которого новело дальнейшее развитие личности но искаженному
пути. Наша задача — помочь отрокам обрести ту оптимистичную веру в свои силы,
которая обеспечит каждому возможность максимальной реализации его потенций. А в
потенции каждый человек талантлив, каждый ребенок может учиться легко и с
удовольствием, каждый способен к бесконфликтному общению, к продуктивному сотрудничеству,
к глубокому неформальному взаимопониманию со сверстниками, родителями,
учителями; каждый способен жить на пределе своих физических, интеллектуальных и
коммуникативных возможностей и даже немножко за их пределами. И мы помогаем
каждому подростку сделать хотя бы шажок в ту область, о которой он обычно
говорит: «Этого я не смогу! Это у меня никогда не получится!» — так описывают
свою работу созидатели своеобразной подростковой общности, которая в рекламных
проспектах называется «Суперкемп».
О подростковом летнем лагере напоминает только
название. По сути, то, что происходит в Суперкемпе, может быть охарактеризовано
как десятидневная подростковая учебно-терапевтическая группа, решающая проблемы
самоуважения и самоактуализации через построение атмосферы доверия, открытости,
поддержки и заразительного оптимизма. Идеи гуманистической психологии, которыми
пропитана жизнь Суперкемпа, почти не вербализуются, они проживаются всей
общиной из 100 подростков, 18 юношей-вожатых и нескольких взрослых учителей и
организатора общения (R. Allen). Главным содержанием жизни
этой общины являются, как это ни парадоксально для летнего лагеря, уроки. К
традиционным для американского Суперкемпа урокам творчества и запоминания (D. Lindquist)
скорочтения (A. Segal) и свободного письма (М.
Сагг) в московском лагере был прибавлен урок русской культуры (Н. Мачуло). На
уроках решаются следующие задачи:1) через переживание удовольствия и легкости
при выполнении обычно трудных и скучных школьных заданий («прочитай», «запомни»,
«напиши», «срисуй») снять привычные защиты; 2) внушив ребенку доверие к
учителю, предложить ему простые и эффективные приемы рисования или запоминания,
скорочтения или письменного самовыражения — всего того, что входит в умение
учиться; 3) применить новый прием так, чтобы ученик пережил глубокое потрясение
от перемены, произошедшей с ним за те 6—7 ч занятий, которые пролетели приятно
и незаметно. К примеру, день, посвященный письму, заканчивался сочинением, в
котором ученику удавалось выразить сущность своего сегодняшнего состояния с
неведомой прежде глубиной и выразительностью. При этом применявшиеся учителем
тончайшие медитативные и релаксационные техники, приемы суггестии, музыкальная
и двигательная терапия — всё то, что воздействовало на ученика, но не было
плодом его собственных усилий, оставалось за рамками детского сознания, в
котором
173
ярко
высвечивала связь: «Этого блистательного результата я достиг, применив этот
нехитрый прием». Подаренное в конце занятия пособие по самообучению, содержащее
эффективную систему таких приемов, будет не только прочитано, но и опробовано.
Так зарождается мотивация учебного самосовершенствования, основанная на восстановленном
доверии ученика к своим возможностям.
Но создатели программы Суперкемпа четко понимают,
что вера каждого подростка в собственные творческие силы подвергалась уже
суровым испытаниям, что каждый ученик за 6—8 школьных лет получил слишком много
ударов по самолюбию и поэтому возродить в нем желание учиться, вкус к
интеллектуальному риску, вернуть ребенку утраченную радость реализации своих
творческих возможностей, преодоления собственной ограниченности невозможно
только учебными средствами. Базисное доверие к себе должно быть восстановлено в
более широком жизненном контексте — через реставрацию (или реаниманию)
базисного доверия к людям, через укрепление самых первичных, симбиотических
связей с другими людьми: сверстниками, учителями, родителями.
Вот почему пять дней занятий, посвященных
приобретению или совершенствованию учебных навыков, обрамлены пятью днями
«построения отношений». Программа Суперкемпа предполагает погружение в различные
сферы отношений и вооружение подростков средствами коммуникации, необходимыми в
каждой сфере. Это и детские игровые отношения, создающие атмосферу легкости,
ребячливости, и взрослые отношения сотрудничества в общем деле, и подростковые
личностные отношения.
Игры, составляющие основное содержание первого дня
жизни Суперкемпа, отличаются от обычных подростковых игр двумя особенностями. Во-первых,
в них исключен момент соревновательности: они не разделяют играющих на лучших
(победителей) и худших (проигравших), а соединяют детей в группу, которая
только сообща может получить полное удовольствие от игры и друг от друга.
Во-вторых, почти все они содержат своеобразные диагностические приемы,
обнаруживающие индивидуальный стиль каждого подростка, что способствует
построению взаимопонимания на невербальном уровне. Во второй день подростки
получают опыт глубинного личностного самораскрытия в ситуации, приближенной к
терапевтической беседе. Здесь же они приобретают первые уроки эмпатического
выслушивания. Два следующих дня — кульминационные с точки зрения выстраивания
отношений доверия и поддержки. Сюжетом сплочения групп являются ситуации
физического риска, в которых безопасность каждого зависит от его партнеров. И
лишь после того как в группе из 12—14 подростков устанавливается доверительный
и открытый стиль общения, дети погружаются в интеллектуальные занятия,
требующие чувства максимальной защищенности и внутренней сосредоточенности.
Для закрепления главного результата уроков — чувства
самоуважения и радостного переживания собственной уникальности и значимости в
последние дни жизни Суперкемпа по нарастающей звучит главная тема юношеского
самопознания: «Я в человечестве». Если единицей построения подростковых
общностей, центрированных на теме сверстнических отношений и поиска себя, была
группа из 12—14 подростков, то юношеская тема самоопределения в мире
человеческих отношений требовала построения новой общности, открытой для внешнего
мира. Здесь прорабатывались (вновь не только на вербальном уровне) проблемы
отношений с родителями, возвращения в привычную жизнь, возможности сохранить в
ней то чувство доверия к себе и другим людям, которым было пронизано общение в
лагере, возможности реализовать себя в будущем.
Первый в истории Суперкемпа опыт построения общности
подростков, принадлежащих к разным, а в каких-то отношениях — полярным
коммуникативным культурам, позволил обнаружить точки роста данной методики
практического обучения взаимопониманию и сотрудничеству. В методике, полностью
оправдывающей себя в американской среде, центрирующей воспитание на индивиде,
при переносе на советскую почву, при встрече с детьми, выросшими в условиях
насильственной коллективизации и манипулятивной педагогики, должна быть
заострена проблематика личного выбора, тема субъектности, помогающей подросткам
стать авторами собственных биографий.
Самое общее впечатление о Суперкемпе, или «Учебном
форуме»: это образец психологического дизайна целостных жизненных событий,
проживание в которых культивирует те или иные способности (в данном случае
помогает подростку найти в себе точку опоры для дальнейшего самосовершенствования).
Современная психология приближается к возможности многомерного моделирования
жизни в ее пестром многообразии и одновременно в чистоте гуманистической
идеализации.