Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ОБЫКНОВЕННЫЙ ГУМАНИЗМ

 

Г. А. ЦУКЕРМАН

 

Москва

 

С 25 июля по 3 августа 1990 г. американская фирма "Learning Forum" проводила в Москве свой первый интернациональный лагерь, куда съехались 100 подростков из США и СССР. «Учебный форум» был основан около 10 лет назад Бобби де Портер, и сейчас по этой программе работают одновременно сотни лагерей в США. Программа «Учебного форума» не является оригинальной но своим теоретическим основаниям, в ее основе — органичное соединение лозановских методов суггестивного обучения, множества приемов, используемых в группах общения, тренинга сензитивности и уверенности в себе, а также жизненной философии К. Роджерса, воплощенной и практике групп доверия. «Мы все время должны напоминать себе, что мы не психоаналитики: мы не стремимся помочь подросткам осознать и переосмыслить тот конфликтный ранний опыт, вытеснение которого новело дальнейшее развитие личности но искаженному пути. Наша задача — помочь отрокам обрести ту оптимистичную веру в свои силы, которая обеспечит каждому возможность максимальной реализации его потенций. А в потенции каждый человек талантлив, каждый ребенок может учиться легко и с удовольствием, каждый способен к бесконфликтному общению, к продуктивному сотрудничеству, к глубокому неформальному взаимопониманию со сверстниками, родителями, учителями; каждый способен жить на пределе своих физических, интеллектуальных и коммуникативных возможностей и даже немножко за их пределами. И мы помогаем каждому подростку сделать хотя бы шажок в ту область, о которой он обычно говорит: «Этого я не смогу! Это у меня никогда не получится!» — так описывают свою работу созидатели своеобразной подростковой общности, которая в рекламных проспектах называется «Суперкемп».

О подростковом летнем лагере напоминает только название. По сути, то, что происходит в Суперкемпе, может быть охарактеризовано как десятидневная подростковая учебно-терапевтическая группа, решающая проблемы самоуважения и самоактуализации через построение атмосферы доверия, открытости, поддержки и заразительного оптимизма. Идеи гуманистической психологии, которыми пропитана жизнь Суперкемпа, почти не вербализуются, они проживаются всей общиной из 100 подростков, 18 юношей-вожатых и нескольких взрослых учителей и организатора общения (R. Allen). Главным содержанием жизни этой общины являются, как это ни парадоксально для летнего лагеря, уроки. К традиционным для американского Суперкемпа урокам творчества и запоминания (D. Lindquist) скорочтения (A. Segal) и свободного письма (М. Сагг) в московском лагере был прибавлен урок русской культуры (Н. Мачуло). На уроках решаются следующие задачи:1) через переживание удовольствия и легкости при выполнении обычно трудных и скучных школьных заданий («прочитай», «запомни», «напиши», «срисуй») снять привычные защиты; 2) внушив ребенку доверие к учителю, предложить ему простые и эффективные приемы рисования или запоминания, скорочтения или письменного самовыражения — всего того, что входит в умение учиться; 3) применить новый прием так, чтобы ученик пережил глубокое потрясение от перемены, произошедшей с ним за те 6—7 ч занятий, которые пролетели приятно и незаметно. К примеру, день, посвященный письму, заканчивался сочинением, в котором ученику удавалось выразить сущность своего сегодняшнего состояния с неведомой прежде глубиной и выразительностью. При этом применявшиеся учителем тончайшие медитативные и релаксационные техники, приемы суггестии, музыкальная и двигательная терапия — всё то, что воздействовало на ученика, но не было плодом его собственных усилий, оставалось за рамками детского сознания, в котором

 

173

 

ярко высвечивала связь: «Этого блистательного результата я достиг, применив этот нехитрый прием». Подаренное в конце занятия пособие по самообучению, содержащее эффективную систему таких приемов, будет не только прочитано, но и опробовано. Так зарождается мотивация учебного самосовершенствования, основанная на восстановленном доверии ученика к своим возможностям.

Но создатели программы Суперкемпа четко понимают, что вера каждого подростка в собственные творческие силы подвергалась уже суровым испытаниям, что каждый ученик за 6—8 школьных лет получил слишком много ударов по самолюбию и поэтому возродить в нем желание учиться, вкус к интеллектуальному риску, вернуть ребенку утраченную радость реализации своих творческих возможностей, преодоления собственной ограниченности невозможно только учебными средствами. Базисное доверие к себе должно быть восстановлено в более широком жизненном контексте — через реставрацию (или реаниманию) базисного доверия к людям, через укрепление самых первичных, симбиотических связей с другими людьми: сверстниками, учителями, родителями.

Вот почему пять дней занятий, посвященных приобретению или совершенствованию учебных навыков, обрамлены пятью днями «построения отношений». Программа Суперкемпа предполагает погружение в различные сферы отношений и вооружение подростков средствами коммуникации, необходимыми в каждой сфере. Это и детские игровые отношения, создающие атмосферу легкости, ребячливости, и взрослые отношения сотрудничества в общем деле, и подростковые личностные отношения.

Игры, составляющие основное содержание первого дня жизни Суперкемпа, отличаются от обычных подростковых игр двумя особенностями. Во-первых, в них исключен момент соревновательности: они не разделяют играющих на лучших (победителей) и худших (проигравших), а соединяют детей в группу, которая только сообща может получить полное удовольствие от игры и друг от друга. Во-вторых, почти все они содержат своеобразные диагностические приемы, обнаруживающие индивидуальный стиль каждого подростка, что способствует построению взаимопонимания на невербальном уровне. Во второй день подростки получают опыт глубинного личностного самораскрытия в ситуации, приближенной к терапевтической беседе. Здесь же они приобретают первые уроки эмпатического выслушивания. Два следующих дня — кульминационные с точки зрения выстраивания отношений доверия и поддержки. Сюжетом сплочения групп являются ситуации физического риска, в которых безопасность каждого зависит от его партнеров. И лишь после того как в группе из 12—14 подростков устанавливается доверительный и открытый стиль общения, дети погружаются в интеллектуальные занятия, требующие чувства максимальной защищенности и внутренней сосредоточенности.

Для закрепления главного результата уроков — чувства самоуважения и радостного переживания собственной уникальности и значимости в последние дни жизни Суперкемпа по нарастающей звучит главная тема юношеского самопознания: «Я в человечестве». Если единицей построения подростковых общностей, центрированных на теме сверстнических отношений и поиска себя, была группа из 12—14 подростков, то юношеская тема самоопределения в мире человеческих отношений требовала построения новой общности, открытой для внешнего мира. Здесь прорабатывались (вновь не только на вербальном уровне) проблемы отношений с родителями, возвращения в привычную жизнь, возможности сохранить в ней то чувство доверия к себе и другим людям, которым было пронизано общение в лагере, возможности реализовать себя в будущем.

Первый в истории Суперкемпа опыт построения общности подростков, принадлежащих к разным, а в каких-то отношениях — полярным коммуникативным культурам, позволил обнаружить точки роста данной методики практического обучения взаимопониманию и сотрудничеству. В методике, полностью оправдывающей себя в американской среде, центрирующей воспитание на индивиде, при переносе на советскую почву, при встрече с детьми, выросшими в условиях насильственной коллективизации и манипулятивной педагогики, должна быть заострена проблематика личного выбора, тема субъектности, помогающей подросткам стать авторами собственных биографий.

Самое общее впечатление о Суперкемпе, или «Учебном форуме»: это образец психологического дизайна целостных жизненных событий, проживание в которых культивирует те или иные способности (в данном случае помогает подростку найти в себе точку опоры для дальнейшего самосовершенствования). Современная психология приближается к возможности многомерного моделирования жизни в ее пестром многообразии и одновременно в чистоте гуманистической идеализации.