82
СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Ю. В. ВАСИЛЬЕВ
Сегодня сложилось
противоречие между громадностью фактического материала в педагогике и
состоянием ее теоретического фундамента. Более того, полагая, что педагогика — прикладная
наука, многие ученые не заботятся об укреплении ее теоретического основания.
Вместе с тем ясно, что нет только прикладных наук, есть прикладная и
теоретические ее составляющие. И без хорошей теории не может быть полноценной
практики. Все это в полной мере относится и к разработке теории управления
народным образованием, школой.
Предполагается, что главное
в этой проблеме заключается в необходимости педагогически осмыслить явления и
категории,
83
наиболее важные для построения
целостной теории управления школой — конкретной науки о содержании, функциях и
строении школы как единого общественного института, призванного воспитывать
подрастающее поколение; это категория управления школой, категория
педагогической сути в этом явлении, категория формирования личности (аспект ее
управления).
Педагогический анализ
деятельности и управления состоит не в выделении функций управления школой и их
рассмотрении как общего и специального и процессе социального управления, а в
том, чтобы в практику и теорию управления школой ввести такие единицы анализа,
которые несут в себе педагогическое да и психологическое отражение процесса
управления. Но для этого управление школой следует рассматривать как внутреннее
движение учебно-воспитательного процесса, порожденное движением человеческой
деятельности.
Конечно, любое действие в
школе, в том числе и элементарные требования распорядка, носит управленческий
характер, но педагогическая и психологическая проблемы заключаются в другом:
какова будет эта деятельность, как пойдет ее развитие, а вместе с тем и
преобразование самих объектов, да и субъектов воспитания.
Деятельность по управлению
школой значительно отличается от работы руководителей учреждений или промышленных
предприятий. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется
реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование
учебно-воспитательного процесса и конечный результат — развитие личности
школьника. Деятельность руководителей и сущность управления школой мы
определили термином «педагогическое управление» [1].
Рассмотрение сущности
педагогического управления (его объекта и предмета, задач, средств и методов),
а также педагогического аспекта труда директора и управленческого труда учителя
позволяет, как мы полагаем, создать теорию управления учебно-воспитательным
процессом в школе.
Основное внимание органов
управления народным образованием направлено на школу — главное звено всей
системы просвещения. Поэтому именно школа рассматривается в подавляющем
большинстве исследований как объект управления.
На первый взгляд на практике
так и должно происходить. Однако недостатки, имеющиеся в работе школы,
свидетельствуют о том, что важные особенности ее как объекта управления
учитываются не всегда или не полностью.
В практике работы школы
имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное
и др. Все они связаны между собой, проникают друг в друга, и их порой трудно
дифференцировать. Однако главное, что определяет их назначение в школе,— это
то, что все они в конечном счете должны быть направлены на осуществление ее
ведущей общественной функции, на решение ею задач воспитания и образования.
Вероятно, поэтому школоведение — сложившаяся область знаний — рассматривает
управление школой как интегративный процесс.
Другая особенность школы как
объекта управления заключается в том, что все виды управления, осуществляемые в
школе, не являются рядоположенными. Согласно основной социальной задаче школы
доминировать в ее работе должно воспитание и обучение; отсюда следует, что
среди других видов управления в школе должно доминировать управление
воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника. В
школоведении об этом или говорится приглушенно (мол, все виды управления в
школе направлены на решение этой задачи), или же вовсе умалчивается, поскольку
дальше следуют «владения» дидактики и теории воспитания.
Кроме того, школоведение
теряет свою связь с педагогикой и перестает
84
быть ее составной частью.
Игнорировать же управление обучением и воспитанием и сводить его только к дидактике
или теории воспитания тоже нельзя, так как последние имеют свои специфические
объекты, задачи и средства их достижения, и, кроме того, обучение и воспитание
будут значительно ослаблены без организационного (управленческого)
подкрепления.
Итак, педагогическое
управление как практическая деятельность — это управление воспитанием и
обучением подрастающих поколений. Именно процесс управления обучением и воспитанием
новых поколений является объектом теории педагогического управления, объектом
нашего исследования.
Педагогическое управление
тесно связано с педагогической наукой и психологией, оно использует их достижения
в управлении процессом воспитания и образования. Но в то же время управление
отличается от них тем, что педагогические науки изучают сам
учебно-воспитательный процесс, а педагогическое управление — процесс управления
им.
Управление учебно-воспитательным
процессом в школе будет эффективным, если:
в работе школы будет
доминировать педагогическое управление и все остальные виды управления в школе
будут направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
ученик станет субъектом
педагогического управления;
вся педагогическая система в
школе и вне ее будет направлена на воспитание, образование и развитие личности;
педагогическое управление
будет осуществляться учителем, а также директором школы и его заместителем;
оно будет соответствовать
объекту управления и использовать специальные методы педагогического управления;
целенаправленное обучение и
воспитание будут рассматриваться как управляемый процесс;
наконец, будет создана
целостная теория педагогического управления и перестроен управленческий
механизм для преодоления формализма и бюрократизма в работе школы и развития
демократических начал в народном образовании.
Теоретической основой и
общей методологической базой нашего исследования являются общегосударственные
принципы руководства народным образованием и специальные требования к повышению
качества управления обучением и воспитанием на современном этапе, которые
проявляются в том, что, наряду с общей теорией управления, существуют и чистые
теории научного управления социальной действительностью и конкретные положения
частных теорий управления. Последние не являются просто извлечением из общей
теории, а представляют собой самостоятельные выводы, строящиеся на основе
анализа конкретных социальных явлений и процессов, учета специфики управляемого
объекта. Теория управления народным образованием базируется на общих
закономерностях социального управления, но с обязательным учетом специфики
сферы просвещения, которая находит свое выражение прежде всего в объекте,
функциях и задачах управления, в многообразных связях педагогической
деятельности.
Кроме того, методологической
базой исследования являются системный и деятельностный подходы к управлению в
школе, и педагогическому в частности, а также конкретизированные в государственных
документах положения о перестройке школы и управлении ею.
Значительное место, в силу
специфики исследования занимает мысленный эксперимент и моделирование как
важнейшие средства теоретического исследования. В связи с поставленной целью
исследования и в силу специфики его предмета теоретический анализ будет играть
в работе особенно важную роль.
На этапе опытной проверки
используется ряд методов: изучение состояния практики, изучение достижений
школоведения, социального управления и других смежных с ними наук, а также
достижений передового опыта управления в школах методом журналистского
85
исследования (часть
результатов этого опыта отобрана и опубликована в книгах для учителей и
директоров школ из серии «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»
издательства «Педагогика»); выявление типичных затруднений руководителей в
процессе управления путем наблюдений, бесед, интервьюирования, анкетирования и
изучения документации.
При разработке конкретных
путей педагогического управления в школе используется инструментарий системного
анализа и педагогического прогнозирования. Экспериментальным исследованием
охвачены школы Москвы, Волгоградского и частично Хабаровского региона.
Проект «Педагогическое
управление в школе: теория и практика» рассчитан на три года (1990—1992).
Первый этап исследования
(1990) направлен на построение теоретической концепции педагогического
управления, изучение и анализ управления учебно-воспитательным процессом в
экспериментальных территориях и подготовку документов для опытно-экспериментальной
проверки в 1991 г. На завершающем этапе (1992) будут подготовлены рекомендации
по управлению учебно-воспитательным процессом в школе и проведено обобщение результатов
исследования.
Результаты исследования
могут быть использованы в процессе совершенствования управления школой и
органов народного образования, а также при проведении учебных занятий в
пединституте и институте повышения квалификации руководителей школ и работников
органов народного образования.
Кроме того, результаты
исследования могут быть использованы и для дальнейших теоретических и
прикладных исследований по данной проблеме. Отдельным и весьма перспективным направлением,
на наш взгляд, могут стать психологические аспекты этого вида управления.
1. Васильев Ю.В. Педагогическое управление:
теоретико-методологический аспект рассмотрения // Сов. педагогика. 1982. №11.
Поступила в редакцию 30.VII 1990 г.