Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

68

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЯ

 В ПРОЦЕССЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ

 

А.О. ПРОХОРОВ

 

В системе учитель-ученик, межличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя — это общение с детьми на заданную тему. И очевидно, что только в том случае оно достигает хороших результатов, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях.

Исследование общения показывает, что поведение, мимика, жесты, интонация, темп движений и пр. являются сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических состояниях партнера по деятельности [1]. Каждый из таких совокупных сигналов, имеющих как информационное, так и регулятивное значение, осваивается партнером в ходе взаимодействия, в процессе которого происходит выделение и объединение признаков, информирующих об актуальных состояниях. Не анализируя всех механизмов возникновения психических состояний, отметим лишь следующее: деятельность и общение учителя и класса являются основными элементами учебной ситуации. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как невербальным, так и вербальным и осуществляется через внушение, убеждение, заражение и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких или аналогичных психических состояний, а причиной — механизм взаимного отражения друг другом в контексте совместной деятельности и общения. Взаимное отражение включает в себя отражение поведенческих, эмоциональных и когнитивных сторон личности партнеров [8], [10]. Оно сопровождается также обменом состояний, которые играют первостепенную роль в совместной деятельности, связанной с установлением различных связей и зависимостей между людьми в ходе деятельности. Например, интеграция психических состояний взаимодействующих субъектов обусловливает соответствующий психологический климат [11], создает атмосферу урока. Таков, в целом, вероятный механизм возникновения психических состояний в системе учитель — ученик.

В то же время необходимо отметить определенную специфику этого взаимодействия. Одна из ее сторон представлена в системе субъект-субъектных отношений и реализуется в виде непосредственного общения на уроке. Психические состояния, возникающие в данной системе отношений, в основном спонтанные, непреднамеренные, являются следствием случайных учебных ситуаций.

Другая сторона системы отношений между учителем и учениками преломляется через учебную деятельность и ее программирование, т. е. в этом случае ученик выступает в роли объекта воздействий учителя. Для педагога эта система реализуется в виде учитель — средства познания и управления — учащиеся. Учащиеся в этом случае выступают как предмет познания и объект управления. В свою очередь, для учащихся эта система выглядит следующим образом: учащиеся — средства познания и самоуправления — учитель. Педагог, в этом случае, является источником и средством опосредованного познания [2].

 

69

 

Учитель в системе субъект-объектных отношений моделирует свою деятельность и ее средства, включая моделирование и программирование психических состояний, необходимых для достижения продуктивности урока. Психические состояния в этом случае преднамеренные и продуманные. Наш опыт и литературные данные подтверждают это предположение: педагоги-мастера практически всегда прогнозируют, какие психические состояния должны быть у них во время конкретного урока, определенной темы, в той или иной ситуации и т. д.

Таким образом, на уроке происходит интеграция состояний, возникающих как следствие взаимодействия учителя и школьников в рамках субъект-субъектных и субъект-объектных систем взаимоотношений. Что касается исследований психических состояний школьников и педагогов во время совместной деятельности на уроке, взаимодействия этих состояний, то, хотя факт взаимодействия не вызывает сомнений, этот вопрос практически не изучен. Правда, в отдельных работах, имеющих иные задачи, косвенно отмечается роль психических состояний [5], [7]. Например, рассматриваются барьеры общения, связанные с непониманием психических состояний партнеров [9], анализируются причины в особенности дидактогенных негативных психических состояний [6].

Можно предполагать, что возникновение в учебном процессе психических  состояний, обусловленных субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями, имеет сложный механизм и динамику проявления: в ходе взаимного отражения актуализация одной группы состояний приводит к возникновению соответствующей или иной группы состояний партнера, а изменение ситуации общения приводит к смене состояний. В этом случае управляющая роль учителя в контексте отношений со школьниками определяет ее ведущее положение в актуализации состояний школьников на уроке. Педагог как бы задает в общении со школьниками необходимые для продуктивной деятельности психические состояния, подвергаясь, в свою очередь, в процессе урока воздействиям состояний учащихся.

Цель работы заключалась в исследовании механизмов взаимодействия психических состояний учителя и школьников в процессе педагогического общения на уроке.

 

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В исследовании применялись разработанные нами опросники психических состояний учителя и школьников. В основу диагностики психических состояний учителя легли выделенные нами 78 наиболее часто встречающихся психических состояний в педагогической деятельности. Данные получены на основании обследования 246 учителей средних школ. Данные о психических состояниях школьников (выделено 74 наиболее часто встречающихся состояний) были получены в результате обследования 524 школьников.

Основанием для выделения наиболее часто встречающихся состояний (78 — учителя и 74 — школьники) явилось предварительно проведенное обследование учителей и школьников. Испытуемым предлагался разработанный нами опросник психических состояний личности, включающий в себя 1240 слов-определений, каждое из которых представляло собой ряд категориальных проявлений данного состояния и его особенностей. С помощью опросника было проведено обследование учителей. При обследовании школьников в силу недостаточной сформированности у них самосознания и рефлексии применялась методика свободно конструируемого ответа, где школьники описывали свои наиболее типичные состояния во время учебы в школе. Регистрация психических состояний проводилась в реальных условиях учебного процесса: у школьников — во время учебы, у учителей — во время работы в школе. Основным требованием инструкции являлась необходимость выделения и описания тех психических состояний, которые характерны для учащихся и педагогов

 

70

 

в период учебы или работы в школе.

Обработка результатов проводилась с использованием методики частотного анализа, согласно которой нами выделен уровень 67 % частоты встречаемости психических состояний в учебном процессе. В результате данной обработки были выделены 78 наиболее часто встречающихся состояний учителей и 74 состояния — у школьников. Впоследствии эти состояния легли в основу опросников, использованных в данной работе.

На основании личностно-деятельностного подхода были выделены деятельностные состояния (вдохновение, увлеченность и др.); состояния общения (симпатия, откровение-откровенность, смущение и др.); состояния, обусловленные системой отношений к действительности и направленностью (озабоченность, враждебность и др.); состояния, обусловленные биологическими компонентами характера (психофизиологические состояния) — бодрость, утомление, сонливость и др.; эмоциональные состояния  (радость, страх и др.); волевые состояния (решимость, леность-лень и др.); интеллектуальные состояния (задумчивость и др.). В свою очередь, данные состояния были разделены на положительные и отрицательные.

Исследование взаимодействия психических состояний школьников и учителей на уроке было организовано следующим образом: сразу после звонка об окончании урока школьники получали анкету, где отмечали у себя выраженность психических состояний на уроке; другую анкету, с той же инструкцией, получал учитель. Необходимо было оценить наличие и интенсивность психических состояний во время урока. Оценка от 0 до 5 баллов: 0 — отсутствие состояния, 5 — максимальная выраженность. По этой схеме нами было проведено изучение психических состояний 19 классов (VI—Х классы) и соответственно 19 учителей-предметников. Число обследованных школьников — 405 человек. Учебные предметы различны, стаж педагогической деятельности учителей также различен.

В статистической обработке использовались параметрические и непараметрические критерии статистик связи и различий.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

В исследовании психических состояний было обнаружено, что психические состояния учителей на уроке, по сравнению с состояниями учеников, характеризует большая выраженность положительно окрашенных психических состояний: деятельностных, общения и состояний, обусловленных отношением к окружающему миру, психофизиологических и волевых (табл.).

В целом, как у школьников, так и у учителей выраженность положительно окрашенных состояний на уроках выше, чем отрицательных, но у учителей положительно окрашенные состояния имеют большую интенсивность. Большая интенсивность положительно окрашенных состояний учителей, по-видимому, связана с необходимостью решения задач урока. Исследования показывают, что изменения психологических показателей (в частности, мышления) у школьников происходят только в том случае, если психологические показатели учителя значительно выше среднего уровня класса [4].

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить ряд особенностей связи психических состояний учителей и школьников во время уроков. Корреляции представлены в двух аспектах — по отношению к школьникам и по отношению к учителю, т. е. какие психические состояния учителя влияют на состояния класса и наоборот.

На рис. 1 представлены особенности влияния психических состояний учителя на психические состояния школьников. Результаты показывают, что большая интенсивность положительных интеллектуальных состояний учителя влияет на интенсивность положительных деятельностных состояний школьников (рис. 1.1); отрицательные

 

71

 

Таблица

 

Психические состояния школьников и учителей на уроке

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

2,5

1,6

2,6

1,3

2,6

1,7

2,9

1,9

2,6

1,2

2,6

1,5

2,6

1,8

Б

3,3

1,1

3,4

1,2

3,7

1,4

4,0

1,6

3,0

1,0

3,9

1,1

2,9

1,0

р

+

+

+

+

––

+

 

Условные обозначения: А — психические состояния школьников, Б — психические состояния учителей, р— достоверность различий, + — различия на уровне р<0,05. Здесь и на рисунках: 1 — положительные деятельностные состояния; 2 — отрицательные деятельностные состояния; 3 — положительные состояния общения; 4 — отрицательные состояния общения; 5 — состояния, обусловленные положительным отношением к действительности; 6 — состояния, обусловленные отрицательным отношением к действительности; 7 — положительные психофизиологические состояния; 8 — отрицательные психофизиологические состояния; 9 — положительные эмоциональные состояния; 10 — отрицательные эмоциональные состояния; 11 — положительные волевые состояния; 12 — отрицательные волевые состояния; 13 — положительные интеллектуальные состояния; 14 — отрицательные интеллектуальные состояния.

 

деятельностные состояния школьников связаны с повышением интенсивности отрицательных волевых состояний учителя, снижением интенсивности положительных состояний общения, снижением положительных психофизиологических состояний (рис. 1. 2); положительные состояния общения школьников зависят от интенсивности положительных интеллектуальных и волевых состоянии учителя на уроке (рис. 1. 3); состояния, обусловленные положительным отношением школьников к окружающему миру, связаны с положительными деятельностными и положительными волевыми состояниями учителя (рис. 1.4); положительные эмоциональные состояния школьников зависят от положительных деятельностных состояний учителя, а также от состояний, связанных с положительным отношением к действительности, положительных волевых и

 

 

Рис. 1. Влияние психических состояний учителя на психические состояния школьников (Условные обозначения те же, что и в табл.).

 

 

Рис. 2. Влияние психических состояний школьников на учителя.

 

72

 

интеллектуальных состояний (рис. 1.8); положительные волевые состояния школьников связаны с положительными деятельностными, волевыми и интеллектуальными состояниями учителя (рис. 1.5); интенсивность положительных психофизиологических состояний школьников зависит от положительных интеллектуальных состояний учителя (рис. 1.6); низкая интенсивность положительных состояний общения, положительных психофизиологических состояний приводит к большей интенсивности отрицательных интеллектуальных состояний школьников (рис. 1.7).

В свою очередь психические состояния школьников влияют на психические состояния учителей в процессе урока (рис. 2). Так, результаты показывают, что положительные деятельностные состояния учителей на уроке зависят от положительных психофизиологических и волевых состояний школьников, а также от положительных состояний, связанных с отношением к окружающим (рис. 2.1); положительные состояния общения учителей связаны с более низким уровнем отрицательных деятельностных и интеллектуальных состояний школьников (рис. 2.2); выраженность положительных психических состояний учителей, связанных с отношением к окружающим, зависит от большей интенсивности положительных эмоциональных и снижения отрицательных интеллектуальных состояний школьников (рис. 2.3); положительные психофизиологические состояния связаны с меньшей интенсивностью отрицательных деятельностных и интеллектуальных состояний школьников (рис. 2.4); положительные волевые состояния учителей связаны с положительными деятельностными, эмоциональными, волевыми состояниями, а также с положительными состояниями общения и состояниями, обусловленными положительным отношением школьников к окружающим (рис. 2.5); отрицательные волевые состояния учителей зависят от отрицательных деятельностных состояний школьников (рис. 2.6); положительные интеллектуальные состояния учителей обусловливаются положительными деятельностными, психофизиологическими, эмоциональными, волевыми и положительными состояниями общения школьников (рис. 2.7).

Рассмотрим матрицы интеркорреляций психических состояний школьников и учителей отдельно. Учитывая, что измерение психических состояний проходило в одинаковых условиях (в едином времени и пространстве), то подобные корреляции, их величина и значимость представляют большой интерес. Анализ структурной организации корреляций психических состояний обеих групп был осуществлен с использованием метода максимального корреляционного пути [3]. Сравнение полученных результатов школьников и учителей показывает, что структура психических состояний школьников на уроке имеет сложную организацию, тогда как состояния учителей характеризуются  выраженным  линейным строением. Как в группе школьников, так и педагогов в целостной организации психических состояний можно выделить блоки положительно — и отрицательно окрашенных состояний.

У школьников в группе отрицательно окрашенных состояний центральным звеном блока являются отрицательные деятельностные состояния, которые интегрируют другие группы отрицательных состояний. Со стороны положительно окрашенных психических состояний можно также выделить блок, в центре которого находятся положительные эмоциональные состояния. Последние интегрируют другие положительно окрашенные состояния. Взаимодействие блоков положительно и отрицательно окрашенных состояний проходит через группу состояний, связанных с позитивным отношением к окружающим.

Определенную трудность представляет выделение каких-либо блоков в системе линейно организованных состояний учителей. С достаточной степенью условности такими центральными блоками можно считать группы положительно и отрицательно окрашенных состояний общения, связанных с соответствующими комплексами других

 

73

 

положительно и отрицательно окрашенных состояний. У педагогов, так же как и у школьников, связующим звеном между блоками положительно и отрицательно окрашенных состояний являются состояния, связанные с системой отношений, и эмоциональные состояния.

Рассмотрим целостную структурно-функциональную организацию психических состояний школьников и учителей на уроке (рис. 3). Центральным звеном всей системы структурно-функциональной организации психических состояний школьников и учителей во время урока являются состояния учителя: положительные деятельностные (№ 1) и положительные состояния общения (№ 3). Причем № 1 взаимодействует только с положительными эмоциональными состояниями школьников (№ 9), и через них обусловливают весь комплекс положительно окрашенных состояний школьников, которые, в свою очередь, обусловливают положительные деятельностные состояния учителя. Другой блок — комплекс отрицательно окрашенных состояний школьников, через отрицательные деятельностные состояния связанный обратными зависимостями с положительными психофизиологическими состояниями учителя на уроке (№ 7), а через них с состояниями общения (№ 3). Зависимость в этом случае следующая: снижение интенсивности положительных психофизиологических состояний учителя (бодрости, энергичности и др.) способствует актуализации отрицательных деятельностных состояний (№ 2), а через них всего комплекса отрицательных состояний школьников на уроке. И наоборот, большая выраженность положительных психофизиологических состояний уменьшает интенсивность отрицательных деятельностных состояний школьников, а через них снижает интенсивность всего комплекса отрицательно окрашенных состояний.

 

 

Рис. 3. Структурно-функциональная организация психических состояний учителя и школьников на уроке.

 

Таким образом, центральное место в структурно-функциональной организации психических состояний на уроке занимают психические состояния учителя, которые сравнительно жестко связаны между собой. Психические состояния школьников на уроке распадаются на два комплекса: положительно и отрицательно окрашенных состояний. Актуализация того или иного комплекса зависит от психических состояний педагогов. Системообразующими психическими состояниями в целостной структурно-функциональной организации взаимодействующих состояний школьников и учителей являются положительные деятельностные состояния и положительные состояния общения учителя. Актуализация комплекса положительно окрашенных состояний школьников на уроке обусловливается положительными деятельностными состояниями учителя. Проявление комплекса отрицательно окрашенных состояний школьников на уроке обусловливается психофизиологическими состояниями учителя (например, утомление, усталость, снижение уровня активности

 

74

 

актуализируют комплекс отрицательно окрашенных состояний школьников на уроке).

Представленные выше результаты демонстрируют значимость положительных психических состояний учителя на уроке, благодаря которым достигается решение основных задач урока и актуализируются положительные психические состояния школьников, способствующие обучению и развитию.

 

ВЫВОДЫ

 

1. В течение урока у учителей и школьников доминируют положительно окрашенные состояния, причем у педагогов эти состояния более интенсивны.

2. В процессе урока психические состояния учителей и школьников взаимодействуют, обусловливая друг друга. Изменение психического состояния учителя приводит к изменению состояний всего класса. В свою очередь, изменение состояний школьников изменяет психическое состояние педагога.

3. Структурная организация психических состояний школьников на уроке имеет более сложное строение, чем структурная организация состояний учителей. В группе положительно окрашенных состояний школьников центральное место занимают положительные эмоциональные состояния, а в группе отрицательно окрашенных состояний — отрицательные деятельностные состояния. У учителей центральные позиции занимают положительные и отрицательные состояния общения. Развертывание блоков с преимущественной выраженностью положительно или отрицательно окрашенных состояний зависит и осуществляется через актуализацию состояний, связанных с отношениями к окружающим и эмоциональными состояниями. Этот механизм характерен как для учителей, так и для школьников. Пусковым моментом актуализации блоков состояний являются различные особенности ситуаций учебной деятельности.

4. В целостной структурно-функциональной организации психических состояний на уроке центральные позиции занимают психические состояния учителя. В случае большей интенсивности положительно окрашенных состояний учителя и прежде всего — деятельностных и психофизиологических, психические состояния школьников на уроке также имеют положительную окраску. Снижение интенсивности положительных состояний учителя актуализирует отрицательные деятельностные состояния и уменьшает положительные эмоциональные, что, в свою очередь, увеличивает выраженность комплекса отрицательных состояний и уменьшает интенсивность блока положительных состояний.

 

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

2. Вилькеев Д. В. О соотношении методов науки и методов школьного обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.

3. Выханду Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии. Вып. 3. Л., 1964.

4. Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М., 1989.

5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

6. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

8. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

9. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск. 1986.

10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

11. Парыгин Б. Д. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. Л., 1986.

 

Поступила в редакцию 20.I 1990 г.