Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

В ПРЕЗИДИУМЕ АПН СССР

 

В Президиуме АПН СССР обсуждаются направления работы отделений. Статья Е. А. Климова основана на письменных предложениях, направленных в организуемое Отделение психологии, возрастной физиологии и дефектологии. Редакция надеется получить отклики и пожелания о направлениях работы Отделения и от других психологов.

 

К ОБРАЗУ ОБНОВЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АПН СССР

 

Е. А.КЛИМОВ

 

Отделение как форма организации усилий профессионального сообщества психологов, концентрирующихся вокруг Академии, не должно задавать направлений их работы, хотя бы и основных. Дело в том, что развитие науки, как все согласятся, происходят в форме диалектики планомерности, с одной стороны, и хорошей (творческой) спонтанности, с другой. Даже на уровне института и лаборатории был бы вреден традиционно негибкий план. А чем выше инстанция, задающая плановость в работе, тем план неодолимее. Отделение, по-моему, не должно притязать на содержательное планирование работы подразделений Академии даже в форме контуров (кому они — эти контуры — нужны? Тем, кто забывает о контролируемом объекте?). Дело определения направлений работы надо полностью передать (вместе с ответственностью за него) советам институтов и коллективам лабораторий, а также просто отдельным исследователям — «волкам-одиночкам», продемонстрировавшим свою квалификацию и полезность. В противном случае было бы оказано недоверие и неуважение самой компетентной категории психологов. Нет, я не за полную анархию, не за разброд и чересполосицу, а за исключение обстоятельств, мешающих фактору хорошей спонтанности в работе специалистов.

В связи со сказанным выше речь пойдет далее не о направлениях работы, а о функциях нашего профессионального сообщества (соответствующие подходы имеются в науковедении, в социологии науки — см.: Н. Яхиел. О научном сообществе как коллективном субъекте научной деятельности // Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М., 1986. С. 7-17) и, соответственно, о функциях Отделения.

Отделение как форма организации усилий психологов должно держать под контролем (а контроль здесь мыслится как сочетание «смотрительства» и «попечительства», а не как «дожимание» системы до некоего априорного стандарта) следующие 15 функций названного сообщества (в дальнейшем для краткости о них будем говорить как о функциях Отделения).

 

ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ОТДЕЛЕНИЯ

 

Функции Отделения подразделяются на две крупные группы:

А. Ориентированные на взаимодействие психологов с внешней (непрофессиональной, непсихологической) социальной средой.

Б. Ориентированные на внутрипрофессиональные нужды, на поддержание и

 

6

 

развитие профессионализма самих психологов.

Первая группа функций (А) как бы оправдывает существование психологов в глазах народа, делает это существование очевидно полезным. Вторая группа (Б) понятна и нужна только самим психологам. За выполнение этих функций психологов никто кормить не станет, но без их осуществления профессиональные психологи не смогут быть дееспособными и полезными «внешнему» миру.

 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ОТДЕЛЕНИЯ

 

А. Функции, ориентированные на «внешний», непрофессиональный (непсихологический) социум.

1. Доставка обществу (в той его части, которая озабочена вопросами развития человека как деятеля, его обучения, воспитания на разных возрастных этапах), каждому человеку (в той мере, в какой он может и должен быть субъектом своего развития как личности, как субъекта деятельности) психологической информации, удовлетворяющей запросы потребителя. Диапазон средств доставки информации указанного рода широк и часто выходит за рамки традиционных академических, научных продуктов — это не только научно-популярные статьи и книги, но и лекции, и акты индивидуальной психологической помощи людям (консультативная, психокоррекционная, психо-тренинговая работа). Этого рода функции часто третируются серьезными исследователями как не имеющие отношения к их жизни, делу жизни, в то время как непрофессиональное окружение, «общественность» (куда ж ее деть, хотя таковой нередко оказываются люди, злоупотребляющие своим досугом или склонные встревать не в свои дела) как раз проявления указанного рода и считают свидетельством того, что психологи нужны, полезны. Нужно серьезно относиться к функции доставки психологической информации людям, нести учет соответствующей работы, поощрять тех, кто талантлив и успешен именно в этой, казалось бы, «не академической» области — области подсвечивания народу под ноги видимым ему светом. А ведь приходится видеть и такое—работник науки, опубликовавший научно-популярную работу, испытывает чувство неловкости перед коллегами (извините, дескать, «согрешил»).

2. Активное внесение информационного вклада в повышение психологической культуры населения.

В отличие от первой функции это не доставка информации в ответ на более или менее осознанный запрос, а внесение психологических (научных, конечно) знаний в те социальные сферы, где потребность в них еще не только не осознана, но где возможно сопротивление такому знанию («сами с усами, обойдемся без психологов» и пр.).

Люди ведь часто не видят психической реальности, характеризующих ее фактов и закономерностей: помню, один работник системы внутренних дел публично и всерьез призывал выпускать перочинные ножи с тупыми концами, так как острыми ножами люди иной раз тычут друг друга. Можно подумать, что намерение пырнуть ближнего сидит в острие ножа, а не в голове человека. Достижение дисциплины школьников средствами педагогического «конвоя» тоже ведь основано на своеобразной слепоте по отношению к психическим регуляторам поведения.

3. Обеспечение непсихологических учреждений кадрами психологов адекватной и высокой квалификации (кандидатами и докторами наук, выдающимися практиками; надо полагать, придет время, когда психологи-практики будут иметь четко определенные категории и соответствующие аттестующие документы). Работать психологом в непсихологическом учреждении (техническом вузе, в системе отраслевой переподготовки кадров, в психологической службе предприятия и т. п.) крайне трудно, и соответствующих психологов надо не только готовить, но и каким-то образом курировать, чтобы обеспечить хотя бы их профессиональную устойчивость, не говоря уже о росте и процветании.

 

7

 

4. Активное внедрение определенных частных научных результатов (не пропаганда психологических сведений вообще, а внедрение именно новейших научных результатов) в практику. При этом пусть не будет тотальных крестовых походов за внедрение чего-нибудь всюду и везде. Пусть будет внедрение локальным, но дельным. Постепенное накопление хотя и малых, но реальных и систематически осуществляемых внедрений даст со временем и новое качество положения дел в практике, в обществе. Внедрять без треска, а так — с чувством, с толком, с расстановкой.

5. Профессиональный контроль за уровнем психологической культуры в непрофессиональной (непсихологической) среде. Сейчас, во время случающихся перехлестов гласности немало психологических несообразностей (как бы от имени психологии) несут в публику специалисты, почему-то оставившие свою основную профессию. Контроль корректности пускаемой в общественный оборот информации по психологии возможен в разных формах — рецензии, корректирующие публикации и др. Особое значение имеет профессионально-психологический контроль, надзор за обликом и уровнем психологической культуры педагогической общественности и общественности, встревающей в педагогические дела, но не имеющей минимума человековедческого образования (никому ведь не придет в голову призывать к тому, чтобы общественность решала вопросы звероводства или борьбы с грызунами — всякому ясно, что тут надо быть специалистом; а вот дело обучения и воспитания с его, в частности, психологическими основами — это пожалуйста, пусть здесь наводит порядок и строит технологию «общественность»).

6. Адаптация исследований к социальному заказу. Как-то нужно учитывать и ценить факты отклика серьезных исследователей на социальный заказ, надо осознать, психологически интерпретировать, и как-то «повернуть», «довернуть», а то и вновь заложить исследования. Это безумно трудно, поскольку работа в науке предполагает сложнейшую преднастройку человека, складывающуюся подчас многими годами. Но надо хотя бы корректно отслеживать эти процессы и поощрять соответствующих людей.

Таковы «внешние» функции предполагаемого Отделения, за осуществление которых трудовой народ мог бы терпеть и кормить психологов. Но гораздо, в сущности, более многочисленны и сложны внутрисистемные функции, без реализации которых наша профессиональная система просто невозможна.

Б. Функции, ориентированные на внутрипрофессиональные потребности психологов (нумерация продолжается).

7. Обеспечение концептуальной связности и концептуальной преемственности исследований, обеспечение, наконец, просто (что отнюдь не просто) концептуальной чистоты и ясности работ. Это требует многочисленных специальных (и для постороннего глаза и уха вроде бы бесполезных и схоластичных) обсуждений, мало понятных не только непрофессионалам, но иной раз и самим психологам за пределами данной узкой специализации. Эти обсуждения могут заходить в тупики, в противоречия; заседания могут заканчиваться, казалось бы, «ничем», но для самих специалистов они необходимы и полезны. Вот тут было бы хорошо, если бы в такого рода дела не встревали ни журналисты общего профиля, ни «общественность». Это все равно, что закулисные читки пьесы и пробы в театре или каждодневные упражнения музыкантов-исполнителей — посторонним тут делать нечего. «Общественность» ведь не обижается, если ей не интересна или не понятна книга, скажем, Д. Финни. «Введение в теорию планирования экспериментов». Ну, пусть не обижается и на то, что психологи нуждаются в обмене чисто профессиональной информацией.

8. Восприятие новых идей. Отделение должно быть чувствительно к новому, непривычному—и не для отторжения, но для создания «зеленого света» соответствующим явлениям. Все мы помечены некоторым научным «бандитизмом»: «наш человек — дельный, не наш, значит, занят чем-то не тем». Хорошо бы, если бы Отделение культивировало дух плюрализма, антитоталитаризма

 

8

 

в рамках собственно науки и доброжелательно относилось к росткам нового, если оно несет признаки истинности.

9. Производство оригинальной достоверной научно-психологической информации. «Технология» научной работы. Обсуждение профессионального инструментария психолога: методов построения теоретического знания; методов сбора первичной информации; методов анализа и обработки данных. Это святая святых нашего ремесла. Если бы Отделение занималось только этим (если бы ему позволили заниматься только этим), оно оправдало бы свое существование перед потомками.

10. Производство полезных действий психологами-практиками. «Технология» психолога-практика (методы, приемы, организационные схемы, тактики, «техники», таинство практической психогностики — оперативной ориентировки в особенностях и состояниях «вот этого» человека, с которым работает психолог-практик). Это целый мир, в который еще мало проникло рассекающее и упорядочивающее аналитическое мышление. Промедление здесь было бы просто недальновидным.

11. «Технология» работы психолога-руководителя (заведующего кафедрой, лабораторией, институтом, факультетом и пр.). Пока что соответствующие важные функции выполняются стихийно-творчески (что само по себе хорошо), но не только без опоры на специальную теорию (ее нет), но и без опоры на более или менее стройную «профессиональную идеологию», систему представлений.

12. Информационное обеспечение научной и практической работы психологов в современных условиях (создание банков, баз данных, информационно-поисковых, экспертных систем на компьютерной базе и т. п.). Мы работаем слишком по-дедовски — вновь и вновь подолгу ищем сведения (библиографические, фактологические и др.), которые компьютерная система могла бы выдать почти вмиг по запросу.

13. Анализ профессии психолога (виды внутрипрофессионального разделения труда, типы психологов, модель или даже множество моделей потребных специалистов-психологов на всех уровнях квалификации, представление о рабочем месте психолога, типах рабочих мест с их предметным и информационным оснащением; вопросы правовой регламентации, служебной этики в деятельности психологов).

Кроме психологов этого дела не сделает никто, а жить, не сделав его, дальше труднее и труднее. Надо рефлексировать свое сообщество профессионалов.

14. Материально-хозяйственное обеспечение всех видов работ психологов. Мы часто высокомерно беспечны к этой стороне дела, а она — корни того древа, которое мы хотим видеть благополучным. Надо рассматривать соответствующие вопросы в контексте научных обсуждений и надо порождать рафинированных специалистов по части материального, хозяйственного и организационного обеспечения профессиональных занятий психологов.

15. Культивирование высоких критериев и норм научного общения, преодоления разногласий и достижения согласия по важнейшим вопросам, развития психологии в системе АПН СССР.

Таковы основные функции психологической части Отделения. Главная заповедь должна быть такой — не исполнение предначертаний (пусть не божественных, а «президиумных» и пр.), а поддержка ценных инициатив. Психологи в лабораториях, как показывает жизнь, отлично смекают, что надо делать, и нуждаются не в указующем персте, а в поддержке. Понятно, что осуществление функций Отделения в современных условиях требует мало-мальски сносного компьютерного обеспечения (никакая самая светлая голова «академика-секретаря», как бы его ни обозначили в порядке перестройки, и его помощников не удержит всей нужной информации); нужны компьютерные информационные системы, в которых должна отображаться и освежаться картина процессов, протекающих в профессиональном сообществе психологов, ориентирующихся на Академию.

 

Поступила в редакцию 21.IX 1990 г.