Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

ПОДЛИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ЭТО ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

(ЕЩЕ РАЗ О СТАТЬЕ Т. ГРИНИНГА «ИСТОРИЯ И ЗАДАЧИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»)

 

Приглашение философа А.С. Арсеньева откликнуться на предложенную им рецензию1 на статью Т. Грининга «История и задачи гуманистической психологии» (Вопр. психол. 1988. № 4. С. 161—167) я воспринял и как приглашение редакции. В свою очередь хочу заявить, что подобно А.С. Арсеньеву полностью поддерживаю основные идеи статьи. Но особый акцент я предпочел бы сделать на других суждениях редактора журнала «Гуманистическая психология», а именно на тех, где он приветствует изучение малейших и тончайших проявлений субъективных компонентов индивидуального сознания, «особенностей переживаний и психических состояний человека в ситуациях повседневной жизненной практики (с. 162)» (выделено мною.—С.Б.).

На мой взгляд, подлинная психология не может не быть психологией индивидуальности. У нас же во многом она предстает как психология усредненности, как некое подобие механизма подсчета баллов в фигурном катании: крайнее отбрасывается. Принцип индивидуальности в психологии (как, я думаю, и в философии, и в социологии) отнюдь не означает запрета на описание полисубъектных образований. Но последние — и здесь я не могу не согласиться с Н.А. Бердяевым (см. его «Смысл истории». Берлин: Обелиск, 1924)—должны быть естественно возникшими индивидуальностями (семья, дружеская группа, деревенская «община», этнос), а не искусственно сконструированными по принципу формального сходства объективных признаков. И исходной точкой движения к воссозданию смыслово-ценностного облика данного коллективно-индивидуального полисубъекта должна являться отдельная личность. По мере «восхождения» к обще-индивидуальному от единично-индивидуального все богатство последнего должно вливаться в картину первого, а не «смазываться», не стираться, не абстрагироваться. Любопытно, что данный принцип отстаивал и другой русский (и советский) философ абсолютно противоположной ориентации в онтологической сфере — Э.В. Ильенков. В своей работе «Диалектическая логика» (М., 1974; М., 1986) он отстаивал принцип конкретно-всеобщего, включающего все богатство конкретно-единичных «элементов» в противовес формально-логической методологии так называемого обобщения — т.е. выработки абстрактно-всеобщего понятия.

Вот почему подчеркнутое обращение Томаса Грининга к тончайше-субъективному и повседневному не может не вызвать у меня полной поддержки. Ведь обычно анализируется и фиксируется лишь устойчиво воспроизводимое, а не мимолетное. В этом плане хотел бы привлечь внимание психологов к фиксированию и публикации (для служебного пользования как минимум) личных дневников, личной переписки «простых» людей (в частности, девушек). Безусловно, что в границах традиционно-сциентистского понимания данные документы не могут вызвать энтузиазма. Аргумент известен — нерепрезентативно! Ну еще бы, не все ведут дневники, далеко не все их дадут исследователю, а из последних тоже далеко не все согласятся на их публикацию. Но в рамках гуманистического мироотношения ценность одного дневника превышает десяток «репрезентативных» массовых анкет — опросов-тестов. В моей практике мне встречались дневники, состоящие из 4-, 6-, 7- и более 48- и 96-листовых полностью исписанных тетрадей. Увы, дневники практически не фигурируют в психологических статьях — там ведь так много «мимолетного» и «повседневного». Кроме работы М.М. Рубинштейна «Юность в дневниках...» 1926 года и отдельных вкраплений в работах И.С. Кона (например: Психология ранней юности. М., 1989; см. также ранние варианты этой работы), по сути, и упомянуть нечего — конечно, я имею в виду русскоязычные публикации.

Другое положение Томаса Грининга, с которым я бы хотел особо солидаризироваться,

 

187

 

гласит о переходе от «безличностно-экспериментальной» психологической парадигмы к «ценностно-диалоговой» (с. 163, абзац 2, первая колонка). Действительно, в педагогике (и вообще в концепции воспитания) принцип субъект-субъектного взаимодействия ученика и учителя, по крайней мере формально, сменил субъект-объектную установку. В экспериментальной же психологии проблема живого взаимодействия исследователя и так называемых испытуемых — взаимодействия, бесследно не проходящего ни для участников, ни для психолога,— как таковая не ставилась.

Последнее, на чем хотелось бы остановиться, касается уже собственно рецензии, той ее части, где А.С. Арсеньев говорит о необходимости смены предельных оснований учения о человеке (включающего философию и психологию). Для меня эта необходимость очевидна. Думаю, что и другие читатели уловили, что А.С. Арсеньев говорит о так называемой психофизиологической проблеме. Интересные попытки решить ее, предпринятые Э.В. Ильенковым в упоминавшейся работе (на философском уровне), Ю.Б. Гиппенрейтер в недавнем сборнике лекций (на более популярном уровне), на мой взгляд, наиболее продуктивны из предпринятых, но без смены категориального аппарата — и тут я согласен с А.С. Арсеньевым: необходима смена мировосприятия, ибо категории суть способ существования последнего,— самые остроумные решения окажутся бессильными.

Я полагаю давно назревшим пересмотр значения и правомерности использования ряда понятий или как минимум строжайший их содержательный анализ. Как соотносятся понятия «материальное» и «реальное», «быть» и «существовать», «быть» и «иметь реальность»? Еще несколько лет назад я обратил внимание на глубинное смысловое несовпадение звуков «б» и «с», свойственное индоевропейской языковой группе. Говоря в общих чертах, «б» (быть / bin / to be и т.д.) несет смысл устойчивого, «ставшего»; «с» же несет смысл неустойчивого, «становящегося». В речевой многовековой практике эти фундаментальные различия стерлись, синонимизировались, но язык хранит в себе оба звука (русский: быть, был — суть, есть, еси, есмь; англ.— to be, been is, was и т.п.).

Все это говорит об энергетической природе языка (см.: Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1986; Рамишвили Г. Проблемы энергетической природы языка. Тбилиси, 1979), о том, что язык, его понятия не пассивно выражают желаемое, а навязывают свое видение мира. Переводы с языка на язык искажают понятия и деформируют видение мира. Пример: немецкое Sein переводится как «бытие», а однокоренное Seiende — уже как «сущее» (согласно языковой логике следовало бы перевести как бытийствующее) (пример взят из кн.: Современная буржуазная философия. М., 1972. Глава о Хайдеггере). На одном приведенном мною примере о корнях можно увидеть, насколько противоречива, не соотнесена с природой языка, с его этимонами, наша система понятий.

Заключая, еще раз выражу согласие с А.С. Арсеньевым по поводу необходимости коренного пересмотра онтологических оснований философии. Прибавлю лишь, что для этого требуется ее полная деидеологизация. Думаю, что последняя не помешала бы и психологии.

 

С.Б. Борисов

Ленинград

 

НАША ЦЕЛЬ-ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

 

С великой радостью прочитал в № 1 за этот год проект положения о Советской Ассоциации гуманистической психологии. Всей душой поддерживаю создание такой ассоциации, готов сотрудничать и оказать посильную помощь в ее организации. Я психолог, руководитель создающегося в Минске Центра духовной культуры. Центр возникает на стыке самостоятельного профессионального театра и Белорусского фонда Рерихов. Главная цель — возрождение и обновление нравственности через активное духовное самосовершенствование человека, через поиск и осознание истинной Красоты, как внешней, так и внутренней. Кроме средств искусства, своего рода арттерапии духа (выставочный зал, музыкальный салон, библиотека философско-этической литературы, театрализованные программы и пр.), мы нацелены на психолого-педагогическую работу, прежде всего с детьми, молодыми родителями, а также с пожилыми людьми в программе «Милосердие». И здесь очень нуждаемся в помощи, в освоении того гуманистического опыта, который накоплен психологами у нас в стране и в мире.

 

В. Жигота

Минск



1 См.: Вопр. психол. 1989. № 4. С. 184—187.