182
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО
МОРИТА-ТЕРАПИИ
Н.Д. СЕМЕНОВА
Москва
В 1921 г. японский врач Ш. Морита (1874— 1938)
предложил своеобразный метод психотерапии, основанный на экзистенциальном подходе
к клиенту в характерно японской, культурно-специфической окраске. Метод получил
название Морита-терапии. В его
основе лежит понятие личностного типа шинкейшицу, что приблизительно соответствует
понятию невротической личности в западной традиции, но отличается от него по
ряду специфических черт, глубоко связанных с особенностями японских традиций
межличностных отношений. В процессе терапии шинкейшицу проходит через ряд последовательных
стадий, начинающийся с полного «отключения» от социального мира и
заканчивающийся полноценным возвращением в него.
Стержнем подхода Ш. Морита является работа с
глубочайшими смысловыми пластами человеческого существования. В этом отношении
Морита-терапия во многом предвосхитила такие подходы, как экзистенциальный
анализ и логотерапия, появившиеся на Западе лишь 25—30 лет спустя. В противоположность
психоанализу, принципы Ш. Морита отвергают необходимость анализа прошлого
клиента, его чувств и переживаний. Прошлое должно остаться в прошлом. Чувства
мало интересуют Морита-терапевта, главное — действия, поступки. Снятие тревоги
не является задачей Морита-терапии. Ее лозунг: «Вы должны жить хорошо, а не
чувствовать себя хорошо». Такая ориентация на жизнь, на действие обусловила
название западного варианта Морита-терапии: «Constructive
Living».
Своими корнями метод связан с буддизмом (хотя сам Ш.
Морита и отрицал это), даосской традицией; одним из своих учителей Ш. Морита
называл Иисуса Христа. Долгое время казалось, что применимость метода Ш. Морита
ограничена национальными особенностями Японии; в последнее время, однако, сфера
его применения резко расширилась как в географическом, так и терапевтическом
смысле, чему способствовала, вероятно,
прагматическая ориентация этого
метода.
Морита-терапия распространилась сначала в
англоязычном мире (главным образом благодаря усилиям Д. Рейнольдса, Г. Креча и
др.), а затем и в континентальной Европе.
Ее основные принципы продемонстрировали свою
эффективность в плане коррекции неврозов, психозов, психопатий, психологической
компенсации неизлечимых больных и т.д. В ряде центров созданы неортодоксальные
варианты Морита-терапии с менее выраженной авторитарностью и дидактичностью
взаимоотношений терапевта и клиента с акцентом на эмпатии либо на отношениях
когнитивного паритета.
Свидетельством мирового признания данного
направления стал I Международный конгресс по Морита-терапии, состоявшийся в
японском городе Хамамацу 20—21 апреля 1990 г. Спонсором конгресса был известный
бизнесмен Цунео Окамото, в свое время излечившийся от хронического гастроэнтерита
при помощи Морита-терапии. В конгрессе приняли участие более ста психологов,
психиатров и социальных работников из Японии, Китая, США, Канады, Австралии,
ФРГ, Швейцарии и других стран. СССР был представлен автором этих строк.
Часть докладов была посвящена использованию
Морита-терапии при различных заболеваниях и отклонениях в развитии: вялотекущей
шизофрении (Т. Аритоме, Япония), шизотимии (К.
Тамаи, Япония), нервной анорексии (П.
Ле Вайн, Австралия), а также в качестве
метода психологической адаптации больных онкологическими заболеваниями и СПИДом
(Б. Богарт, П. Мэдсон, США, и др.).
Другие докладчики сосредотачивали свое внимание на применении метода
Морита-терапии с целью всесторонней адаптации и гармонизации личностного развития
(У. Келлехер, США; М. Ониши, Япония).
Большое внимание уделялось теоретическим и
методологическим аспектам Морита-терапии. Анализировались проблемы взаимоотношений
между принципами Ш. Морита, с одной стороны, и известными направлениями как
японской, так и западной психотерапии — с другой. В частности, в докладах Д. Рейнольдса (США), Дж. Лэйна (США), Ч. Фуджита (Япония), И.
Дольте (Швейцария) и других рассматривались параллели между Морита-терапией
и фрейдизмом, рационально-эмотивной терапией Эллиса, японской
психотерапевтической методикой Naikan и т.д.
Во многих выступлениях проводился
183
углубленный анализ психологических механизмов
Морита-терапии и психодинамических процессов, происходящих в ходе ее
применения. В эту группу входили, с одной стороны, эмпирические сообщения, в
которых приводились экспериментальные данные, полученные с помощью стандартных
личностных методик типа MMPI, с другой — проблемные
доклады теоретико-эвристического характера (например, доклад Ш. Юса и соавт., Япония, посвященный
процессам осознания себя и других в процессе Морита-терапии).
По окончании конгресса часть его участников была
приглашена для проведения практического семинара в клинику университета г.
Уцуномия.