Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО МОРИТА-ТЕРАПИИ

 

Н.Д. СЕМЕНОВА

Москва

 

В 1921 г. японский врач Ш. Морита (1874— 1938) предложил своеобразный метод психотерапии, основанный на экзистенциальном подходе к клиенту в характерно японской, культурно-специфической окраске. Метод получил название Морита-терапии. В его основе лежит понятие личностного типа шинкейшицу, что приблизительно соответствует понятию невротической личности в западной традиции, но отличается от него по ряду специфических черт, глубоко связанных с особенностями японских традиций межличностных отношений. В процессе терапии шинкейшицу проходит через ряд последовательных стадий, начинающийся с полного «отключения» от социального мира и заканчивающийся полноценным возвращением в него.

Стержнем подхода Ш. Морита является работа с глубочайшими смысловыми пластами человеческого существования. В этом отношении Морита-терапия во многом предвосхитила такие подходы, как экзистенциальный анализ и логотерапия, появившиеся на Западе лишь 25—30 лет спустя. В противоположность психоанализу, принципы Ш. Морита отвергают необходимость анализа прошлого клиента, его чувств и переживаний. Прошлое должно остаться в прошлом. Чувства мало интересуют Морита-терапевта, главное — действия, поступки. Снятие тревоги не является задачей Морита-терапии. Ее лозунг: «Вы должны жить хорошо, а не чувствовать себя хорошо». Такая ориентация на жизнь, на действие обусловила название западного варианта Морита-терапии: «Constructive Living».

Своими корнями метод связан с буддизмом (хотя сам Ш. Морита и отрицал это), даосской традицией; одним из своих учителей Ш. Морита называл Иисуса Христа. Долгое время казалось, что применимость метода Ш. Морита ограничена национальными особенностями Японии; в последнее время, однако, сфера его применения резко расширилась как в географическом, так и терапевтическом смысле, чему способствовала, вероятно,  прагматическая  ориентация этого метода.

Морита-терапия распространилась сначала в англоязычном мире (главным образом благодаря усилиям Д. Рейнольдса, Г. Креча и др.), а затем и в континентальной Европе.

Ее основные принципы продемонстрировали свою эффективность в плане коррекции неврозов, психозов, психопатий, психологической компенсации неизлечимых больных и т.д. В ряде центров созданы неортодоксальные варианты Морита-терапии с менее выраженной авторитарностью и дидактичностью взаимоотношений терапевта и клиента с акцентом на эмпатии либо на отношениях когнитивного паритета.

Свидетельством мирового признания данного направления стал I Международный конгресс по Морита-терапии, состоявшийся в японском городе Хамамацу 20—21 апреля 1990 г. Спонсором конгресса был известный бизнесмен Цунео Окамото, в свое время излечившийся от хронического гастроэнтерита при помощи Морита-терапии. В конгрессе приняли участие более ста психологов, психиатров и социальных работников из Японии, Китая, США, Канады, Австралии, ФРГ, Швейцарии и других стран. СССР был представлен автором этих строк.

Часть докладов была посвящена использованию Морита-терапии при различных заболеваниях и отклонениях в развитии: вялотекущей шизофрении (Т. Аритоме, Япония), шизотимии (К. Тамаи, Япония), нервной анорексии (П. Ле Вайн, Австралия), а также в качестве метода психологической адаптации больных онкологическими заболеваниями и СПИДом (Б. Богарт, П. Мэдсон, США, и др.). Другие докладчики сосредотачивали свое внимание на применении метода Морита-терапии с целью всесторонней адаптации и гармонизации личностного развития (У. Келлехер, США; М. Ониши, Япония).

Большое внимание уделялось теоретическим и методологическим аспектам Морита-терапии. Анализировались проблемы взаимоотношений между принципами Ш. Морита, с одной стороны, и известными направлениями как японской, так и западной психотерапии — с другой. В частности, в докладах Д. Рейнольдса (США), Дж. Лэйна (США), Ч. Фуджита (Япония), И. Дольте (Швейцария) и других рассматривались параллели между Морита-терапией и фрейдизмом, рационально-эмотивной терапией Эллиса, японской психотерапевтической методикой Naikan и т.д.

Во многих выступлениях проводился

 

183

 

углубленный анализ психологических механизмов Морита-терапии и психодинамических процессов, происходящих в ходе ее применения. В эту группу входили, с одной стороны, эмпирические сообщения, в которых приводились экспериментальные данные, полученные с помощью стандартных личностных методик типа MMPI, с другой — проблемные доклады теоретико-эвристического характера (например, доклад Ш. Юса и соавт., Япония, посвященный процессам осознания себя и других в процессе Морита-терапии).

 

По окончании конгресса часть его участников была приглашена для проведения практического семинара в клинику университета г. Уцуномия.