Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

ПЯТАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ИТАЛИИ

 

В. КОЛГА

Таллинн

 

Европейская ассоциация психологии личности провела свою 5-ю конференцию с 12 по 15 июня 1990 г. недалеко от Рима на границе двух милых городков Аричия и Чензано. Данная организация, в которую не входят только две страны Европы: Албания и СССР, издает свой журнал «Европейский журнал психологии личности» (на английском языке).

Основной формой работы конференции были симпозиумы по темам: биологические корреляты личности, личность и интеллект, личность и самопрезентация, языки личности, прикладные аспекты личности, методологические аспекты психологии личности. Кроме этого было представлено множество стендовых соотношений. С докладами выступили известные ученые: Д. Магнуссон (Стокгольм) представил доклад «Обратно к феноменам», Р. Стельмак (Оттава) — «Что могут сказать о личности вызванные потенциалы», А. деГроот (Гронинген, Нидерланды) — «Интуиция как диспозиционная концепция».

Обобщающий доклад по психологии личности сделал президент ассоциации А. Англайтнер (Билефельд, ФРГ). Он отметил неуклонный рост публикаций по психологии личности. При этом ведущим предметом психологии личности является проблематика Я, самости. Исследователи интенсивно занимаются поиском взаимосвязей между переменными личности и жизненными показателями. По мнению докладчика, последним словом в психологии личности является концепция «пяти больших», которая интегрирует теории Айзенка, Кеттелла и Гилфорда. А именно как при факторизации опросников, основанных на разных концепциях, так и при описании личности других людей выявляются пять факторов личности: 1) нейротизм, эмоциональная стабильность, 2) экстраверсия, 3) согласительность, 4) осознанность, воля и 5) интеллект, культура, открытость. Обнаружилось, что «пять больших» проявляются в разных культурах и языковых группах, они стабильны в течение жизни; с их помощью можно предсказывать поведение как в лаборатории, так и за ее пределами. Была подчеркнута также необходимость уделять больше внимания средствам измерения в психологии личности (учитывая, что, например, 50 % немцев недопонимают некоторые вопросы традиционных опросников личности).

Несколько необычным для советских психологов мог показаться симпозиум «Языки личности». Здесь речь шла о языке в прямом, а не в переносном смысле. Ученые создают таксономии дескриптивных терминов личности на разных языках Европы. Ведь личность выражается в первую очередь вербальным языком, а не другими «языками» (например, тела или эмпатии). Считаю, что следовало бы провести соответствующие исследования языков народов СССР.

 

В работе конференции приняли участие такие корифеи психологии, как Г. Айзенк, (Лондон), Г. Томэ (Бонн), Н. Броди (Весли, США), Ф. Зимбардо (Станфорд, США). Последний доложил чрезвычайно интересные данные о различиях между субъектами, ориентированными на будущее и сегодняшний день. Благодаря усилиям Я. Стреляу (Варшава) на конференцию смогли приехать представители стран Восточной Европы (Польши, Чехословакии, Венгрии). СССР был представлен А. Анохиным (Москва), Л. Гермиковой (Ашхабад) и В. Колгой. С материалами конференции можно познакомиться в библиотеке НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в Москве.