176
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
А.И.
ПОДОЛЬСКИЙ
Москва
Формирование
учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989.
240 с.
Судьбы научно-технического прогресса во многом определяются
радикальным совершенствованием вузовского образования. Коллективная монография
подытоживает восьмилетнее исследование советскими и немецкими учеными двух
ключевых задач: изучение структуры учебной деятельности студентов, особенностей
ее формирования на начальном этапе обучения в вузе и изучение ситуаций развития
личности студента в процессе обучения, выявление и характеристика развивающихся
возможностей учебной деятельности и определение эффективных дидактических
стратегий регуляции учением. Анализ учения как познавательного отношения
субъекта учения к усваиваемому
социальному опыту позволил творческому коллективу (психологам факультета
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и педагогам секции педагогики Берлинского
университета им. Гумбольдта) выявить обобщенные процедуры процесса усвоения
знаний и наметить на их основе целостную программу обучения студентов умениям
учиться.
Изучение другого аспекта учебной деятельности (как
совместной продуктивной деятельности преподавателя с коллективом студентов и
самих студентов друг с другом) позволило авторам разработать принципы
конструирования совместной продуктивной деятельности как отдельной единицы
опережающего управления учением. Подчеркнем, что здесь идет речь об управлении
особого типа — не внешнего, а внутреннего, адекватного социальной и
психологической сущности процесса учения. Это положение подвергается авторами
детальной проработке и конкретизации. Выделена система критериев эффективности
учения, учитывающая не только когнитивные, но и личностные аспекты учения
(бинарная шкала показателей эффективности); разработана система форм учебных
взаимодействий преподавателя и студентов и студентов друг с другом;
осуществлена оценка уровня усвоения знаний и развития сознания студентов в процессе
учения в ситуации совместной продуктивной деятельности.
Подтвердилось предположение авторов о необходимости
выделения в вузе особого содержания обучения — метазнаний, т.е. знаний не
только о научном знании, но и о самом учении. Показано, что знания различных
метауровней не могут эффективно осваиваться в отрыве от развития сознания и
самосознания как студентов, так и преподавателей. В качестве метода развития
личности студента и преподавателя выступает ситуация совместной учебной деятельности.
Ядром же сотрудничества преподавателя и студентов в этой ситуации является
совместное решение продуктивных и творческих задач.
Сама способность учиться, легко осваивать новый опыт
определяется системой социальных отношений и взаимодействий преподавателей и
студентов — такова основная мысль авторов. «Диалектической парой» для нее
является мысль о том, что способность учиться определяется становлением самой
учебной деятельности как саморегулируемой,
177
самоорганизуемой,
самопобуждаемой. Здесь нет противоречия. Напротив, в диалектике совместного и
индивидуального и лежит выход за пределы донельзя формализованного
традиционного представления о «самостоятельной работе», «самостоятельности
учения», совершенно пустых по содержанию.
Разумеется, нельзя считать, что представленные в
книге разработки отображают полностью завершенные исследования. Однако ясно,
что мы имеем дело с новаторской работой, небесспорной, но несомненно очень
интересной.
Представленная в монографии концепция «работает» в
двух фундаментальных практических направлениях. Во-первых, это ориентация
студентов в особенностях культуры интеллектуальной деятельности с учетом современных
представлений о природе научного знания; во-вторых, вооружение преподавателей
инструментом проектирования учебных ситуаций, направленных на мобилизацию
«человеческого фактора».