Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

А.И. ПОДОЛЬСКИЙ

Москва

 

Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.

 

Судьбы научно-технического прогресса во многом определяются радикальным совершенствованием вузовского образования. Коллективная монография подытоживает восьмилетнее исследование советскими и немецкими учеными двух ключевых задач: изучение структуры учебной деятельности студентов, особенностей ее формирования на начальном этапе обучения в вузе и изучение ситуаций развития личности студента в процессе обучения, выявление и характеристика развивающихся возможностей учебной деятельности и определение эффективных дидактических стратегий регуляции учением. Анализ учения как познавательного  отношения  субъекта  учения к усваиваемому социальному опыту позволил творческому коллективу (психологам факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и педагогам секции педагогики Берлинского университета им. Гумбольдта) выявить обобщенные процедуры процесса усвоения знаний и наметить на их основе целостную программу обучения студентов умениям учиться.

Изучение другого аспекта учебной деятельности (как совместной продуктивной деятельности преподавателя с коллективом студентов и самих студентов друг с другом) позволило авторам разработать принципы конструирования совместной продуктивной деятельности как отдельной единицы опережающего управления учением. Подчеркнем, что здесь идет речь об управлении особого типа — не внешнего, а внутреннего, адекватного социальной и психологической сущности процесса учения. Это положение подвергается авторами детальной проработке и конкретизации. Выделена система критериев эффективности учения, учитывающая не только когнитивные, но и личностные аспекты учения (бинарная шкала показателей эффективности); разработана система форм учебных взаимодействий преподавателя и студентов и студентов друг с другом; осуществлена оценка уровня усвоения знаний и развития сознания студентов в процессе учения в ситуации совместной продуктивной деятельности.

Подтвердилось предположение авторов о необходимости выделения в вузе особого содержания обучения — метазнаний, т.е. знаний не только о научном знании, но и о самом учении. Показано, что знания различных метауровней не могут эффективно осваиваться в отрыве от развития сознания и самосознания как студентов, так и преподавателей. В качестве метода развития личности студента и преподавателя выступает ситуация совместной учебной деятельности. Ядром же сотрудничества преподавателя и студентов в этой ситуации является совместное решение продуктивных и творческих задач.

Сама способность учиться, легко осваивать новый опыт определяется системой социальных отношений и взаимодействий преподавателей и студентов — такова основная мысль авторов. «Диалектической парой» для нее является мысль о том, что способность учиться определяется становлением самой учебной деятельности как саморегулируемой,

 

177

 

самоорганизуемой, самопобуждаемой. Здесь нет противоречия. Напротив, в диалектике совместного и индивидуального и лежит выход за пределы донельзя формализованного традиционного представления о «самостоятельной работе», «самостоятельности учения», совершенно пустых по содержанию.

Разумеется, нельзя считать, что представленные в книге разработки отображают полностью завершенные исследования. Однако ясно, что мы имеем дело с новаторской работой, небесспорной, но несомненно очень интересной.

Представленная в монографии концепция «работает» в двух фундаментальных практических направлениях. Во-первых, это ориентация студентов в особенностях культуры интеллектуальной деятельности с учетом современных представлений о природе научного знания; во-вторых, вооружение преподавателей инструментом проектирования учебных ситуаций, направленных на мобилизацию «человеческого фактора».