Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

150

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ДИАГНОСТИКА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ЯПОНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ю.В. УККЕ

 

Возникновение и развитие профессиональной ориентации в Японии относится к периоду глубоких социально-экономических и политических преобразований, происшедших в этой стране после окончания второй мировой войны.

В начале зарождения капитализма господствовали идеология «пожизненного найма», «оплаты по старшинству», трудовая мораль, выдвигавшая на первый план ответственность и обязанность без каких бы то ни было требований адекватного вознаграждения, «династическое наследование сыном не только имущества, но и профессии отца». Однако эти и другие признаки примата сословно-личностных связей стали исчезать под натиском бурного развития производства, оплаты труда в зависимости от уровня образования и подготовки работника, с одной стороны, и пробудившейся тяги к самоутверждению, культу индивидуального успеха, к переводу личного потребления в категорию социального блага — с другой.

Серьезное влияние на быстрые изменения всех аспектов японского общества оказали 6,5 лет американской оккупации. В этот период были проведены коренные реформы в различных областях жизни, включая систему образования. Радикальная реформа японской школы, преобразованной на американский манер, с учреждением младших классов средней школы, т.е. организация неполной средней школы, затронула как цели, так и содержание школьного образования.

Существенной частью образования в переходных классах средней двенадцатилетней школы (VII—IX классы junior high school, что соответствует нашим V— VII классам) стала профессиональная ориентация, или профессиональное руководство.

Одна из главных целей этой ступени образования — подготовка к карьере, а именно: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, полезных обществу, развитие у них профессиональных навыков и усиление их способности выбирать будущие курсы, которые в наибольшей степени отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам.

Для контроля за формированием готовности 12—14-летних подростков сознательно выбирать свой профессиональный путь и за подготовкой к профессии ректор университета Асия профессор Ш. Фукуяма разработал специальный тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест) для оценки способности методически выбирать профессию [6]. С 1950 г. его неоднократно применяли во многих школах Японии, что позволило принять меры по совершенствованию профориентационной работы для данной ступени образования. В 1972 г. тест был опубликован. С этого момента особое внимание его автор уделяет кросскультурному сравнению результатов тестирования [4; 8], Так, существенную роль сыграло сопоставление данных японских и американских школьников, поскольку именно из США были взяты новая образовательная система и некоторые значимые принципы и методы профориентации, которые нашли отражение в основных понятиях и специфических методах профориентации в Японии [4], Кстати, в самом названии теста, где обозначен «методический выбор», отражена технология, или процессуальная характеристика принятия решения, последовательность действий, что роднит его с «методологической теорией выбора профессий» родоначальника американской профориентации Ф. Парсонса (см. [3]).

Влияние американских подходов к профориентации демонстрируют принципы, положенные

 

151

 

в основу теста. Первый принцип, который считается предпосылкой к выбору профессии, это способность к самоанализу. Учащийся должен хорошо знать и уметь определить количественно (т.е. знать меру развития) свои личностные черты и склонности, профессиональные способности, уровень интеллекта, уровень физической подготовленности. После глубокой и доскональной самооценки он должен получить как можно больше информации о профессиях, из которых он хочет выбрать «свою». Этому служат методические исследования и наблюдения за выполнением той или иной профессиональной деятельности, изучение справочной литературы. Изучение работы выступает как второй принцип. Формально или в абстрактном смысле, по Ш. Фукуяме, на основе сбора этой информации мысленный профессиональный выбор завершается, ибо сравнение информации о себе и о требованиях, предъявляемых работой, дает возможность принять решение, если сличение положительно. Данная модель действий практически повторяет методологическую, или трехфакторную, модель выбора Ф. Парсонса (см. [3]). Однако Ш. Фукуяма создавал тест спустя 40 лет после модели Ф. Парсонса. За это время накопилось множество новых фактов, проявились недостатки прежней модели, стала ясна неадекватность выбора лишь на уровне сознания. И Ш. Фукуяма ввел в качестве третьего и, мы бы сказали, основного принципа, практические пробы, обеспечивающие проверку «умственных» выборов с помощью собственного трудового опыта, испытания своих интересов, способностей и личностных особенностей в реальных условиях профессиональной деятельности. Это, пожалуй, наиболее сильная сторона диагностического и воспитательного приема, предлагаемого Ш. Фукуямой, ибо непосредственное развитие подростка обеспечивается его самодеятельностью в профессиональных условиях, Реализация этого подхода в японских школах предполагает совершенно самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на учащегося. Все условия для работы обеспечены (в отличие от положения с производственным обучением в наших школах). Каждый год в VII— IX классах японские школьники по выбору участвуют в разных видах работ из 16 фиксированных областей труда, К ним относятся; растениеводство; животноводство; рыбоводство; изготовление вещей двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства и б) к сфере обслуживания и ремеслу (например, а) работа с металлом, с деревом или получение продукта химическим путем, б) вышивание, шитье, окраска, стирка и пр.); работа с механизмами (сборка, эксплуатация, ремонт); канцелярская работа (разные виды обработки документов — от тиражирования до бухгалтерских операций); бизнес (связь, перевозка, покупка, продажа, хранение, страхование, банковская работа); обеспечение контактов с людьми (деловые и неофициальные приемы); заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми (от больных и детей до руководства группами); публичные выступления (в конкурсах, развлекательных программах и т.п.); спортивные занятия; исследовательская работа. Как видно из перечня, выделенные группы очень специфичны и, наверное, отражают рынок труда в Японии. В то же время в них представлены все виды деятельности, используемые в классификации Е.А. Климова (см. его книгу: Школа ... А дальше? Л., 1971): взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами, художественными образами. Но значительно больше этот перечень напоминает американские классификации, например, деление профессиональных занятий по фокусу интересов, отражающих межличностные отношения изменяющегося характера (обслуживание, деловые контакты, организация, развлечение и искусство, общая культура), и работы, прямо не связанные с человеком: техника, технология; работа на открытом воздухе (освоение природных богатств); наука [10].

Итак, японские школьники на занятиях в неполной средней школе трижды участвуют в разных видах деятельности профессионального характера на выбор, в идеале получая возможность иметь за три года 48 профессиональных проб. Кроме обязательных проб в ряде сфер деятельности, они могут участвовать в перечисленных или других профессиональных занятиях вне школы. Полученный при этом профессиональный опыт также фиксируется в F-тесте, Экспериментальные профессиональные пробы позволяют индивиду определить уровень собственной готовности (пригодности) к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений, Как уже указывалось, процесс экспериментального опробования и исследования профессий на практике — третий фактор сознательного выбора, отражающий самостоятельность действий школьника и расширяющийся трудовой опыт ученика, подготавливающий, как пишут японцы, будущего члена общества к реализации

 

152

 

своего права на участие в строительстве культуры своей страны и выявляющий его способности к осуществлению этого участия.

Следующий компонент выбора, названный Ш. Фукуяма «способность к выбору профессии», призван выявить степень, в которой учащиеся могут анализировать себя, понимать требования различных профессий, проводить исследования и узнавать больше о профессиональной среде посредством рабочего опыта, а также использовать полученную информацию для понимания областей своего профессионального интереса. Это уже синтетический показатель, построенный на основе тех источников информации, что были рассмотрены раньше. Количественное определение способности сознательно выбирать профессию именуется «методом оценки по индексам». Оно достигается математическими действиями с числовым выражением оценок самоанализа, анализа работы и экспериментальной профессиональной пробы.

Наконец, последний и также производный компонент — соответствие личностных склонностей школьника избранной им профессии — определяет, насколько хорошо учащийся понимает себя и степень совпадения своих качеств с профессиональными требованиями избранной сферы труда. Именно этот процедурный момент соотнесения требований работы со своими возможностями был завершающим и ключевым в «трехфакторной теории» Ф. Парсонса. Он должен был обеспечить успех выбора.

Как показывают предлагаемые последовательности шагов в процессе выбора, у Ш. Фукуямы суть выбора также заключена в мысленном и практическом сличении своих возможностей и требований работы. Это соответствует процедуре, которую советские психологи [1] назвали «схемой наложения», т.е. сверкой сетки профессиональных требований с картиной индивидуально-психологических особенностей. Исходная позиция в определении пригодности к профессии базируется на «теории черт и факторов» (см. [3]), логика которой заключена в следующем: поскольку индивиды различаются по своим способностям, интересам и личностным качествам и поскольку разные профессии предъявляют свои требования к той или иной степени проявления и типу этих факторов, разные индивиды выбирают различные виды профессии, и успех выбора своего профессионального будущего у собирающихся начать работать зависит от степени совпадения их особенностей с теми, что присущи уже работающим, служащим в качестве эталона для данного вида труда (т.е. подгонка выбирающего под «профессиональный профиль», или, как любят говорить многие представители советской высшей школы, «модель специалиста»). Уязвимость этой позиции нами разбиралась много лет назад, многие советские психологи неоднократно высказывали свои критические суждения на этот счет (см., например, [2]). Прежде всего, профессии настолько различаются по обязанностям, которые должен выполнять работник, и задачам, что не позволяют выявить четко дифференцирующие их черты и факторы. Кроме того, поскольку выбор не является одномоментным актом и тем более окончательным в данном возрасте, а представляет собой, как показали многочисленные исследования, серию принимаемых решений, исходя из разных оснований (интересов, способностей, ценностей), трудно установить, какие именно личностные характеристики (различные в разные возрастные периоды или сохраняющиеся на протяжении всех лет) должны определять разумное решение. Постоянно меняется и самооценка по мере продвижения индивида от одного образовательного уровня к другому. По данным американских авторов, проводивших специальные лонгитюдные исследования, и многочисленных педагогических и социологических работ советских исследователей, выбор будущего профессионального пути происходит в течение широкого возрастного периода (от 10 до 21 года). Кстати, это прекрасно понимает и Ш. Фукуяма, прямо высказываясь в более поздней работе [7], что профессиональная ориентация не является статичной, она может меняться с течением времени. Следовательно, профориентационная работа не должна ограничиваться только подбором и классификацией кадров, нужных для страны в каждый данный момент, Выбор занятия должен рассматриваться как динамический процесс развития личности и карьеры. Ориентация в профессиях очень важна в течение всей жизни человека, однако наиболее приемлемой точкой для начала профориентационной работы он считает промежуточные классы средней школы. К IX классу (VII — у нас) ученики должны иметь определенное отношение к миру труда, знать кое-что о себе применительно к различающимся требованиям той или иной профессии. Итак, основной смысл теста, именовавшегося в руководстве для учителей «профилем Фукуямы», а в последние годы — «анкетой Фукуямы», состоит в обучении школьников предстоящему процессу выбора и оценке того, хорошо ли он делается и в каком направлении следует оказывать помощь.

Вернемся к характеристике шагов, помогающих

 

153

 

ученику выработать собственное представление о наиболее подходящем для него будущем.

Процедура самооценки сводится к следующему: вначале для ограничения объема анализа задаются 63 нормативных показателя, которые отражают профессиональные умения и специальные способности, затрагивающие интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, развитие органов чувств и состояние физического развития. Учащиеся, опираясь на результаты тестирования и проводимые учителями обследования их индивидульных достоинств и ответственности, проставляют себе по всем 63 пунктам оценки, отражающие степень выраженности у них перечисленных качеств и умений в 5-баллыюй системе («очень высоко», «довольно высоко», «средне», «довольно низко», «очень низко»). Аналогичные оценки ставят учащимся учителя или специалисты, проводящие профориентацию, используя имеющиеся у них результаты тестирования, наблюдений, обследований. Затем по каждому пункту устанавливают величину расхождения между оценкой учителем и самооценкой учащегося. Отсутствию расхождения присуждается высший балл — 4, максимальное рассогласование оценивается нулем. Отношение правильных самооценок к идеальной сумме баллов, умноженное на 100, дает индекс самооценки. Какие содержательные характеристики скрываются за количественными показателями? Приведем некоторые из них, отражающие, например, отношение к делу (предпочтение общественных дел личным, точное соблюдение указаний, ответственность, энтузиазм в работе), отношение к людям (внимательность и стремление понять других, дружелюбие, лидерство и пр.); собственно личностные характеристики (терпеливость, смелость, смышленость и остроумие, творчество, жизнерадостность); физические и психофизические данные (сила рук, спины и т.д., ловкость, координация, скорость восприятия по отдельным органам чувств и пр.); интересы (привлекают красивые вещи, любовь к спорту, стремление к разнообразию в работе, предпочтение работы на воздухе); профессиональные умения (скорость и самостоятельность суждений, умение учить других, считать, выражать свои мысли средствами музыки, театрального действа, языка, изобразительными средствами и т.д.).

Эти же 63 пункта используются для определения частного критерия анализа работы, призванного осветить глубину и широту информированности испытуемого о профессиях, к которым он более всего подходит. Из этих 63 пунктов тестируемый выбирает те, которые считает необходимыми для избранной профессии. Учитель по специальной таблице выявляет степень важности выбранных пунктов для профессии и представляет результаты тестируемого в виде формулы, в которой используются верно определенные пункты, несовпадающие ответы и общее число нормативных пунктов для данной профессии.

Для иллюстрации сравним психограммы шести профессий, требующих высшего образования, родственных и различающихся по предмету деятельности: психолог; врач-дантист; астроном; экономист; инженер-электрик, инженер-электронщик; геолог. Для этого воспользуемся данными таблицы, в которой перечислены психологические качества и умения, необходимые для успешной профессиональной работы.

Мы видим, что психолога количественно характеризуют 19 нормативных показателей, врача-дантиста — 23, астронома — 13, экономиста — 14, инженера-электрика, электронщика — 21, геолога — 12. В таблице приведены соответствующие показатели с цифрами, отражающими последовательность их упоминания в форме F-теста (вторая колонка).

Итак, специфическими по данной группе только для психолога оказались: дружелюбие, вежливость, жизнерадостность, забота о чужих людях; для врача (дантиста): смелость, быстрота в работе, соблюдение правил санитарии, скорость вкусового восприятия и отсутствие (?!) аккуратности и последовательности действий; для экономиста: склонность к работе в помещении и отсутствие такой характеристики, как выполнение дел с энтузиазмом. Сугубо специфических черт, отличающих их от других специалистов из числа рассматривавшихся, у геолога и инженера-электронщика не выявилось. Общими качествами, отличающими представителей всех рассмотренных специальностей, оказались: память, тщательность действий, скорость понимания идей и наличие собственных суждений. По-видимому, их можно отнести к влиянию образования. Остальные характеристики встречались в разных сочетаниях. Данные признаки вряд ли дают исчерпывающую картину соответствия особенностей работника выполняемым функциям. Трудно судить, насколько данный частный критерий выбора помогает ученикам подготовить себя к будущему. Хотя многие признаки достаточно обобщены, что полезно для многих профессий, однако малая специфичность их для вполне определенных и избираемых видов труда не облегчает выбора.

 

154

 

Психограммы профессии

 

Личностные особенности, профессиональные умения

Профессии

 

В цифровых обозначениях

Психолог

Врач- дантист

Астроном

Геолог

Инж.-элек.

Экономист

Внимание, стремление понять позицию других

2

+

+

 

 

 

 

Дружелюбие, общительность

3

+

 

 

 

 

 

Способность стать лидером

5

+

+

 

 

+

 

Вежливость, обходительность

6

+

 

 

 

 

 

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

8

+

+

 

 

+

 

Жизнерадостность

9

+

 

 

 

 

 

Мужество, смелость

11

 

+

 

 

 

 

Терпеливость, упорство

12

+

 

 

 

+

+

Большое чувство ответственности

13

+

+

 

 

+

 

Сильное желание работать и получать результаты

14

 

 

+

+

 

+

Способность выполнять работу, полную разнообразия

17

+

 

 

 

 

+

Энтузиазм в трудовой деятельности

18

+

+

+

+

+

+

Быстрота в трудовой деятельности

19

 

+

 

 

 

 

Тщательность действий

20

+

+

+

+

+

+

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

21

+

+

+

+

+

+

Быстрота действий в непредвиденных ситуациях

23

 

+

+

+

+

+

Аккуратность и последовательность в работе (производстве продукта)

24

+

 

+

+

+

+

Способность к планированию своего будущего

25

+

 

+

+

+

+

Творчество

26

 

+

+

+

+

 

Острота зрения

27А

 

+

+

 

+

 

Острота слуха

27В

 

+

 

 

+

 

Точность обонятельных ощущений

27С

 

+

 

 

+

 

Острота вкусовых ощущений

27Д

 

+

 

 

 

 

Точность осязания

27Е

 

+

+

 

+

 

Наличие ловких пальцев

29А

 

+

+

 

+

 

Ловкость рук (тренированность)

29С

 

+

+

 

+

 

Высокая координация глаз и рук при работе с механизмами

30А

 

+

+

 

+

 

Оперирование на машинах с координацией рук, ног, глаз

30В

 

 

+

 

 

 

 

155

 

Личностные особенности, профессиональные умения

Профессии

Склонность к работе в помещении

31А

 

 

 

 

 

+

Способность к словесным (устным) высказываниям

34А

+

 

 

 

 

+

Способность выражать себя, свои мысли на бумаге

34В

 

 

+

+

 

+

Внимание к санитарии, умение ее поддерживать

35

 

+

 

 

 

 

Хорошая память

38

+

+

+

+

+

+

Способность обучать других

39

+

+

 

 

+

+

Умение заботиться о больных

40С

+

+

 

 

 

 

Умение заботиться о посторонних

40Д

+

 

 

 

 

 

Способность копировать слова и фигуры, находить ошибки

41

 

 

+

 

 

+

Скорость и точность счета

42

 

 

+

+

+

+

Итоговое число показателей

 

 

19

23

13

12

21

14

 

Примечание. Знак «+» означает наличие данного качества.

 

Помимо частного критерия, проиллюстрированного выше и основанного на «понимании требований профессии к личным особенностям», используется общий критерий осведомленности о мире труда и готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Он складывается из двух величин, отражающих степень практической подготовки учащихся профессионального характера, судя по полученным за курс промышленных наук или прикладного искусства оценкам, и уровень понимания социально-экономического значения профессии, определяемый по оценкам за общественные науки. Все три показателя анализа работы, а именно: понимание социально-экономического значения доступной профессии, имеющиеся практические навыки и наличие необходимых для предстоящей работы черт и факторов дают индекс анализа работы после определенных математических действий с этими показателями, выраженными в числах, по специально выведенной формуле. Для данного индекса, как и для всех других, имеется стандарт, позволяющий установить, насколько учащийся владеет анализом работы и, следовательно, его готовность к разумному выбору. При индексе ниже стандарта следует пересмотреть сферы интересов и отношение к школьным курсам и учебной деятельности. Перенос центра тяжести с диагноза в целях прогноза на диагноз для совершенствования обучения представляется нам очень прогрессивным. Здесь не столько оценивается личность с позиций требований профессии, сколько процесс формирования нужных качеств.

Индекс профессиональной пробы оценивает качество и количество рабочего опыта учащегося в школе и вне ее по пяти учебным сферам, объединяющим, согласно последнему руководству Ш. Фукуямы для учителей [5], 16 ранее указанных областей работы. Эти сферы охватывают сельскохозяйственную деятельность, промышленность, ведение домашнего хозяйства, деловую активность (бизнес) и другие области деятельности. Можно полагать, что в Японии именно в этих направлениях ведется курсовая и профессионально-техническая подготовка учащихся. Вычисляют индекс профессиональных проб, суммируя числа завершенных проб за каждый год обучения по всем сферам труда, отдельно для работы в школе и вне ее. Для каждой сферы максимумом считается число три, все превышающие значения считаются за три. Суммарный итог каждого экспериментального опробования (по школьной программе и добровольного) переводится по специальной таблице в показатели профессиональных проб, затем оба показателя суммируются, давая итоговый индекс. Для него также выведен стандарт. При более низком, чем стандарт, значении индекса ученику предлагается получить дополнительный опыт работы, особенно в области проявленных интересов.

Завершенной профессиональной пробой, оцениваемой баллом 1, считаются только те, где рабочий цикл выполнен полностью; в 0,5 балла оценивают пробы, завершающие цикл наполовину и более, меньший объем работы не учитывается вовсе.

 

156

 

Рабочий цикл затрагивает достаточно широкую область действий, в реальной жизни он может быть связан не с одной, а с несколькими профессиями. Например, выращивание овощей предусматривает выбор семян, внесение удобрений, подготовку поля, посев, уход за полем, сбор урожая, т.е. затрагивает и семеноводство, и почвоведение, и собственно растениеводство, отражая целостный характер агрономии. Или, скажем, шитье предусматривает раскладку ткани, осмотр ткани, расчет, кройку, сметку, сшивание на машинке, складывание, подрубку кроя, пришивание пуговиц и крючков, завершение работы, отделку, т.е. включает работу и закройщицы, и портнихи, что обеспечивает выпуск конечного продукта, а не полуфабриката. Интересно описание работы машинистки, которое предполагает: содержание машинки в надлежащем состоянии, подготовку рукописи, вставку бумаги, собственно печатание, вынимание бумаги и считку, снова приведение машинки в надлежащее состояние. Таким образом, и в этом цикле — выходной продукт — полностью завершенная работа, в то время как в работе наших машинисток сверка текста отсутствует, что не может не влиять на качество их работы. Ответственность за конечный продукт и его качество должна стать обязательной при приобщении учеников к каждому виду деятельности. Примеров профессиональных проб не исполнительского, а творческого характера в руководстве не предусмотрено.

Индексы совпадения личных склонностей и соответствующей профессии и способности выбирать профессию вычисляют, как указывалось, по специальным формулам и прилагаемым таблицам, которые имеются у учителей. Разность между индексом способности выбирать профессию и индексом совпадения склонностей личности и соответствующей им профессии, превышающая 10 единиц, свидетельствует о неудовлетворительной ориентации учащегося. Для исправления этого применяются консультации, советы, специальные изменения курсов обучения, если эти расхождения носят массовый характер.

Все пять индексов и являются ступенями диагностической процедуры, осуществляемой ради улучшения профориентационной работы и консультирования учащихся для повышения эффективности выбора, а также сознательного самоуправления процессом подготовки к будущему профессиональному занятию.

Четкость формулировок, требований и процедур подсчета позволили вести изучение готовности к выбору с использованием ЭВМ. Это дает возможность учащимся получать консультации по мере выполнения отдельных шагов выбора и видеть свои просчеты в ходе анализа своей подготовки к будущему [9].

С 1979 г. тестовые данные используются для помощи учителям в проведении консультативной работы. Располагать постоянной информацией о планах учащихся, их обоснованности и действующих факторах для учителей существенно важно. Они могут, исходя из данных анкеты Фукуямы, предложить ученику соответствующие учебные программы, дополнительную работу для обогащения недостающего опыта. Подобные рекомендации могут адресоваться как отдельным индивидам, так и классу в целом.

Поскольку большинство учителей и воспитателей не знакомы с различного рода релевантными пробами, предлагаемыми профессиональными программами и программами по приобретению трудового опыта, для них создан справочник, указывающий полезные для выбранных профессий виды деятельности [5]. Этот справочник призван помочь учителям расширять кругозор учащихся и обогащать их знания в избранной области за счет участия в пробах, взятых из смежных областей. Так, знание об управлении промышленными механизмами и их использовании или о починке электрооборудования повышает понимание сущности профессии и осведомленность в профессиональных вопросах инженера-электронщика. Хирург благодаря этим пробам может развить ловкость рук или получить представление об электронном оборудовании, используемом в медицине.

Основные виды деятельности, полезные для любой профессии, описаны буквенными кодами, обозначающими 62 пункта из формы самооценки, которые сгруппированы в 17 расширенных категорий деятельности и представлены в виде таблицы. В этой таблице после наименования профессии даются рекомендуемые виды деятельности, отражающие необходимый опыт, приобретаемый в разных школьных курсах и практических пробах. Эти виды деятельности закодированы буквенными перечнями, обозначающими приобретаемые в процессе деятельности умения. В следующих колонках в тех же буквенных выражениях представлены полезные виды профессиональных проб, т.е. виды труда, формирующие нужные умения. Например, для психолога рекомендуемые виды деятельности описываются через следующую последовательность букв е, g, h, i, l, m, n, о; их можно опробовать, участвуя в выращивания растений (что дает умения, обозначенные через е, l, n, о); выполняя

 

157

 

конторскую работу (е, h, i, m, n): участвуя в торговле и маркетинге (е, g, i, m, n); ухаживая за больным (i, l, m, n, о); занимаясь исследовательской работой (е, h, i, m, n). Буквенные обозначения расшифровываются следующим образом: е — независимость мышления, g — групповая работа, h — логическое мышление, i — коммуникативные умения, l — лидерство, m — межличностное общение, n — точность, изобретательность, о — внимательное отношение к людям. Эти списки умений, нужных различных профессиям, утверждены работодателями и специальными консультативными советами по профессиям.

Для дополнительной помощи при консультировании ученика и подбора для него соответствующих программ в руководстве для учителей имеются данные о связи различных факультативных курсов с пробами, описанными в анкете Фукуямы. Кроме того, перечислены полезные программы профессионально-технической подготовки и указаны места работы, куда можно пойти после завершения подготовки. Так, например, пройдя программу «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «счетные работы», «программирование на ЭВМ», можно работать в планово-экономическом отделе, бухгалтерии, отделах обработки данных, канцелярии школы, конторе, банке, в вычислительном центре.

Итак, основное отличие данного теста и скрытого за ним направления профориентационной работы от профориентации в нашей стране — в его практической направленности, в примате обучения над воспитанием, в возможности контроля за степенью овладения умением обоснованно принимать решение о предстоящем труде. В Японии, где высокая ответственность за свою работу, стремление к максимальной эффективности собственного вклада, развитое чувство самоуважения выступает как традиционные национальные черты, не требуется специальной воспитательной работы по развитию уважения к труду и трудящимся. В отличие от японского направления, проиллюстрированного выше, в нашей стране значительно меньше внимания уделяется развитию конкретных, но обобщенных трудовых навыков и умений реализовывать выбор. В этой связи рассмотренные материалы, несмотря на их прагматическую ориентацию, чрезвычайно полезны советским педагогам, ибо в них четко даны пути и обозначены возможности накопления практического опыта, что очень важно учесть при развитии и перестройке трудового обучения в нашей школе. Поучительны описания циклов профессиональных проб, полезных для выбранной профессии видов деятельности, перечни факультативен, близких к экспериментальным трудовым пробам, сама организация накопления трудового опыта учеников, наконец, обобщенные умения, используемые во многих видах профессиональной работы.

Диагностика действенности курсов обучения, эффективности ориентации, возможных отклонений в процессе подготовки к предстоящей трудовой жизни, дающая конкретные данные для консультативной и коррекционной работы с группами и отдельными учениками, свидетельствует о множественных направлениях использования единого  диагностического  инструмента. Чрезвычайно ценны те приложения, дополнения и объяснения теста, наконец, ключи для количественных подсчетов результатов, которые облегчают, труд учителей - профориентаторов, позволяя автоматизировать многие процессы.

 

1. Борисова Е.M., Гуревич К.M. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол. 1986. 1. С. 77—82.

2. Михайлов И.В. Психологические основы профессиональной ориентации. Рига, 1980.

3. Укке Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопр. психол. 1971. № 1. С. 170179.

4. Fukuyama Sh. A comparative study of the vocational guidance at junior high schools in Hawaii and Japan. Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya Univ. Press, March 1974; A comparative study of the vocational guidance at high schools in New York and Tokyo. Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya Univ. Press, March 1977.

5. Fukuyama Sh. Fukuyama Profile. Guidelines for teachers. Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya Univ. Press, 1982.

6. Fukuyama Sh. F-test for appraising the ability to choose methodically among occupations. Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977 (1-st ed.); 1980 (2-nd ed.); 1984 (3-d ed.).

7. Fukuyama Sh . A philosophical foundation of vocational guidance. Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya Univ. Press, 1988.

8. Fukuyama Sh. Vocational guidance as the foundation of the human existence // 2-nd International Conference on Vocational Guidance at Ashiya University. Oct. 29—31, 1980. Ashiya, Hyogo, Japan, 1980.

9. Inaba L. A. The new computer version of the Fukuyama profile // Final Report on 5-th International Conference on Vocational Guidance. Nov. 2—4, 1986, at Ashiya University. Ashiya, Hyogo, Japan, 1986.

10. Roe A. The psychology of occupations. N. Y., 1964.

 

Поступила в редакцию 28.VI 1989 г.