Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

О психологической интенции

 

Педагогу при проведении занятия целесообразно предусмотреть момент, когда появление новых терминов, режущих слух своей непонятностью и кажущейся претенциозностью, или сообщение новых сведений, резко расходящихся с имеющимися у обучаемых знаниями, способны «взбунтовать» консервативные начала в сознании слушателей и тем самым вызвать у них негативное отношение к восприятию этой информации. Чтобы предотвратить или смягчить такую реакцию аудитории, преподавателю следует непосредственно перед изложением подобной информации подчеркнуть, как бы усиливая, а на самом деле нейтрализуя ее шокирующую необычность словами, обращенными к слушателям: «Сейчас я скажу такое, что вам очень сильно не понравится. Приготовьтесь!», или: «То, что я сейчас скажу, наверняка будет встречено вами в штыки. Но я все равно сделаю это», или: «Вы не поверите в то, что я сейчас произнесу, но я хочу понаблюдать за вашей реакцией» и т. п. По аналогии с психотерапией такой прием правомерно назвать парадоксальной интенцией. (Метод с таким названием, впервые в лечении неврозов успешно примененный австрийским врачом В. Франклом, заключается в сознательном вызывании того самого симптома, от которого человек хочет избавиться. Использование его в учебной практике способствует, как правило, лучшему пониманию и более прочному запоминанию материала.

 

И. М. Коган,

доцент

Ленинград

 

За действенную психологическую концепцию гуманизма

 

Актуальность создания советской Ассоциации гуманистической психологии определяется соответствием данной инициативы всей демократической и гуманистической направленности перестроечного процесса в нашей стране. Речь идет о возрождении гуманистических идей и традиций в нашем обществе в конкретный исторический период и при известных сложностях переходного этапа развития, и это обстоятельство, думается, должно быть отражено в обсуждаемом Положении.

Для отечественной психологии переходный этап характеризуется тем, что зачастую немаловажные психологические идеи и рекомендации простаивают, не имея отработанных механизмов скорейшего их включения в жизнь. В то же время становится все более очевидным, что перестройка нуждается в научной психологии так же, как психология — в перестройке. Проводимые широкомасштабные преобразования в стране сегодня очень нуждаются в серьезном психологическом обеспечении. Мне думается, что процесс скорейшего внедрения такого обеспечения зависит сегодня главным образом от общественной активности и поддержки.

Можно также утверждать, что прогрессивные нововведения окажутся тем успешнее, чем в большей мере они будут подкреплены научным обоснованием роли и места человека как субъекта труда и ответственной политики.

В проекте Положения1 справедливо указывается на «ситуацию приближающейся антропологической катастрофы», но очевидно, что только констатацией проблемы и исследовательскими направлениями здесь не обойтись. Необходим широкий спектр противокризисных и профилактических мер, опирающихся на всесторонний системный подход к вопросам социальной диагностики и прогностики.

Сейчас нередко на многих уровнях признается, что наше общество больно и нуждается в излечении. При этом выдвигаются различные рецепты оздоровления: от экономических до медицинских, но в меньшей мере — психологические, возможности которых просто широко не осознаны. Поэтому целесообразно в задачи Ассоциации гуманистической психологии внести разработку исследований и практических мер по укреплению психологического здоровья людей, понимая под этим и достижение индивидуальной гармоничности человека, и совершенствование (гуманизацию) человеческих отношений, и противодействие индивидуализму, и милосердие, и широкое психологическое просвещение, и многое другое, без чего немыслим реальный действенный гуманизм.

 

Н. А. Шатайло,

психолог,

Днепропетровск



1 См. об этом: Вопр. психол. 1990. № 1. С. 13—15.