Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. В. ДАВЫДОВА

 

 

31 августа исполняется 60 лет доктору психологических наук, профессору, академику АПН СССР В. В. Давыдову. Многочисленные ученики и сотрудники любят и уважают Василия Васильевича вовсе не за его высокие званья и должности, хотя даже неполный список его сегодняшних обязанностей весьма внушителен: вице-президент Академии педагогических наук СССР, почетный член Национальной академии образования США, председатель комиссии Государственного комитета СССР по народному образованию, председатель научно-методического Совета Гособразования СССР по психолого-педагогической подготовке в системе непрерывного образования, зам. председателя научного Совета по проблемам молодежной политики при идеологическом отделе ЦК КПСС, зам. председателя межведомственной комиссии по содержанию образования при АН СССР, председатель комиссии по изданию педагогической литературы для учителей Госкомитета СССР по печати, руководитель проекта по созданию целостной системы развивающего начального образования (Центр наук о человеке при президиуме АН СССР), член бюро межведомственного научного совета по комплексному изучению человека при президиуме АН СССР, заведующий (на общественных началах) лабораторией умственного развития детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и межинститутской проблемной лабораторией психолого-педагогических основ начального образования АПН СССР, член редколлегии журнала «Вопросы психологии» и «Психологического журнала».

В силах ли человеческих ворочать такую махину дел? Да, если самодисциплина, редкое трудолюбие, фантастическая работоспособность (В.В. Давыдов недаром награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Ветеран труда») и организаторские способности даны человеку дерзкого и конструктивного ума, способного и создавать и воплощать замыслы столь неожиданные и обширные, что вначале они могут показаться утопичными.

Типичной утопией казалась психологам и ШКРАБам 50—60-х гг. главная работа В.В. Давыдова, начатая им совместно с его учителем Д.Б. Элькониным,— работа по проектированию новых возрастных норм психического развития. Решая классическую для психологии задачу об отношении

 

179

 

обучения, формирования и развития и проделав логико-психологический анализ содержания существующего обучения, В.В. Давыдов показал, что всесторонне изученные, тщательно измеренные психологами среднестатистические нормы умственного развития школьников — все то, что описано в учебниках и изучено поколениями учителей как законы «психологической природы» детства, как «естественные» границы возможностей каждого возраста,— все это порождено существующей (но, по счастью, не единственной) системой обучения и узаконено натуралистичным, антидеятельностным подходом к психическому развитию ребенка. Яростный сторонник деятельностного подхода, В.В. Давыдов разрабатывает его и теоретически, развивая основные методологические положения теории А.Н. Леонтьева, и практически — через реальное преобразование огромных и казавшихся незыблемыми пластов педагогической практики.

Применительно к В.В. Давыдову модный штамп «новое педагогическое мышление» надо понимать всерьез и буквально, ибо речь идет о новаторе, чьи фундаментальные теоретические исследования содержания и строения учебной деятельности, ее связи с развитием сознания, личности и способностей ребенка уже произвели реальную перестройку массового педагогического и психологического мышления. Школьная психология получила от В.В. Давыдова развитую теорию и практику экспериментального моделирования психического развития не в лабораторном эксперименте — этой бледной тени живого педагогического процесса, а в условиях массового школьного обучения. Экспериментальная московская школа № 91 и пошедшие вслед за нею некоторые школы Харькова, Тулы, Минска, Волгограда, Красноярска и других городов страны стали теми «пробирками», в которых удалось вырастить чистую культуру будущего образования — образования человека разумного, способного самостоятельно учиться и вырабатывать собственную интеллектуальную и личностную позицию. Педагоги получили пакет качественно новых учебников и альтернативных учебных программ. И не вина В.В. Давыдова — руководителя научного коллектива, создавшего эти программы, что они до сих пор не опубликованы, хотя в самиздате распространяются по всему Союзу и за его пределами.

Трудно сегодня представить советского психолога, не знакомого с идеями В.В. Давыдова, но если таковой найдется и прочтет вышесказанное, то он решит, что В.В. Давыдов — крупный психолог-практик и организатор прикладных исследований. На самом деле по своему научному почерку В.В. Давыдов — подлинный теоретик, для которого деятельность (в частности его собственная профессиональная деятельность психолога, ищущего законы развития) — это всегда экспериментальный поиск всеобщих форм вещей, их меры, их принципов. Сущность высшего человеческого дара — разума, понятая в деятельностных категориях и конкретизированная в представлениях о строении идеального действия, о структуре мыслительного акта — вот тот фундамент, то порождающее основание, из которого В.В. Давыдов вывел свою теорию развивающего обучения, направленного на культивирование детской разумности. (Кстати, именно эта потенция развития и отсекается современной системой обучения, которую так основательно и темпераментно критикует В.В. Давыдов.) Логико-философским стержнем теории развивающего обучения, разрабатываемой В.В. Давыдовым, является гегелевско-марксово понимание отношения исторического и логического в становлении индивидуального сознания, принцип предметности деятельности, всеобщность ее идеального бытия. Психологическим основанием теории развивающего обучения является идея Л.С. Выготского об обучении, ведущем за собой развитие, понятая не как красивая метафора и не как аксиома, а как предмет экспериментирования, воплотившегося в теории учебной деятельности, ведущей за собой психическое развитие младших школьников.

Созданная В.В. Давыдовым теория и практика развивающего обучения является уникальным образом многоуровневости и полноты психологической работы, построенной от уровня философско-методоло-гического обоснования общей теории психического развития и частных теорий развития отдельных психических структур в определенных возрастах (воображение дошкольников, рефлексия младших школьников и пр.) вплоть до уровня конкретных педагогических технологий, производящих соответствующие психические новообразования, и набора психологических методик, диагностирующих развивающие эффекты педагогического производства.

Свои идеи В.В. Давыдов раскрыл более чем в 150 научных трудах, переведенных в Англии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Испании, США, Японии и других странах. Основные книги В.В. Давыдова, наиболее полно раскрывающие его теоретические позиции (Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных

 

180

 

предметов. М.: Педагогика, 1972; Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986), удостоены премий им. К.Д. Ушинского.

Теория В.В. Давыдова изучается в ведущих психологических и педагогических вузах страны. Сам он неоднократно читал курсы лекций по возрастной и педагогической психологии на факультете психологии МГУ и в московских пединститутах. Талантливый лектор, умеющий воодушевлять слушателей красотой и смелостью собственных замыслов и втягивать их в напряженный мыслительный поиск, В.В. Давыдов стал для многих молодых психологов и педагогов учителем, существенно повлиявшим на их профессиональное становление. Более 30 кандидатских диссертаций защищено под его руководством и не менее десяти докторских диссертаций выполнено в русле научной школы В.В. Давыдова.

Радуясь и поражаясь неиссякаемой продуктивности 60-летнего ученого, учителя и организатора науки, мы не можем не вспомнить тот непростой путь, которым В.В. Давыдов пришел к сегодняшним достижениям. Закончив психологическое отделение философского факультета МГУ и аспирантуру,

В.В. Давыдов с 1959 по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, пройдя всю должностную лестницу — от младшего научного сотрудника до директора. Как всякий порядочный, но деятельный человек своего времени, В.В. Давыдов не мог не избегнуть участи лучших: гонений и репрессий, масштаб которых соизмерим с широтой натуры и степенью самостоятельности и свободы мысли, слова и действия. Исключенный в 1983 г. из рядов КПСС «за систематические грубые нарушения принципов подбора и расстановки кадров, выразившихся в приеме на работу лиц с чуждыми политическими взглядами...», вынужденный уйти с поста директора НИИ ОПП АПН СССР и даже (ненадолго) оставить свое любимое детище — лабораторию психологии учебной деятельности и экспериментальную школу № 91, В.В. Давыдов остался верен себе, своим идеям и своим ученикам, сохранил, увы, не здоровье, но мужество, надежду, душевную щедрость и даже капельку наивности.

Ученики, сотрудники, коллеги желают Василию Васильевичу Давыдову сохранять и впредь все эти чудесные качества, всегда оставаться на переднем крае науки и долго-долго радовать их острыми идеями и отважными начинаниями.