Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ

 

Л.А. ПЕТРОВСКАЯ

Москва

 

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

 

В современной многоликой психологии продолжается процесс дифференциации и, в частности, идет интенсивное развитие новой области практической психологии. В отличие от исследовательской области, традиционно сфокусированной на поиске истинного знания, психологических закономерностей, практическая психология сосредоточена прежде всего на задаче оказания психологической помощи. Рецензируемая книга принадлежит к числу, увы, пока немногочисленных работ, посвященных вопросам этой новой, становящейся области.

В незнакомой для себя роли практических работников сегодня оказались многие специалисты-психологи с традиционным «академическим» образованием. Поэтому подобных книг ждут, они остро необходимы. Знакомство с ансамблем авторов коллективной монографии, известных профессионалов в области практической психологии, настраивает на соответствующие ожидания. На мой взгляд, эта небольшая по объему и формату книга оправдывает их.

Остановимся на некоторых примечательных особенностях рецензируемой книги. Она посвящена индивидуальным и групповым формам психологической коррекционной работы с семьей. Рождение новой области, естественно, связано с появлением новых понятий, представлений, проблем. Например, оказывая помощь, психолог имеет дело уже не с испытуемым, а с клиентом. Возможно, термин не вполне удачен, но, как видно из анализа авторов, более адекватен, нежели термин «пациент», рождающий неоправданные в данном случае медицинские ассоциации.

Если практическая психология связана с оказанием психологической помощи, встает вопрос о природе этой помощи, ее принципах, видах и т. п. Уже в предисловии данный вопрос поставлен, а раскрывается многогранно и, по существу, во всех разделах монографии. Предлагаемая авторами психотерапевтическая модель психологической помощи семье рассмотрена весьма обстоятельно. «В рамках этой модели... — пишут они,— термины «психологическое консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция» употребляются синонимично, что ни в коей мере не отрицает преимущественной компетенции медицины в области психотерапии, направленной на лечение заболеваний» (с. 16).

В центре внимания авторов оказались вопросы, связанные с развитием личности ребенка в семье и психологией детско-родительских отношений. Это, естественно, не полный, но весьма существенный спектр жизни современной семьи. Обращает на себя внимание гармоническое сочетание практически-технологической направленности

 

174

 

книги и основательности теоретико-методологического осмысления новой сферы активности психолога.

Представленный в монографии анализ позволяет увидеть и понять сложный двусторонний характер связи психологии исследующей и психологии помогающей. С одной стороны, консультативная практика невозможна без опоры на достижения, например, детской психологии. С другой стороны, речь идет не о простом переносе исследовательских данных. «Практические задачи консультативной деятельности... — пишут авторы,— заставляют по-своему структурировать данные психологии развития, акцентировать те из них, которые непосредственно ориентируют консультативную практику» (с. 17). Существенно, что в ситуациях различных семейных затруднений человек предстает перед психологом целостно и в контексте своих отношений. Именно поэтому практическая психология — это междисциплинарная область, объединяющая ветви психологии, порой до сего времени развивающиеся обособленно. Их пересечение открывает новые возможности и новые проблемы.

Книга четко структурирована и в изложении материала следует вполне оправданной логике. Предисловие и первая и вторая главы представляют ее теоретико-методологический блок. Третья глава посвящена актуальным вопросам семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке. Выделены диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка, диагностика аномалий психического развития и диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития. Самая большая, четвертая глава обращена к вопросам психотерапии и психокоррекции. С одной стороны, представлен опыт работы с детьми разного возраста: дошкольниками, младшими школьниками, подростками и юношами. С другой стороны, материал чрезвычайно богат с точки зрения ознакомления заинтересованного читателя с многообразием методических приемов, обстоятельно описанных и иллюстрированных. Здесь органично сплавлены и отечественный опыт, и достижения современной зарубежной психологии. Остается непроходящее чувство удивления, как могло найтись всему этому место в столь небольшой по объему книге!

Следует отметить удачную форму изложения материала. Книга читается с неизменным интересом, и в это внес вклад каждый из авторов на свой манер. По ее прочтении остается сожаление о краткости текста. И предложенный список литературы может здесь помочь лишь отчасти.

Наконец, обратим внимание читателя на приложение 2, содержащее проект профессионально-этического кодекса психолога-консультанта. В условиях складывающейся в нашей стране системы психологического обслуживания населения потребность в подобном документе чрезвычайно остра. Можно надеяться, что публикация данного проекта ускорит процессы его обсуждения и принятия.