173
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ
Л.А. ПЕТРОВСКАЯ
Москва
Семья в психологической консультации: Опыт и
проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.
Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
В современной многоликой психологии продолжается
процесс дифференциации и, в частности, идет интенсивное развитие новой области
практической психологии. В отличие от исследовательской области, традиционно
сфокусированной на поиске истинного знания, психологических закономерностей,
практическая психология сосредоточена прежде всего на задаче оказания
психологической помощи. Рецензируемая книга принадлежит к числу, увы, пока
немногочисленных работ, посвященных вопросам этой новой, становящейся области.
В незнакомой для себя роли практических работников
сегодня оказались многие специалисты-психологи с традиционным «академическим»
образованием. Поэтому подобных книг ждут, они остро необходимы. Знакомство с
ансамблем авторов коллективной монографии, известных профессионалов в области
практической психологии, настраивает на соответствующие ожидания. На мой
взгляд, эта небольшая по объему и формату книга оправдывает их.
Остановимся на некоторых примечательных особенностях
рецензируемой книги. Она посвящена индивидуальным и групповым формам
психологической коррекционной работы с семьей. Рождение новой области,
естественно, связано с появлением новых понятий, представлений, проблем. Например,
оказывая помощь, психолог имеет дело уже не с испытуемым, а с клиентом. Возможно,
термин не вполне удачен, но, как видно из анализа авторов, более адекватен,
нежели термин «пациент», рождающий неоправданные в данном случае медицинские ассоциации.
Если практическая психология связана с оказанием
психологической помощи, встает вопрос о природе этой помощи, ее принципах,
видах и т. п. Уже в предисловии данный вопрос поставлен, а раскрывается
многогранно и, по существу, во всех разделах монографии. Предлагаемая авторами
психотерапевтическая модель психологической помощи семье рассмотрена весьма обстоятельно.
«В рамках этой модели... — пишут они,— термины «психологическое
консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция» употребляются
синонимично, что ни в коей мере не отрицает преимущественной компетенции медицины
в области психотерапии, направленной на лечение заболеваний» (с. 16).
В центре внимания авторов оказались вопросы,
связанные с развитием личности ребенка в семье и психологией
детско-родительских отношений. Это, естественно, не полный, но весьма
существенный спектр жизни современной семьи. Обращает на себя внимание
гармоническое сочетание практически-технологической направленности
174
книги и основательности теоретико-методологического
осмысления новой сферы активности психолога.
Представленный в монографии анализ позволяет увидеть
и понять сложный двусторонний характер связи психологии исследующей и
психологии помогающей. С одной стороны, консультативная практика невозможна без
опоры на достижения, например, детской психологии. С другой стороны, речь идет
не о простом переносе исследовательских данных. «Практические задачи
консультативной деятельности... — пишут авторы,— заставляют по-своему структурировать
данные психологии развития, акцентировать те из них, которые непосредственно
ориентируют консультативную практику» (с. 17). Существенно, что в ситуациях
различных семейных затруднений человек предстает перед психологом целостно и в
контексте своих отношений. Именно поэтому практическая психология — это
междисциплинарная область, объединяющая ветви психологии, порой до сего времени
развивающиеся обособленно. Их пересечение открывает новые возможности и новые
проблемы.
Книга четко структурирована и в изложении материала
следует вполне оправданной логике. Предисловие и первая и вторая главы
представляют ее теоретико-методологический блок. Третья глава посвящена
актуальным вопросам семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке. Выделены
диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка, диагностика аномалий
психического развития и диагностика психологических нарушений у детей без аномалий
психического развития. Самая большая, четвертая глава обращена к вопросам
психотерапии и психокоррекции. С одной стороны, представлен опыт работы с
детьми разного возраста: дошкольниками, младшими школьниками, подростками и
юношами. С другой стороны, материал чрезвычайно богат с точки зрения ознакомления
заинтересованного читателя с многообразием методических приемов, обстоятельно
описанных и иллюстрированных. Здесь органично сплавлены и отечественный опыт, и
достижения современной зарубежной психологии. Остается непроходящее чувство
удивления, как могло найтись всему этому место в столь небольшой по объему
книге!
Следует отметить удачную форму изложения материала.
Книга читается с неизменным интересом, и в это внес вклад каждый из авторов на
свой манер. По ее прочтении остается сожаление о краткости текста. И
предложенный список литературы может здесь помочь лишь отчасти.
Наконец, обратим внимание читателя на приложение 2,
содержащее проект профессионально-этического кодекса психолога-консультанта. В
условиях складывающейся в нашей стране системы психологического обслуживания
населения потребность в подобном документе чрезвычайно остра. Можно надеяться,
что публикация данного проекта ускорит процессы его обсуждения и принятия.