Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

НАУЧНЫЙ АРХИВ

 

ПЕРВАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

В РОССИИ

 

Национальные и этнические проблемы с новой силой заявляют о себе в процессе возрождения нашего общества. 31 марта с. г. на съезде малочисленных, народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока учреждена Ассоциация малочисленных народов Севера, которая будет защищать их жизненные интересы. В Академии педагогических наук СССР создается Институт этнопедагогики и педагогической социологии.

В решении многих научных и практических проблем может помочь этническая психология, зародившаяся в нашей стране 70 лет назад. Мы публикуем первый документ о создании кабинета этнической психологии, подготовленный профессором Г.Г. Шпетом и директором Института экспериментальной психологии Г.И. Челпановым (Архив МГУ им. М. В. Ломоносова. Ф. 18 — Историко-филологический факультет, on. 1, ед. хр. 9, л. л. 31, 32). Теоретические результаты этой работы были изложены Г.Г. Шпетом в его книге «Введение в этническую психологию». Вып. I. М., 1927. В 30-е гг. работы по этнопсихологии были прекращены.

 

Г. Шпет, В. Поржезинский, Г. Челпанов

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ КАБИНЕТА ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Расширяющееся на историко-филологическом факультете преподавание психологии своей очередной задачей имеет учреждение особого вспомогательного института для ведения занятий по этнической и социальной психологии. Эта отрасль психологии, охватывающая изучение таких разнообразных проявлений душевной жизни человека, как язык, мифы, верования, поэтическое творчество, нравы, искусство и т. д., в настоящее время такой же необходимый предмет университетского преподавания для избравших своей специальностью психологию и философию, как и для изучающих предметы отделений: лингвистического, историко-литературного и по истории искусства. Факультетом уже установлен план преподавания по лингвистическому отделению, в который включено также преподавание этнической психологии. Одобренный факультетом проект этнографического отделения также уделяет видное место преподаванию этой науки. Между тем отсутствие специального учреждения с соответствующими вспомогательными научными средствами, учреждения, которое могло бы объединить при факультете

 

160

 

научную работу в этой области, бросается в глаза и явно затрудняет осуществление указанных планов.

Россия с ее сложным этническим составом населения, с разнообразием культурных уровней и характеров населяющих ее национальностей и народов предоставляет особенно благоприятные условия для разработки науки этнической и социальной психологии. Но мы до сих пор не имеем сколько-нибудь заметного ядра научных работников, развитие которого давало бы право надеяться на то, что из этих благоприятных условий наука извлечет нужные ей плоды. И развитие самой науки и подготовка работников к ней также настоятельно требуют организации особого учреждения, которое поставило бы своей задачей планомерное осуществление научных задач этнической и социальной психологии.

Наконец, давно начатое и успешно выполняемое изучение состава русского населения в антропологическом и этнографическом отношениях серьезно нуждается в дополнении со стороны соответствующей организации психологического исследования. Мы для этого опять-таки не имеем ни подготовленных работников, ни предварительных планов работы, ни даже программ, выполнение которых могло бы быть доверено участникам соответствующих научных экспедиций. Так, например, указанное обстоятельство вынуждает нас отказаться от участия в широко задуманной в настоящее время и богато обставленной экспедиции по антропологическому исследованию Туркестана. Культурные западные страны тратят громадные усилия на организацию соответствующих экспедиций в Африку, Америку или Австралию, тогда как мы с меньшими затратами сил, времени и средств могли бы на собственной родине добиться не менее ценных, важных научных результатов. Но у нас нет подготовки, нет разработанных методов и даже отчетливо сформулированных задач по изучению психологических особенностей народов. И эти цели могли бы быть осуществлены при учреждении особого учебно-научного института этнической психологии.

Нет надобности особо подчеркивать, что постановка и развитие изучения этой науки могли бы оказаться полезными не только для целей учебных и научных, но и для целей государственных, поскольку последние сообразуются не только с материальными условиями, но и с психологическими особенностями жизни народа, составляющих его классов и иных социальных группировок.

В силу приведенных мотивов мы позволяем себе обратиться на историко-филологический факультет с ходатайством об учреждении при факультете кабинета этнической и социальной психологии, целью которого было бы наладить и объединить научно-учебную работу в области этой науки созданием соответствующих вспомогательных средств, как-то: библиотеки, собрания документов и материалов, коллекций, карт, планов, программ, наглядных пособий, диаграмм и т. п.; привлечением к научной работе в области этнической и социальной психологии способных и соответственно подготовленных студентов историко-филологического факультета; организацией семинаров и практических занятий для этой подготовки; и наконец, как организацией научной работы в этой области, так и разработкой соответствующих практических планов и программ исследования в ней.

 

1 февраля 1920 г.