Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е.А. КЛИМОВА

 

Исполнилось 60 лет со дня рождения действительного члена АПН СССР, декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора Евгения Александровича Климова.

Е.А. Климов родился 11 июня 1930 г. в г. Вятские Поляны Кировской области. В 1953 г. он закончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, где затем в течение 15 лет работал преподавателем, в 1962 г. вступил в ряды КПСС. С 1968 г. Е.А. Климов заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1970 г. ему присвоено звание профессора (по специальности «психология труда»), а в 1974 г. он стал членом-корреспондентом АПН СССР по отделению профтехобразования. С 1976 по 1980 гг. Е.А. Климов — профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена; с 1980 г.— профессор факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.), декан факультета психологии МГУ (с 1986 г.). В 1985 г. Е.А. Климов избран действительным членом АПН СССР.

С самого начала научной деятельности Е.А. Климов интересовался проблемами психологии труда. Еще в студенческие годы он выполнил под руководством проф. В.С. Мерлина исследование на психопатологическом материале по вопросам трудотерапии в нервно-психиатрической клинике. Его дипломная работа была посвящена обучению рабочих трудовым приемам и защищалась на выездном заседании кафедры непосредственно на Казанском льнокомбинате. В 1959 г. Е.А. Климов организовал первую (и единственную в послевоенные годы) в РСФСР Научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения, располагавшуюся в ПТУ № 7 г. Казани. В научно-практических разработках 50—60-х гг. Е.А. Климову удалось эффективно объединить идеи «деятельностного подхода» в обучении, развитые А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной, и достижения советской дифференциальной психологии (работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, Н.С. Лейтеса, К.М. Гуревича). Е.А. Климов предложил и реализовал в практике принципы индивидуального подхода при обучении новым приемам труда (1955). Кандидатская (1959) и докторская (1968) диссертации Е.А. Климова были посвящены проблеме индивидуального стиля деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Ему удалось показать резервные возможности повышения эффективности деятельности человека в том случае, если его рассматривать не как «живую машину» (согласно традициям Ф.У. Тэйлора), но как субъекта труда, творчески создающего индивидуально своеобразные способы работы, более надежные и продуктивные, нежели унифицированные приемы работы.

С 1968 г. проблема индивидуально-психологических различий в труде разрабатывается Е.А. Климовым в контексте задачи психолого-педагогического оснащения профессиональной ориентации и консультации молодежи. Под его руководством создана информационно-поисковая система накопления и упорядочения сведений о профессиях в целях профпросвещения и профконсультации, составлен набор дескрипторов для описания профессий (1970, 1972); разработана оригинальная классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко используемая в профориентации в настоящее время. Под редакцией Е.А. Климова опубликована серия сборников «Человек и профессия» (1976—1986), в которых описания профессий для школьников

 

181

 

представлены согласно данной классификации. Классификация позволяет соотнести объективные признаки труда и индивидуально-личностные особенности оптанта. В 1971 г. Е.А. Климов организовал бюро индивидуальной психолого-педагогической профконсультации, опыт которого обобщен в серии методических рекомендаций, составивших основу деятельности современных профконсультационных служб. Е.А. Климов — один из инициаторов введения в общеобразовательные школы предмета «Основы производства. Выбор профессии»; в соавторстве с С.Н. Чистяковой им написано пробное учебное пособие для школьников, посвященное психологическому профессиоведению и самопознанию в связи с выбором профессии (1987). Е.А. Климову удается представлять сложные психологические понятия ясным и увлекательным для школьников способом в форме, активизирующей читателя (1971, 1974, 1984 и др.).

Значительное место в профессиональной деятельности Е.А. Климова занимает чтение лекций по психологии. Опыт преподавания психологии труда в МГУ отражен в учебном пособии «Введение в психологию труда» (1988). Предметом психологии труда как отрасли науки (по Е.А. Климову) является психологическое изучение человека с точки зрения его формирования и функционирования как субъекта труда. Выдвигается новая для советской психологии труда проблема — проблема генезиса, структуры и функций профессионального сознания и самосознания субъекта труда. Психологическое содержание труда рассматривается через систему психических регуляторов трудового поведения человека. Описана совокупность существенных психологических признаков самосознания субъекта труда, отличающих труд от других видов деятельности (учения, общения, игры).

Вопреки традиции, Е.А. Климов ввел в контекст психологии труда представление о методах построения теории, эмпирико-познавательных и конструктивно-воздейственных методах психологии труда как фундаментальной и научно-практической отрасли науки (1988); предложил, оригинальную концепцию возникновения и развития психологии труда как результата накопления и фиксации в общественном сознании сведений о психологической природе труда, порожденных потребностями общественной практики (1983, 1988).

Е.А. Климов — автор свыше ста научных публикаций (в том числе восьми монографий). К основным работам можно отнести: «Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда» (соавт. С.Д. Моржеедов, Казань); «Четыре задачи программированного обучения» (Казань, 1965); «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта» (Казань, 1969); «Школа... а дальше?» (Л., 1971); «Путь в профессию» (Л., 1974); «Информационно-поисковая система «Профессиография»: Методические рекомендации» (ред. и соавт.; Л., 1972); «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации» (М., 1983); «Как выбирать профессию? Книга для учащихся» (М., 1984); «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания» (М., 1986); «Введение в психологию труда» (М., 1988).

Много душевной энергии, сил вкладывает Е.А. Климов в общественную деятельность: он избирался вице-президентом Общества психологов СССР (1983), членом Экспертного совета ВАК СССР по психологии и педагогике, является главным редактором журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», членом редколлегии журнала «Вопросы психологии», председателем секции психологии ученого совета Госпрофобра СССР, председателем специализированного совета.

Под руководством Е.А. Климова подготовлено и защищено более 25 кандидатских диссертаций. Ученики и коллеги ценят и любят Е.А. Климова за его верность научной истине, демократическим традициям отечественной интеллигенции, за его неизменное доброжелательное и уважительное отношение к людям.

Советская психологическая общественность, коллеги по работе, студенты и аспиранты желают Евгению Александровичу Климову хорошего здоровья и творческих успехов в научной, общественной и педагогической деятельности.