171
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
НОВЫЙ РАЗГРОМ ФРЕЙДИЗМА,
ИЛИ ГОЛОС ИЗ ПРОШЛОГО
Е.В. ГИЛЬБО
Ленинград
Тарасов К. Е., Кельнер М. С. «Фрейдо-марксизм» о
человеке. М.: Мысль, 1989. 214 с.
В 1989 г. тиражом 33000 экземпляров
вышла книга «Фрейдо-марксизм» о человеке», в подзаголовке которой написано: научная
монография. Это — первая книга по вопросам психоанализа, вышедшая в период
перестройки и отражающая «новое мышление» наших философов по этому вопросу. Что
же закладывают К.Е. Тарасов и М.С. Кельнер в основу этого нового мышления,
новой оценки психоанализа?
На с. 10 авторы ссылаются на таких
философов-марксистов, как А.М. Деборин, Б.Э. Быховский и В.А. Юринец, которые
доказывали «абсолютную несовместимость фрейдовских идей с марксизмом». Таким
образом, в качестве первого камня в основу своего «нового мышления» авторы
закладывают идеи этих философов, столь многое сделавших для разгрома русской
науки. У этих же философов заимствуется и стиль научной полемики, язык, которым
с первых же страниц ошарашивают читателя: «Пытаясь отстоять свои антинаучные
взгляды, буржуазные философы и идеологи весьма широко используют
псевдомарксистскую фразеологию в своих антропологических концепциях, стремятся
завуалировать антигуманистическую, биологизаторскую сущность...» (с. 4) и т.д.
Вот, оказывается, тот преступный мотив буржуазных ученых, который вскрыло «новое
мышление» наших философов.
Первая глава книги целиком посвящена мировоззрению
З. Фрейда — основателя психоанализа. Мы узнаём, где бедняга скатывался в
идеализм, где — в мистицизм, а где, наоборот, обнажается «ненаучный
биологизаторско-иррационалистский характер фрейдовских воззрений» (с. 47).
Решая вопрос, к какому типу отнести мировоззрение З.
Фрейда, авторы не удосуживаются обосновать предлагаемую классификацию
сколь-нибудь приемлемым науковедческим или психологическим аргументом. По этой
классификации «взгляды основателя психоанализа следует отнести к натуралистскому
типу мировоззрения, источником которого является опыт естественных наук» (с.
21). Но ведь З. Фрейд имел огромный опыт работы и был глубоко образован в
области психологии, психиатрии, этнографии, культурологии, литературоведения,
изучал социологию и социальную психологию. Неужели же опыт изучения этих наук
никак не повлиял на его мировоззрение? Неужели автор концепции личности, по
которой, кроме биологической основы, ее важную часть составляют «сверх-Я» —
средоточие социального в человеке, усвоенных им культурных стереотипов, и «Я» —
центр личности, средоточие диалектической борьбы социального и биологического в
человеке,— неужели автор такой концепции «биологизатор» и «натурализатор»?
Может быть, следует добросовестнее разобраться в концепции З. Фрейда и дать ей
более адекватную оценку?
На с. 28 мы встречаем утверждение, начинающееся
словами: «Как было установлено Б. Малиновским, М. Мидом и другими...». Авторы
как бы нечаянно игнорируют тот факт, что американский этнограф Маргарет Мид
была дамой и склонять ее фамилию как мужскую столь же некорректно, как относить
З. Фрейда к биологизаторам.
Авторы мельком останавливаются на антивоенной борьбе
З. Фрейда, упоминают его работы, посвященные вопросу о происхождении войн. Не
подвергая эти работы критике, они все же не удерживаются от искушения пнуть
покойного ученого: «А ведь биологизаторские установки психоаналитического
понимания социальных явлений
172
фактически снимают ответственность с империалистического
государства за войны и насилия, которые они систематически порождают» (с. 46).
Лишь один шаг отделяет это высказывание от провоцируемой им мысли читателя о
том, что венский психотерапевт был одним из поджигателей войны.
Примерно в том же стиле дается идейная оценка и
концепциям других западных ученых. Вот, к примеру, оценка концепции Г. Маркузе:
«Эта концепция представляет собой эклектический, крайне сложный комплекс как
биологизаторских, так и социологизаторских идей» (с. 87). Обвинить ученого в
одной фразе и в биологизаторстве, и в социологизаторстве — все равно что
обвинить его в «право-левом уклоне»! Истина же заключается в том, что Г.
Маркузе в своей концепции стремился показать сложную диалектику биологического
и социального в человеке и обществе, опираясь как на марксистскую социологию,
так и на учение З. Фрейда. В принципе любую уравновешенную научную концепцию
можно обвинить в том, что она одновременно уклоняется и вправо, и влево — ведь
это и есть условие равновесия!
Кульминацией идейных оценок научных концепций
является следующий политический донос: «Объявив ленинскую стратегию борьбы
рабочего класса и его авангарда «догматической», «ортодоксальной», исходящей
якобы из «идеологической гегемонии партии», И. Коэн тем самым фальсифицирует,
искажает, неверно истолковывает основополагающие принципы и идеи этой стратегии»
(с. 138). Зачем в «научной монографии» такой пассаж? Ведь общеизвестно, что
целью И. Коэна отнюдь не был подрыв основ марксизма-ленинизма и основ
общественного строя в СССР. Американский ученый анализирует бессознательное в
идеологии, сосредоточиваясь прежде всего на концепции В. Райха.
Эти цитаты можно было бы продолжить и далее, они
встречаются весьма часто. Но еще сильнее настораживает сама направленность
книги.
В психоаналитическом движении всегда был силен
доброжелательный интерес к марксизму. Ряд психоаналитиков выступали с
программой соединения всего положительного, нового, что есть в марксизме и в
психоанализе, с целью дать марксистской социологии адекватный метод анализа
роли человеческого фактора в социальных процессах. Эта программа могла бы стать
базой для широкого и живительного международного сотрудничества ученых-гуманитариев.
Но авторы книги сосредоточивают огонь своей критики, уничижительных эпитетов и
идеологических ярлыков именно на тех ученых Запада, которые протягивают руку
марксизму.
Зачем же с таким упорством отстаивать право
марксизма на догматическую неизменность, на столетний застой теории и идейную
автаркию? Неужели же в этом состоит новое мышление?
Авторы заявляют: «К оценке мировоззрения Фрейда
нельзя подходить как к чему-то раз и навсегда данному, статичному и
неизменному» (с. 52). Таким образом, они признают, что эта оценка может
меняться со временем. И тем не менее сегодня, когда время действительно
изменилось, когда появилась наконец возможность говорить правду и давать
адекватные оценки,— сегодня в свет выходит книга, со страниц которой пахнуло на
нас не только гнилым ветром застоя, но и кровавым отсветом деборинских ярлыков.
Создается впечатление, что авторы претендуют на премию имени академика ВАСХНИЛ
И.И. Презента как прямые продолжатели его идей и методов в научной полемике.
А ведь книга написана на интереснейшем материале,
который мог бы дать авторам повод для действительно научной, конструктивной критики,
для выдвижения новых идей, для введения читателя в огромный пласт современной
гуманитарной культуры. Как жаль, что повод этот авторами безвозвратно упущен.