Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ИНСТРУКТИРОВАНИЕ РЕБЕНКА И РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СУЖДЕНИЯ

 

ВЫЯВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

Heller К. A., Feldhusen J. S. Identifying and nurturing the gifted: An international perspective. Toronto, etc.: Hans Hubert Publishers, 1986. 187 p.

 

Интерес к проблематике одаренности во всем цивилизованном мире чрезвычайно велик. В 1975 г. был создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, который регулярно организует международные конференции. Рецензируемый сборник отражает материалы очередной, шестой из них, состоявшейся в 1985 г. в Гамбурге (ФРГ). В нем можно выделить три различающиеся по тематике части. Первая (гл. 2) — теоретическая — посвящена обсуждению понятия «одаренность». Вторая часть ставит вопрос выявления одаренных. В ней приводится информация о трех крупных современных европейских исследованиях высокоодаренных детей (гл. 3—5), а также описывается альтернативный формальным идентификационным процедурам подход, обоснованный экспериментально (гл. 6). Третья часть затрагивает социально-психологические (гл. 7), педагогические (гл. 8—10), консультативные (гл. 11) и даже клинические (гл. 12) аспекты проблемы одаренности. В приложении приведена избранная библиография по теме «Идентификация интеллектуально одаренных» (Б. Фегер).

Д. Фельдхьюсен (гл. 2) дает обзор некоторых существующих моделей высокой одаренности и высказывает свой взгляд на структуру этого явления. Он приводит психосоциальное определение одаренности А. Танненбаума, включающее общие и специальные способности, неинтеллектуальные факторы и факторы среды, и широко известную трехкруговую модель одаренности Д. Рензулли, содержащую в качестве компонентов способности выше среднего, креативность и внутреннюю приобщенность к задаче. С точки зрения автора, структура одаренности, помимо интеллекта (общих способностей), специальных способностей (таланта) и мотивации, должна включить еще Я-концепцию и самоуважение. В связи с этим Д. Фельдхьюсен считает необходимым заботиться не только о росте интеллектуального потенциала одаренного ребенка и совершенствовании его специальных способностей, но и о формировании у молодежи позитивной Я-концепции и высокого уровня мотивации.

Следующая глава «Идентификация одаренных детей в средней школе и описание их положения в Нидерландах» (Ф. Мёнкс и другие) знакомит со структурой и предварительными результатами исследования, проведенного на 772 подростках (12—15 лет) из девяти средних школ. Исследовательский проект имел две цели: 1) применить на практике батарею психологических методик диагностики одаренности, подобранных исходя из представлений о структуре одаренности Д. Рензулли; 2) описать социально-эмоциональную ситуацию одаренных подростков в школе, взяв в качестве отправной точки ее анализа дальнейшее развитие модели Д. Рензулли Ф. Монксом, который ввел недостающие, по его мнению, переменные социальной среды (семья, школа, сверстники), влияющие на развитие одаренного ребенка. Авторы не приводят подробных данных об эффективности использования выбранного ими инструментария, но отмечают, что учителя успешны в идентификации даже неуспевающих одаренных детей, следовательно, их рекомендациям, как методу диагностики, можно доверять. Было также установлено, что одаренные ученики по своей популярности не отличаются от менее способных сверстников; одаренные, но неуспевающие дети негативно относятся к школе, в то время как одаренные успевающие положительно относятся к школьной ситуации и учебной программе, хотя они адекватны скорее для среднего, а не для способного ученика.

К. Хеллер в 4-й главе описывает развертывающееся лонгитюдное исследование одаренности детей в Западной Германии: его цели, методы, предполагаемые способы обработки данных, а также теоретические основы этого проекта. Автор считает, что на конечный результат деятельности одаренного человека оказывают влияние три фактора: личностные (мотивация, Я-концепция и др.), характеристики среды (отношение учителей, родителей и т.п.) и сама одаренность. Причем неправомерно понимать одаренность только как высокий интеллект, в одаренности есть разные параметры (интеллект, креативность, социальные способности, художественные способности, психомоторика), и, следовательно, могут существовать разные формы одаренности. А потому нужен многогранный инструментарий идентификации, и, кроме того, сама процедура идентификации должна быть ступенчатой, начинаясь с грубого

 

168

 

отбора посредством учительских рекомендаций и заканчиваясь применением стандартизированных тестов.

5-я глава «Идентификация высоко одаренных юношей — методы и опыт» (Г. Трост, ФРГ) начинается описанием Немецкого стипендиального фонда — организации, которая берет под свою опеку наиболее одаренных студентов страны: выплачивает ежемесячную стипендию, дает возможность консультироваться с лучшими специалистами, приглашает участвовать в летних школах и т.п. Далее излагается идентификационная программа, которая обеспечивает отбор претендентов на стипендию; она состоит из трех этапов: 1) рекомендация лучших учеников учителями (XIII класс средней школы), 2) тестирование рекомендованных, 3) участие лучших по результатам тестирования школьников в трехдневном семинаре, во время которого эксперты осуществляют окончательный отбор, наблюдая за кандидатами во время интервью и проблемных занятий. Результаты нескольких контрольных исследований надежности описанной идентификационной процедуры привели автора к выводу об эффективности подобной многоступенчатой программы.

Во всех вышеупомянутых эмпирических исследованиях основным методом идентификации служил тест. Б. Шор и А. Циамис (Канада) в 7-й главе предлагают альтернативный тестированию подход. Своим исследованием они охватили 174 ученика в возрасте от 9 до 13 лет, которые посещали летнюю школу для одаренных детей, причем часть из них была принята по рекомендации взрослого, т.е. без какого-либо предварительного тестирования. Другую группу составили ученики, приглашенные участвовать в занятиях именно из-за своих высоких тестовых оценок. Обе группы были тщательно изучены по ряду психологических характеристик: интеллект, креативность, мотивация и др. При сравнении результатов статистически значимых различий между группами не было обнаружено. Из этого следует, что сложную систему формального отбора тестированием можно заменить менее громоздкой и не требующей денежных затрат процедурой рекомендации.

А. Робинсон (США) в 7-й главе дает обзор экспериментальных исследований того, какие последствия имеет факт признания ребенка одаренным. Автор подчеркивает, что литературные данные весьма противоречивы, однако можно сделать некоторые предварительные выводы. Учителя скорее положительно реагируют на ярлык «одаренный» или игнорируют его, откликаясь на иные характеристики ученика, такие, как спортивность (блестящий, но не занимающийся спортом школьник воспринимается отрицательно), раса (некоторые учителя плохо относятся к одаренным темнокожим детям). Настораживают данные о негативных установках по отношению к одаренным у психологов-консультантов. Что касается семейных отношений, то родители сообщают о позитивных связях со своими одаренными детьми, в то время как не названные одаренными сиблинги могут страдать.

Г. Джеллен и Д. Гулли (США) в 7-й главе обосновывают необходимость дифференцированного образования для одаренных с психологической, педагогической, эпистемологической и социологической точек зрения. Авторы предлагают классификацию 32 понятий, относящихся к дифференцированному образованию одаренных. Понятия распределены по четырем факторам: природа одаренного ученика, роль педагогов, требования к знаниям, потребности общества.

Следующие две главы посвящены проблеме обучения одаренных детей в Венгрии. А. Пек рассматривает структуру, стимулы и проблемные моменты общенациональной системы соревнований, которые проводятся для 10—14-летних школьников по всем школьным предметам, спорту, музыке и другим видам деятельности. Ежегодные испытания, по мнению автора, способствуют идентификации и стимуляции одаренных детей. З. Басори высказывает противоположную точку зрения. По имеющимся у него данным, регулярный успех на высших уровнях соревнования имеют ученики определенных средних школ, а это подтверждает тот факт, что некоторые школы более квалифицированно готовят своих учащихся. Следовательно, соревнование не может быть главным методом идентификации и стимуляции одаренных. Кроме того, автор считает, что для помощи этим детям нужны не особые элитарные школы, а дифференцированное образование в рамках обычных государственных школ.

Б. Фегер и Г. Прадо (гл. 11) знакомят читателя с деятельностью гамбургского центра консультирования одаренных детей; приводятся основные требования к квалификации штата подобного центра.

Последняя глава (М. Децнер, М. Шмитт, ФРГ) отвечает на вопрос клинического прикладного исследования: «Являются ли высоко одаренные дети и подростки особенно уязвимыми к нервной анорексии?» Оказывается, некоторые высокоодаренные

 

169

 

девочки 12—15 лет действительно склонны усиленно контролировать свой вес, что может привести к развитию нервной анорексии. Авторы излагают существующие в литературе гипотезы, объясняющие повышенный для детей-интеллектуалов риск возникновения этого расстройства.

Рецензируемый сборник дает представление и о теоретических подходах к разным аспектам проблемы одаренности (определение самого понятия, структуры феномена, теоретических установок относительно процедуры выявления и обучения одаренных), и о разноплановых экспериментальных исследованиях, проведенных в Европе за последнее время.

Благодаря многообразию освещаемых вопросов книга может быть интересна не только психологам, но и педагогам, врачам, родителям и широкому кругу читателей.

Е. Л. Мельникова

Караганда